На дне города

В среду власти Калининграда официально заявили о том, что известно уже два дня как — что День города в 2013 году состоится 13 и 14 июля, а на его проведение планируется потратить не более 11,2 млн рублей. Эта информация содержится в документации конкурса на организацию безудержного веселья, объявленного ещё в понедельник. Сущие мелочи по сравнению с прошлогодними официальными 13 миллионами. Это, правда, если верить сегодняшним заявлениям. Потому как в прошлом году начальник управления культуры горадминистрации Светлана Сикоза говорила, что из бюджета Калининграда на празднование Дня города-2012 было выделено «порядка 7 млн рублей». Несостыковочка.

Но дело не в миллионах. Точнее в них тоже, но не только. Главная новость заключается в том, что новостей ждать не стоит. День города-2013 будет как две капли воды похож на празднование в прошлом и позапрошлом году. Стабильность — залог успеха, уверены в мэрии, однако эта стабильность всё больше попахивает плесенью. В 2012-м дату хотя бы вернули на лето, но и это событие прошло, в целом, незамеченным, как ни костерили городские власти те, кому не нравился День города ранней осенью. Теперь же всё как под копирку.

Итак, что же хочет приобрести мэрия за скромную сумму в 11 с небольшим миллионов? Разработку идеи и девиза праздника. Судя по желаемому наполнению, на этой составляющей вполне можно было сэкономить, достав из закромов что-нибудь незабвенное вроде «Тебе, Калининград, добро и красоту». Мероприятия на главной площадке, включающие, конечно же, выступления «звёзд российской эстрады с репертуаром, соответствующим тематике мероприятия». Ограничений тут нет, так что можно ожидать триумфального возвращения Олега Газманова с сыном или Лады Дэнс или ещё какого-либо уроженца города, не гнушающегося заработком миллиона-другого на выступлении в день его рождения. Почему именно российской? Потому что тематика. С идеями на российской эстраде, будем честными, большой дефицит, если не брать в расчёт распахнутую на волосатой груди с крестом рубаху.

Как и в прошлые годы, в 2013-м предполагается использовать концепцию пешеходной зоны, которую власти намерены наполнить 800 артистами, музыкантами, художниками и прочими исполнителями оригинального жанра. Четыре сцены на проспекте Мира, фестиваль бардов на Верхнем озере, события в районах и посёлках. Кругом висят треугольные двусторонние вымпелы (250 штук), транспаранты, а также — воздушно-художественные формы «Морские глубины». Кругом царит «техническое оснащение праздника», из всех щелей трепещет «художественное оформление сценических пространств», а «творческие коллективы» проводят искромётные «культурно-массовые мероприятия». 

Это всё, кстати, цитаты из официального пресс-релиза мэрии. Позволяющие оценить креативность подхода; именно так уже который год всё и происходит. Соответствует, так сказать, тематике мероприятия. Которая, если говорить откровенно, попросту отсутствует. Сменит «добро и красоту» какое-нибудь «все флаги в гости к нам» или иная суконная формулировка вместо внятной идеи — что мы празднуем, зачем и как. Задача свалить всё, что имеется, в одну кучу: 800 артистов, не менее, духовые оркестры маршируют, барабанщицы барабанят, а промеж них катается на очередной модификации своего велосипеда, теперь, возможно, с песьей головой на руле (нужно соответствовать тенденциям времени), бессменный режиссёр как театра кукол, так и Дня города Александр Перебейнос.

Самое печальное — то, что непонятно, кому в этой ситуации можно предъявлять претензии. Чиновники выполняют свою чиновничью работу, размещают муниципальный заказ. Претендентов на его выполнение будут оценивать всего по двум критериям — стоимости работ и опыту их реализации. Причём на первый приходится 80% в итоговой оценке участников конкурса. Кто дешевле, тот и лучше. Вроде бы логично с точки зрения экономии бюджетных средств, но несколько тлетворно для организации весёлого празднования. Исполнители, в свою очередь, лишь выполняют поставленную задачу, находясь в ограниченных рамках бюджета. С известной степенью уверенности можно предсказать, кто победит в конкурсе — и ведь в этих самых рамках выполнить эти самые задачи лучше кто-либо иной в самом деле вряд ли сможет. Да и основная масса населения серьёзных претензий предъявлять не будет, особенно учитывая, что потуги государства по ограничению употребления спиртного более, чем на кампанейщину, не тянут.

В связи с тем, что свежие и креативные праздничные идеи не нужны ни заказчикам, ни исполнителям, ни непосредственным потребителям, вряд ли стоит ожидать, что День города сможет когда-либо привлечь сколь-нибудь значимое количество туристов. «Культурно-массовые мероприятия» «творческих коллективов» — ну кто решит оформить не самую простую на свете российскую визу ради таких вот завлекалочек? Те же поляки из входящих в безвизовую зону регионов тоже подумают дважды, стоит ли тратить время на пробки на границе. Конечно, если узнают о нашей феерии самодеятельности. 

Слишком часто, так часто, что почти всегда, идея у нас скрывается за ширмами и вывесками. Да так качественно скрывается, что исчезает без следа. Зачем мы отмечаем День города? Что мы хотим показать себе и окружающим? Что у нас много художественной самодеятельности, которой негде показать себя? Что мы можем сэкономить собственные деньги, потратив на главный в году городской праздник в шесть раз меньше, чем на один новый трамвай? Что у нас есть ветераны становления города, про которых мы вспоминаем по праздникам? Что мы умудрились в мирное время изничтожить почти всё историческое наследие, устоявшее под бомбами союзной авиации и артиллерией Красной армии? И продолжаем добиваться завидных успехов на этом поприще?

Да послушайте же, в этот странный день, точнее два дня (бессмыслица даже здесь — пусть уж будут Дни города, что уж там) на улицы выходит столько народу, сколько не бывает в День Победы и Новый год вместе взятые. Но там хоть понятно: первый — память былой военной славы и избавления от самого страшного в прошлом веке врага, второй — якобы начало чего-то нового, перерождение и поздравление президента. Зачем мы выйдем на улицы 13 и 14 июля, кроме как за с каждым годом всё более скромными уличными угощениями прижимистых рестораторов и концертом какого-нибудь условного «Чайфа» под удачно пронесённое к Дому Советов пивко? Единственный раз, когда в праздник была вложена какая-то идеология, случился в 2005 году. Идея отмечать 750-летие Калининграда была несколько безумной с точки зрения истории, но она была идеей. Кроме того, там была конкретная дата, а не так, как сейчас — «где-то в июле».

Печальнее всего то, что даже эта сомнительная, 750-летняя идея была привнесена в местное сообщество федеральными дельцами. Суть не в том, как они распорядились упавшими на голову миллиардами, и что от них досталось нам. Хотя улица Гагарина по сей день не оправилась от скоропостижного ремонта, проведённого с одной целью: чтобы по ней проехал президент Путин (он, к слову, прибыл к Королевским воротам с другой стороны). Дело в другом. В том, что нельзя просто смешать все имеющиеся под рукой недорогие ингредиенты, взболтать и наслаждаться вкусом. Коктейль «Лонг-Айленд», получаемый смешиванием полудюжины крепких напитков и пары ликёров, подходит только для того, чтобы быстро и качественно упиться до бессознательного состояния. Почти так же эффективно, как водка, но с выпендрёжем.

Мы сохраняем брусчатку, чтобы сохранить брусчатку и ощутить себя причастными к культуре. Мы убираем брусчатку, чтобы очередной близкий к чиновникам администрации подрядчик заработал на городе побольше денег. Мы проводим Чемпионат мира по футболу, чтобы выдоить из федерального бюджета пару десятков миллиардов. До тех пор, пока мы не поймём, зачем мы празднуем День города, всё больше и больше калининградцев будут считать за правило уехать на эти дни за его пределы. И всё меньше и меньше горожан будут считать этот город по-настоящему, искренне, осмысленно своим. А наслаждаться городскими праздниками мы будем в сопредельных государствах, благо возможностей для этого всё больше. Такие вот воздушно-художественные формы, соответствующие тематике мероприятия.
[x]