«Нет коррупции! Йоу!»

Вы, возможно, и не заметили. Но в минувший вторник в самом центре Калининграда боролись с коррупцией. Истово, местами даже истошно, с надрывом и страстью. Многократно усиленными мегафоном молодыми голосами.
Бремя борьбы с тлетворным явлением, которое Большая Советская Энциклопедия трактует как «преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения», взвалило на себя молодежное крыло «Единой России». Примечательно, что акция, случившаяся в минувший вторник, стала первой, в ходе которой «молодогвардейцы» объединили свои усилия с активистами антифашистского движения «Наши».
Акция по борьбе с коррупцией стартовала непосредственно с того места, где исторически берет начало само тлетворное явление «мздоимства и казнокрадства» - у подножия «Матери-России». Два десятка «молодогвардейцев», энергично размахивая флагами с символикой движения и разнообразными транспарантами, взяли курс на площадь Победы. Невзирая на красный сигнал светофора, молодые люди миновали два пешеходных перехода и ринулись к Триумфальной колонне. По пути следования некоторые прохожие пытались узнать – кто это и что это? «Это “Молодая Гвардия” против коррупции», - был им ответ. В свою очередь, отдельные демонстранты старались привлечь внимание спешащих по своим делам девушек: «Девчата, давайте с нами, против коррупции!». Однако, антикоррупционные идеи как-то все больше отталкивали юных калининградок.
Достигнув цели, «молодогвардейцы» выстроились в шеренгу и ощетинились обличающими коррупцию плакатами. С боков их порыв подкрепили четыре представительницы движения «Наши» с красными флагами, украшенными белыми крестами.
В течение следующей половины часа собравшихся развлекали функционеры обоих общественных движений, на разные лады распинавших коррупцию. Она, эта подлая и ненавистная коррупция, «угрожает стране, в которой мы будем жить завтра». Коррупция, по словам выступавших, пронизала все сферы жизни – и детские сады, и ВУЗы, и властные структуры. Антикоррупционная комиссия, как заявил один из многочисленных пресс-секретарей калининградского движения «Наши» Дмитрий Новик, не возымела действия, посему активисты намерены бороться с ней «непосредственно и жестко».
Рецептов, как побороть «мздоимство» в ходе митинга было сформулировано всего три. Во-первых, не давать ровным счетом никаких взяток. Ни в университете, ни в детском саду при сдаче туда потомства, ни при общении с чиновниками. Во-вторых, молодые политики твердо убеждены, что смогут заменить ныне власть имущих, а затем установить в административных органах четкую дисциплину и лично пресечь взяточничество. Ну и, несомненно, одним из главных способов искоренения коррупции на сегодняшний день является посещение подобных митингов. Вскарабкавшаяся по собственной инициативе на импровизированную трибуну пожилая женщина предложила молодежи явиться на митинг 28-го февраля. «Пожалуйста, вы тоже нас поддержите. Мы будем там выступать против коррупции и…», - начала она. «И против коррупции», - пресек всякие антимонетизационные настроения плечистый юноша, державший у рта дамы мегафон.
Чуть позже я попытался выяснить позиции участников и организаторов пикета по двум крайне актуальным вопросам – каковы же конкретные механизмы борьбы с коррупцией и как антикоррупционная молодежь оценивает досрочный выход на свободу наиболее известного взяточника современного Калининграда, Саввы Константиновича Леонова. Ведь неотвратимость наказания, как известно, является одним из столпов права, в том числе – уголовного. Нынче этот столп оказался изрядно подмоченным.
Оказалось, что по обоим вопросам позиции пикетчиков расходятся. Рядовые плакатоносцы и флагомашцы обещали лично взяток не давать и на митинги ходить – как им и рекомендовали выступавшие старшие товарищи. Руководящий состав «Молодой Гвардии» оказался более изобретателен. «Нам необходимо предпринимать какие-то более действенные методы по этому поводу», - провозгласил со скамейки господин Новик. Его коллега, член политсовета «Молодой Гвардии» Антон Мыц предположил, что победа возможна только при «решительных действиях власти». Уточнить, какими должны быть эти действия, господин Мыц затруднился: «К сожалению, я пока не являюсь членом органов власти. Но думаю, что органам правопорядка более известно, как бороться». Впрочем, Антон Мыц настоятельно предложил молодежи произвести кадровую революцию. Видимо, чтобы уже на месте выработать методы борьбы с ней, родимой.
Напротив, тема безвременно освобожденного экс-вице-губернатора вызвала некоторый раскол в рядах борцов с коррупцией. Если все тот же Антон Мыц считает, что «судебной власти были виднее причины, по которым он был выпущен на свободу» и думает, что «у него очень было очень плохо с сердцем», то исполняющий обязанности начальника штаба «молодогвардейцев» Евгений Чернышев согласился: такие прецеденты могут дискредитировать саму идею борьбы с коррупцией. «Безусловно, чиновники такого ранга не должны позволять такие вещи. Надеюсь, что судьба его сложится… дай ему бог всего наилучшего… не в органах власти», - слегка смутившись, пожелал господин Чернышев. Он также сообщил: «молодогвардейцы» завели специальный телефонный номер, на который может позвонить каждый, кто столкнется с коррупцией лично. Данные о взяточниках будут переданы председателю Думы, Горсовета, главе фракции «Единой России» в парламенте и даже мэру. Назвать этот номер начальник штаба, впрочем, затруднился. Про прокуратуру же вспомнил только когда обращаться туда предложил ваш покорный слуга. А жаль.
Резюмировал общий настрой некий Альберт Тиксин. Он, прочитал весьма скомканное обращение с заранее заготовленной бумажки, оглядел собравшихся и выкрикнул: «Вы обязаны бороться за свои права. Ура, товарищи! Йоу!».
Вероятно, участники акции на площади Победы за организацией митингов пропустили последнюю пресс-конференцию президента страны Владимира Путина. Общаясь с журналистами, глава страны однозначно заявил: другого наиболее эффективного способа борьбы с коррупцией, кроме развития гражданского общества и свободы средств массовой информации, нет. Не знаю, кто как, а я вижу развитие гражданского общества вовсе не в посещении митингов – скорее уж в визитах в прокуратуру по факту взимания взяток. К сожалению, последние из освещенных в прессе коррупционных скандалов имели отношение скорее не к коррупции, а к переделу власти в силовых ведомствах, например ряд задержаний чиновников МЧС. Ну а пресса – свободная, спору нет, но притом крайне небогатая – с радостью принимает щедрые финансовые вливания из недр партии власти и разнообразных ее крыльев. Активистам «Наших» и «Молодой Гвардии» об этом известно не хуже меня.
Тем временем, Общественная палата России, точнее – ее подкомиссия по проблемам противодействия коррупции, издала целый доклад по борьбе с этой болезнью. Руководимый автором энциклопедии «Кенигсберг-Калининград» Андреем Пржездомским коллектив предложил задействовать общественные механизмы и СМИ, ужесточить уголовную ответственность за коррупцию, ввести обязательную антикоррупционную экспертизу законопроектов, принять специальный закон о противодействии коррупции и много чего еще. Жаль, организаторы митинга в Калининграде не направили свой пыл на воплощение в жизнь выводов подкомиссии, ограничившись лишь прокламациями.
В общем, борьба с «мздоимством и казнокрадством» идет полным ходом на всех уровнях. Не забудьте напомнить об этом, когда будете общаться с сотрудником ГИБДД, директором детского сада или представителем управления архитектуры мэрии Калининграда. И обязательно выкрикните магическую фразу «Ура, товарищи! Йоу!». Тогда коррупция, конечно, падет. Навсегда.

[x]