Суверенная демократия и пенсионеры

Вот. Случилось. Пять сотен пенсионеров пришли в областную Думу и сказали то, что думают. То, что видят в «народных избранниках» не защитников их интересов, а «убийц», «ворюг», «крыс». Пять сотен людей того возраста, в котором тебе уступают место в трамвае и поздравляют с днем пожилого человека. Возраста, в котором в иных землях люди умиляются успехам внуков и путешествуют по миру, стремясь увидеть, запомнить, пусть и ненадолго, все то, что не смогли раньше. Когда трудились на благо своих детей, своей страны.

Пятьсот – это много или мало? Одна тысячная часть населения города. Мало? Но сколько осталось дома, сколько побоялись – потому что они помнят, что бывало с выступающими против государственной власти, скольким попросту не хватило сил, чтобы добраться до улицы Кирова из, например, Балтийского района?

«Ни одна слеза ребёнка не стоит всех богатств мира». Это Достоевский сказал. Вроде бы умный мужик был. В школе его проходят. Стоят ли все богатства мира, или – богатства отдельно взятой страны, одного города слезы пожилого человека? «О гуманности государства судят по тому, как оно относится к своим старикам». Это сказал другой человек. Не знаю, кто именно – возможно, стоило читать Достоевского в школе. Это такие забавные слова – их повторяют настолько часто, что смысл как-то медленно, но верно забывается.

События, развернувшиеся в четверг утром у здания областной Думы явственно показывают, в каком состоянии находится политика в Калининградской области. Наверное, депутаты нынешнего созыва (кроме организовавших митинг коммунистов) защищают чьи-то интересы. Бог его знает, чьи именно. Но определенно – не пятисот пришедших к ним под двери пожилых людей. Потому что они разными способами – кто под защитой телохранителей, кто – через черный ход – проникли в здание парламента и провели очередное заседание. А пенсионерам спикер Сергей Булычев пообещал рассмотреть их проблемы спустя 5 дней. На внеочередном заседании. Возможно, Сергею Васильевичу было легче. Ведь сложно предположить, что в Калининград приехали его избиратели – из Черняховска. Край неблизкий.

На фоне всех этих примечательных событий образуются новые партии. С забавными названиями – Россия «Справедливая», Россия «Свободная». «Единая» уже есть. Голосовать на выборах в следующем году можно будет только за одну. То есть, или «справедливая», или «свободная», или «единая». Интересно, какую Россию выберут в 2007 году пришедшие в четверг на Кирова, 17 старики? То есть, те из них, кто доживут до выборов.

Тут многие комментаторы пишут, что не понимают, зачем авторы рубрики «Есть мнение» пишут в нее тексты. Покаюсь прилюдно – я тоже не понимаю, зачем сегодня я включил компьютер и запустил текстовый редактор. Зато знаю совершенно четко четыре других вещи.

Первое – что моей бабушке крайне повезло. Потому что ее пенсия позволяет не думать особенно о монетизациях и льготах. Конечно, она о них думает, потому что проработала полжизни в статуправлении и привыкла считать все, что ее окружает, а в особенности – ее деньги. Но денег вроде бы хватает, а если не хватит, то рядом есть дочь и внук. Которые вроде бы тоже не бедствуют. И это все очень хорошо, даже для меня лично. Потому что если бы моей бабушке или кому-то еще из родственников пришлось идти к зданию областной Думы и кричать «Убийцы», я бы плюнул на свою работу – становящуюся, как это ни прискорбно, все более конформистской – и сделал бы что-нибудь очень неприятное депутатам.

Вторая вещь, кристально ясная мне в этой ситуации – я сделаю все для того, чтобы не зависеть в старости от государства. Неважно, в каком именно государстве мне будет суждено эту самую старость встретить.

Третья истина, о существовании которой я давно подозревал, заключается в том, что государственная политика направлена на какие угодно цели, но вовсе не на «маленького человека». Можно сколь угодно долго и пространно рассуждать о геополитических тенденциях, внешнеполитических курсах и позиции страны на мировой арене. Но если золотой запас, объем стабфонда и прочие «запасы, не тянущие карман» растут как на дрожжах, и в то же время в отдельно взятом регионе на краю страны пенсионеры ходят к зданию Думы и кричат обидные слова – это все неправда.

В пятницу днем активисты движения «Наши» на площади Победы собираются поздравлять ветеранов Великой Отечественной войны. Их, честно говоря, жаль. Они, эти активисты, тщательно изучают труды кремлевского идеолога Вячеслава Суркова. В последнее время он много и пространно рассуждает о некоей «суверенной демократии». Я два раза прочел статью господина Суркова в глянцевом журнале «Эксперт», но ни разу не понял, что это такое – «суверенная демократия». Возможно, стоило читать в школе Достоевского. Но я знаю точно и наверняка, что когда старые люди вынуждены ходить к дверям представительных органов и кричать обидные слова – это не «суверенная демократия». И даже не этап на пути к ней. Это четвертая максима, в которой я на сей момент уверен.

Такие дела.

[x]