Снова здорово…

Конец прошлой недели примечателен не только выборами. И кроме них на просторах нашей Родины произошло много чего интересного. Например, организация с говорящей аббревиатурой ФАС снова обнаружила непорядок в торговых сетях. И в очередной раз будет «принимать меры».

Как пишет ОПОРА России на своем сайте : «Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) ищет способы борьбы с товарами, выпускаемыми торговыми сетями под собственной маркой - так называемыми «private labels». Антимонопольное ведомство считает, что в результате их реализации на рынке ограничивается доступ для поставщиков наиболее востребованных продуктов питания».

Антимонопольщики в лице начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофея Нижегородцева даже предположили, что выпуск таких товаров может стать (подумать только!) очень удобным инструментом шантажа: «Мы получили письмо от поставщиков крупных торговых сетей, в котором сообщается о том, что торговая сеть сообщила им о сокращении товарооборота их продукции на 40-50%. Поставщикам предложили предоставить торговой сети дополнительные бонусы для того, чтобы их товар оставался на рынке. У нас есть основания предполагать, что на самом деле сокращение товарооборота связано с тем, что эти 40-50% будут заняты товарами так называемого private label».

Самое интересное скрывается, как и всегда, за самым непонятным. Вот что такое «дополнительные бонусы»? Вряд ли кто-то подумает, что магазины хотят получить от своих поставщиков бесплатные календарики. Речь идет, в лучшем случае, об увеличении скидки. Но бывает и так, что торговец сразу сообщает, сколько он получит дохода с товара. Не с проданной штуки, а с полученной на склад! Например, магазин берет на реализацию товар при условии, что с каждой единицы он получает, допустим, 30% от цены поставки. Сам товар при этом может вообще не появиться в продаже, - продавец все равно получит свою «законную» треть. Потому что следить за тем, что лежит на прилавке – тоже обязанность поставщика, считают в некоторых торговых точках.
Несправедливо? Еще бы! Бороться с этим надо? Конечно!

Так бы и хотелось похвалить ФАСовцев за проявленную бдительность и умение распознавать новые уловки недобросовестных ритейлеров, если бы не одно «но»… Может, в большой России эти события и впрямь что-то новенькое и неожиданное, но у нас в Калининграде почва на этой поляне вспахана, удобрена и засеяна уже давно. Более того, мы уже не цветочками на грядках любуемся, а вовсю ягодки собираем.

Еще во времена губернатора Владимира Егорова проходило совещание в тогда еще Администрации Калининградской области с представителями торговли и молокопроизводителей. Цены на молоко в магазинах за две недели поднялись на 40%. Тогда ответственными за это безобразие оказались переработчики. Они, покупая сырье у производителей по старым ценам, свою продукцию в магазины отпускали по новым, мотивируя это подорожанием ГСМ. Местная ФАС даже отправляла запросы самым крупным компаниям по поводу резкого и одновременного повышения отпускной цены на молоко. Именно после этого совещания появилось то самое «социальное молоко» - жирностью 2,5% и объемом 0,9 литра. И, между прочим, на этом совещании один из небольших молокопереработчиков мне в частном порядке рассказал, что торговые сети требуют с них «арендную плату» за место на прилавке. «Черным налом».
Это было в конце 2004 года.

Через год, при губернаторе Георгии Боосе, местные крупные оптовики тоже анонимно плакались про «невероятные» условия договоров поставок в одну из торговых сетей. С них требовали отпускать товар «по самым низким ценам в регионе». И грозили отказом от «сотрудничества» при несогласии. При этом цены для покупателей практически не отличались от цен в других магазинах.

Да и с товарами private labels наших ритейлеров дела обстоят прекрасно.
И почему-то не верю я, что эти обстоятельства неизвестны «тем, кому надо». Мне непонятно, зачем нужно было ждать три года? Что, сигналов не было? Контролирующие органы у нас работают только по заявлению?
Кстати, ничего плохого в товарах private labels лично я не вижу. Если все «по справедливости». Если молоко, масло, соки, сахар, крупы от разных производителей лежат на прилавках на равных условиях. Если я, покупатель, выбираю, что купить, а не продавец навязывает мне то, «что надо». И если магазин берет и мои интересы в расчет при выбивании скидок с поставщиков, а не стремится получить двойную прибыль.

Руководителям торговых сетей стоило бы хоть раз в год обходить дозором владенья свои и прилегающую территорию. Они бы тогда обнаружили много чего интересного. Например, что возле их большого гастронома прекрасно существует десяток мелких магазинчиков, павильонов, палаток и лотков, торгующих аналогичным товаром. И что дела у этой мелюзги идут очень даже ничего. Потому что не надо считать конечного потребителя дураком – среди однородного товара сопоставимого качества практически каждый выберет более дешевый. Даже если за ним придется пройти лишних 50 метров.