С барского плеча

Год назад коллеги из Краснодара, с которыми я встретилась во время поездки на Кубань, удивленно округляли глаза на рассказ про отношение Калининграда к остальной части страны. «Калининградцы что, правда, говорят „большая Россия“? Лен, слышишь, там в Калининграде люди на выходные ездят в Европу и называют нас „большой Россией“», — удивлялся краснодарский журналист.

Они нам, русским «европейцам», немного завидуют. Мы же завидуем настоящим европейцам и проклинаем свое «особое географическое положение» в России. Порцию проклятий в карму получают все более или менее причастные к организации авиаперевозок, когда нам приходится покупать авиабилеты в ту самую «большую Россию». Множество нелестных выражений крутились и в моей голове на днях, когда мне пришлось отказаться от полуторачасового перелета в Санкт-Петербург в пользу 25 часовой поездки в поезде. Просто за транспортировку своего тела самолетом туда-обратно мне пришлось бы отдать что-то около 11 тысяч рублей, а путешествие на поезде обошлось всего в 3 тысячи рублей.

Помните, как мы воротили нос от льготных авиабилетов? Так и хотелось плюнуть в лицо правительственным чинам и, гордо бросив «подавитесь вашими подачками» (где это видано, отдавать за 1,5 часа 3600 рублей?), найти билет за меньшие деньги. Или не летать совсем — вот еще, будем мы кормить этих барыг-авиаперевозчиков, взвинтивших цены в жаркое лето 2010 года. Но потом все как-то свыклись с мыслью, что ничего дешевле нет и, по всей видимости, не будет. К тому же на 4 месяца в году 2012-м льготы были введены для всех калининградцев, а не только для странной категории «до 23 и после 60».

Летали, знаем. Билеты в Питер этим летом за 3300 рублей можно было найти не во всех авиакассах города, но задача оказалась вполне реальной. Таких, как я было 44 тысячи. За свои услуги авиакомпании (читай — в основном «Аэрофлот» и ГТК «Россия») получат из федерального бюджета около 88 млн рублей. Но счастье было недолгим: с 15 сентября самый дешевый билет в Санкт-Петербург стоит 5600 рублей. Для всех. Забудьте про привилегированную калининградскую прописку как минимум до следующего 15 мая.

Если честно, сейчас воротить нос уже совсем не хочется. Хочется, чтобы кто-нибудь там наверху снова расщедрился на подачку и позволил летать «дешево» круглый год. О том, что за наши путешествия, фактически, платит вся остальная России, мы предпочитаем не думать. Ведь скоро, глядишь, этой «остальной России» тоже позволят покупать билет в Калининград по «льготным тарифам» — вице-премьер Аркадий Дворкович дал поручение заложить в федеральном бюджете пару сотен миллионов рублей, чтобы сделать регион-отщепенец открытым для россиян.

Только почему от этой, по сути, радостной новости меня не покидает ощущение униженности? Словно кинули кость с хозяйского стола — мол, отстань, не мешайся тут, и перестань тявкать о дорогих билетах. Видишь, правительство помогает, кормит, правительство — самый щедрый хозяин. И мы хватаем этот ничтожный кусок, и, радостно виляя хвостом, утаскиваем в конуру. Больше не тявкаем — все равно рассчитывать на лучшую жизнь не приходится.

Не будем вспоминать о счастливых временах «КД авиа», это было, кажется, в какой-то прошлой жизни и не с нами. Вспомним о начале 2011 года, когда благополучно летали лоукостер «Авианова» и сравнительно недорогой «СкайЭкспресс». Тогда на горизонте маячила надежда на дешевые билеты, и калининградцам стало чуть легче дышать. Надежда эта оказалась лишь призрачным миражом в калининградской пустыне. Авиаперевозчики ушли, не попрощавшись, в октябре 2011 года, не выдержав российской действительности и конкуренции с великанами. В ноябре растаяла и ГТК «Россия», поскольку 75% минус 1 акцию компании купил ОАО «Аэрофлот». Ровно в это же время появились льготы на полет в Москву и Санкт-Петербург (второй маршрут полностью монополизирован) для всех калининградцев. Простое совпадение, принесшее авиамонополисту несколько десятков миллионов рублей из бюджета.

Но мы-то с вами счастливы, поскольку ничего другого нам не остается. Высунули языки и заискивающе заглядываем в глаза в ожидании очередного великого барского жеста. Вот вам, пожалуйста: президент Владимир Путин пообещал льготные билеты в рамках Чемпионата мира по футболу в 2018 году, Аркадий Дворкович великодушно распорядился осчастливить льготами всех россиян, желающих побывать на территории далекого кусочка страны. Шуба с барского плеча, не иначе. Шуба, которая, по предварительным расчетам, обойдется федеральной казне где-то в 700 миллионов рублей.

Наша участь — завидовать европейцам. У них есть лоукостеры и билеты по 20 евро, а у нас есть «Аэрофлот» и субсидии на перевозки. И при действующем законодательстве, когда быть хорошим и социально направленным совсем невыгодно, такие билеты у нас никогда не появятся. А изменить законодательство в пользу лоукостеров — это значит обидеть старых добрых монополистов. Барин не может раздать обездоленным все свои шубы, иначе, какой же он тогда барин? Поэтому будем ждать очередной подачки с 15 мая 2013 года. Глядишь, тогда я снова слетаю в Краснодар, и какой-нибудь коллега мне с завистью скажет: «вы, калининградцы, не только в Европу на выходные ездите, но и в „большую Россию“ по льготным билетам летаете». Он позавидует, но так и не узнает, как это обидно — подбирать кости, небрежно выброшенные на пол с хозяйского стола.