Двадцать лет спустя

Мне повезло учиться в пяти разных школах в разных концах нашей страны (там, где есть море и Военно-морской флот, поскольку я из семьи военнослужащих). Возможно, что слово «повезло» вызовет сомнения, но я уверена, что это было именно так – новые гарнизоны и города, новые друзья, учителя, новая возможность завоевать авторитет и показать, на что ты способен. До сих пор я считаю именно так. «До сих пор», потому что еще чуть-чуть, и наступит возраст, который называется «Однажды двадцать лет спустя». Был такой фильм с Натальей Гундаревой в главной роли. В фильме шла речь о встрече одноклассников после двадцатилетия выпуска из школы. Бывшие одноклассники и главная героиня – мать десятерых детей – принимали участие в телепередаче, пытаясь ответить на вопросы о своей жизни, выяснить, что главное произошло в их жизни, и чего они от этой жизни ждут еще. Наверное, самое время отвечать на эти вопросы людям в возрасте «под сорок».

Со всеми своими одноклассниками мне увидеться вряд ли удастся. Даже для того, чтобы встретиться с теми, с кем мы вместе отмечали «последний школьный звонок» и выпускной бал (помнится, он проходил в школьной столовой, а платье мне шила мама – тяжелые времена были в начале 90-х), придется лететь на другой конец страны, к Японскому морю. Туда билет на самолет из Москвы стоит столько же, сколько из Варшавы до Нью-Йорка. Хотя с теми, с кем мы дружили в старших классах, все же встречаемся регулярно, даже организовали как-то встречу в Париже. Наверное, можно считать, что жизнь удалась…

С остальными же одноклассниками есть возможность встретиться только в социальных сетях. И последние несколько дней я предпочитаю проводить больше времени на порицаемых общественностью «Одноклассниках», чем на культивирующем революционное сознание и всевозможные политические срачи Фейсбуке. Я не вступаю в переписку и обсуждение, я просто смотрю, как живут те, с кем когда-то свела жизнь. Многие из них даже меня и не вспомнят – наверное, это и невозможно, когда через школу городка проходят десятки детей из семей военнослужащих, задерживающихся в гарнизоне всего на 3-4 года. Но я помню многих из них.

odnoklassniki_1.jpgС Толиком я училась в первом и втором классах в далеком поселке на берегу Татарского пролива. В этом поселке располагалась база подводных лодок, и мы летом бегали по полузатопленным разобранным субмаринам, а зимой катались вокруг них на коньках по льду замерзшего залива. Кстати, не так давно выяснилось, что в то время, когда я пошла в первый класс, там же служил теперь наш земляк Евгений Гришковец. Первого сентября, когда я стояла на праздничной линейке с первым в моей жизни букетом астр, был сбит южнокорейский «Боинг». Но в те времена все это нас совершенно не волновало. 

Толик был медлительным, на его тетрадках никогда не красовались красные и синие звездочки, свидетельствующие о принадлежности к категории хорошистов и отличников. Но он очень хорошо умел лепить из пластилина фигурки зверей. Наша учительница решила заняться с нами творчеством – мы собирали в лесу деревяшки, полировали, покрывали лаком, делали композиции с лесными животными из пластилина. Толик, не отличавшийся особыми успехами в учебе, вдруг оказался самым лучшим специалистом по пластилиновой скульптуре. Помню, как у меня зарождалось чувство зависти, когда он вместе с другими лепщиками оставался после уроков в классе. Сегодня Толик живет в Хабаровске, работает спасателем МЧС. У него есть хобби – он ходит с друзьями в горы, занимается альпинизмом. Еще у него красивая жена и двое детей. В соцсети много фотографий его семьи, на всех они вместе, на всех – улыбаются.

С Русланом я сидела долго за одной партой в пятом классе. Его посадили со мной, чтобы он «подтянулся» по математике. Это было уже в другом гарнизонном городе в Приморском крае. Помню, как зимой мы мастерили на уроках труда своими руками игрушки, которые затем висели на главной новогодней елке на центральной площади. Еще на центральной площади зимой специально для детей ставили большие деревянные горки, залитые льдом, чтобы можно было кататься просто так, без санок (санки были страшным дефицитом, как и мороженое – его завозили в городок раз в полгода в огромных бидонах из-под молока и продавали на развес в центральном гастрономе). В моем пятом классе учился 41 человек, и если на занятия приходили все дети сразу, из учительской приносили дополнительный стул. В классе только у одной девочки была неполная семья – не было папы, и ее все очень жалели. Когда ее мама снова вышла замуж, радовались, потому что в те времена для нас было как-то совершенно неестественно и дико, если в семье не было одного из родителей.

Сегодня Руслан живет в том же гарнизонном городке, работает таксистом. В прошлом году он побывал в Москве – на «Одноклассниках» фотографии с Красной площади, около Храма Христа Спасителя, Кремля. Под фотографиями – восторженные отклики друзей Руслана, потому что доехать из его городка до Москвы – это настоящее событие. Семья Руслана – это его мама (ее я тоже хорошо помню – она работала в том самом центральном гастрономе), она у него «в друзьях», на фотографиях они вместе и улыбаются.

odnoklassniki_2.jpgС Наташенькой мы учились в параллельном классе в последней моей школе. Наташенька – полноватая взрослая тетенька (впрочем, полноватой она была еще в школе), много-много лет назад вышла замуж за интересного молодого человека, который с годами превратился в интересного мужчину. У них красивая дочь-подросток, которой скоро будет столько же, сколько было нам, когда мы познакомились с ее мамой.

«Нежное личико, черточка каждая, носик курносый сопит... Деньги, карьера - это неважное. Важное рядышком спит!!! Обожаю свою дочу!!!!!!!», - установила она статус в «Одноклассниках» на днях. В прошлом году вся их семья переехала куда-то в Подмосковье, потому что у бабушки семейства – мамы Наташеньки – возникли проблемы со здоровьем из-за влажного приморского климата. На странице в соцсети целый альбом, посвященный этому городку. Семья на шашлыках в каком-то парке, перед кинотеатром, в кафе, на прогулке… Вновь фото из Москвы, с Красной площади. На фото – счастливые люди, которые живут вместе много-много лет и у них по-прежнему все хорошо. Возможно, что все хорошо только на фотографиях? Возможно. Но мне хочется верить, что и в жизни у них тоже все хорошо.

У них нет желания обсуждать губернатора или мэра, наверное, многие из них даже не очень понимают, в чем разница между губернатором и мэром. Наверное, они голосуют за стабильность или вообще не ходят на выборы, они не участвуют в митингах и пикетах, не стремятся заработать все деньги в этом мире, стать генеральными директорами или управлять миром. Им хорошо и так, они счастливы по-своему. И, как мне кажется, по-настоящему. Наверное, им будет, что ответить на вопрос о самом главном в их жизни.  

[x]