Реклама – двигатель морали

Кроме политической стабильности и экономического благополучия есть в нашем государстве еще более важные черты. Это непрерывная тяга к моральности и здоровому образу жизни. Тяга, имеющая корни, наверное, в «Кодексе настоящего коммуниста» и передаче «Утренняя зарядка» — сегодня она, наконец, вступает в полноценные права.
А что такое мораль?   В университете умные профессора учили меня, что универсальной морали нет, что мораль варьируется в зависимости от общества, ситуации, субкультуры. Поэтому это категория условная. Таким образом, некорректно называть какую-то систему моральных ценностей хорошей или плохой.  
Но вот в нашей стабильной и благополучной стране с моралью все сложнее. Она то исчезает напрочь, то становится вездесущей. Есть неприкосновенные святыни, одно упоминание которых в неподобающем контексте смерти подобно, а есть области, где позволено все.  
Реклама в нашей стране находится вне морали. То, что рассчитано на стимулирование продаж не может быть моральным. Здесь все средства хороши. Поэтому зона рекламы всегда щекотала нервы блюстителям морали и нравственности. Сперва,   их напрягали женские ноги в чулках, потом прокладки, затем мобильные вампиры. Реклама всегда имела тягу к явлению народу различных аномалий, уродств и глупостей в общем всего того, что показывать и озвучивать не стоило бы, но что так хорошо привлекает внимание людей.    
Но солидная Военно-мемориальная компания  это вам не Евросеть и Тампакс. Своими основными девизами эта достойная контора считает: « Военную четкость, Качество услуг и, конечно, Моральный долг». Долг перед ветеранами, входящими в основную целевую группу компании, статья особая. Когда заявляешь подобное, банально «рубить бабло» на стариках уже не имеешь права. Нет, конечно, похоронить их достойно и желательно быстро,  намерение бесспорно объяснимое с точки зрения настоящих профессионалов ритуального бизнеса. Будь их воля, они бы вообще всех укатали в бетон и надгробия поставили. Но вот демонстрировать подобные намерения посредством рекламы это конечно не только аморально, но и смешно.
Кто бы мог оградить нас и наших ветеранов от столь аморальных действии? Никто. В России до сих пор нет никакого государственного органа или комиссии, следящей за моралью в рекламе, СМИ, кино- и музыкальной сферах. Появись она и это означало бы появление цензуры. Поэтому пока на контролирующую роль в медийной сфере может претендовать только пресловутая Общественная палата.      
Печально, что рекламный просчет приобрел оттенок расовой неприязни. Директор филиала ВМК Радик Хусаинов, конечно, не аристократ духа, но именно его компания устанавила мемориальную доску общественному деятелю и председателю областного комитета ветеранов Исааку Шустеру. Именно его компания   увековечивает  память о немецкой поэтессе Амброзиус Иоганне. Я уже не говорю о сотнях и сотнях перезахоронений и установке памятников русским красноармейцам. Публичное покаяние Хусаинова в лучших христианских традициях - достаточная расплата за его ошибку. Он сам оказался заложником своей глупости.  
Пугает другое - попытка повальной коммерциализации символов Великой Отечественной. И реклама тут не причем. Недавно на аукционе Сотбис в последний момент остановили торги советскими орденами. В прошлом году неподалеку от Мамаева кургана по инициативе местного предпринимателя открыли чисто коммерческий Музей Сталина и кафе рядом. Я уже не говорю о масштабной черной и не только торговле атрибутикой и оружием времен Второй мировой. В этом русле инициатива ВМК еще одно звено в этой цепочке. И злосчастная реклама просто следует общим тенденциям нашего «морального» общества.