В крупный банк требуется пиарщик. Срочно.

Оставим за скобками эстетическую сторону ситуации с появлением рекламы Сбербанка на крыше здания КГТУ. Юридические нюансы ее возникновения также не будем затрагивать — у нас все всегда происходит абсолютно законно. Поговорим о другом — о профессионализме тех, кто в Калининградском отделении Сбербанка отвечает за связи с общественностью, то есть о PR-службе.

Если бы профессиональные ляпы разбирались в суде, то здесь вердикт был бы однозначен — PR-служба виновна! Виновна в том, что не просто нанесла удар по репутации работодателя, и без того не самой лучшей, но умудрилась также «подставить» и вуз, и городскую власть, и сам город вместе с его жителями. Хотя ответственность не снимается ни с вуза, ни с города…

Сооружение, которое возникло на крыше, на языке паблик рилейшнз, скорее всего, носит название имиджевой рекламы. Напомним, что такая реклама не продает конкретный товар или услугу, а формирует (либо поддерживает) благоприятное мнение общественности о компании, символически объясняя, почему именно ее — компанию — нужно любить, уважать и пользоваться именно ее — компании — услугами.

Имиджевая реклама сегодня очень популярна у крупных сырьевых компаний страны, которые кроме того, что извлекают прибыль из своей деятельности, также несут серьезную социальную нагрузку. Значительные финансовые средства — помимо налогов — вливаются в развитие муниципалитетов, учреждений науки, культуры и других богоугодных заведений.

Информирование о социальной стороне своей деятельности является для этих компаний прямым путем если не к «дружбе» с общественностью, то хотя бы к взаимопониманию и партнерству, которое, кстати, все чаще именуют социальным. И вот в этом случае на помощь приходит такой механизм, как имиджевая реклама. Интересно и тонко задуманная, красиво воплощенная она становится эффективным инструментом репутационной поддержки компании.

А теперь возникает резонный вопрос — что хотели сказать и главное — чего добиться своей рекламной конструкцией пиарщики местного Сбербанка?

В начале статьи не просто было сказано, что это «скорее всего» имиджевая реклама. «Скорее всего, имиджевая» она потому, что явно не продающая. Но по сути дела — о каком имидже мы говорим, господа пиарщики?

Что хорошего можно сказать о банке, который размещением гигантских зеленых букв на крыше исторического здания:
а) свел на нет уникальность его архитектурного облика;
б) внес свою лепту в откровенную безвкусицу оформления центральной площади Калининграда, по которой давно нужно водить экскурсии по теме «Как нельзя застраивать город»;
в) показал, что откровенно страдает манией величия: «я самый большой и самый богатый, а вы все… твари дрожащие, и мне на вас наплевать — как раз с крыши памятника архитектуры, да и на саму крышу заодно»;
г) подверг очевидной опасности людей, транспорт и само здание в случае шторма или урагана (эти явления, как ни странно, случаются в наших краях)?

Следующий чисто профессиональный вопрос, господа пиарщики. Допустим, что все вышеизложенное — это субъективное мнение и вкусовщина, и что все большое, яркое и блестящее — это действительно красиво. Но какую новую информацию о деятельности вашего банка можно почерпнуть из этой рекламы? Ассоциативно возникает предположение, что банк взял на попечительство преподавательский состав и студентов университета, причем, хорошо взял, по-крупному, возможно, даже открыл свое отделение в здании университета, и не просто отделение, а самое большое в городе! Скажите, это действительно так? Это социальное партнерство с университетом?

Если же это никакое не партнерство, а просто реклама, рассчитанная на продвижение и узнаваемость бренда (на что очень похоже), то с этим вы явно опоздали. К чести вашего работодателя надо сказать, что с узнаваемостью у него все в порядке, равно как и с клиентурой (многие бабушки кроме Сбербанка других и не знают).

И, наконец, последний вопрос: какого «выхлопа» вы ждете от этой рекламы? На что вы рассчитываете? На еще больший наплыв клиентов? Да банк и с теми, кто есть, не справляется. По части сервиса банку еще далеко до совершенства, а при таком раскладе умная организация должна вести себя скромнее.

И что получается? Реклама бессмысленная? А значит деньги — и немалые — потрачены впустую? Значит, «двойка» пиарщикам Сбербанка за теорию и практику общественных связей!

Уважаемое руководство Сбербанка! Все эти ляпы бьют не только по вашему имиджу. Они ставят под удар и вуз (в глазах местной общественности), и городскую власть (в ее же глазах) и самих горожан (в глазах гостей). Получается, что это — анти-пиар, причем метко попадающий сразу в несколько целей, в том числе, и в сам Калининград. Спрашивается — зачем вам такие пиарщики? Срочно набирайте новую команду и приступайте к формированию новой информационной стратегии!

P. S. То, что в банках преимущественно работают люди, далекие от тонкого понимания искусства, истории и архитектуры, — это нормально. Никто не требует от них изысканности вкуса и понимания высоких материй — они, как говорится, в своей номинации — на другое учились. Но, простите, куда смотрели вы, доктора наук, заслуженные работники образования и руководители университета, городские архитекторы и художники?! Неужели вам тоже все равно, в каком городе вы живете и что о вас думает общество? Если это так, то зеленые буквы на крыше — это прекрасный символ вашего служения «золотому тельцу», выразительный до смеха и простой до гениальности.