Третий тост

Следуя логике, я должна была бы писать эту колонку про выборы. Про победу новой старой власти. Про то, что «страна поддержала Путина» и «дала ему возможность легитимно остаться во власти». И про то, к чему все это нас может привести, если вдруг цена на нефть упадет, не дай Бог!. Но не хочу. Честное слово, хочется поскорее забыть об этих выборах и выбросить их из головы. Забыть, как обычно пытаешься забыть о чем-то не очень важном. Потому что сегодня я думаю о других вещах. Вы не поверите, но мои домохозяйские мысли занимает вовсе не то, что опять в магазинах выросли цены, и подорожал любимый «Николаевский» сок. Не выходит у меня из головы капитан-лейтенант Дмитрий Колесников, командир 7-го отсека АПЛ «Курск», который погиб в августе 2000 года в Баренцевом море в возрасте 26 лет. Тот самый Дмитрий Колесников, оставивший записку, состоявшую из двух частей. Одна из которых была посвящена обстановке в его отсеке после взрыва. Вторая – его жене Ольге.

Видеоклип на песню Юрия Шевчука и группы ДДТ «Капитан Колесников» я увидела в Интернете. Скажу честно: в самом клипе «Капитан Колесников» нет ничего сверхъестественного, кадры подлодки, знакомые многим. Текст песни я пересказать вряд ли смогу (впрочем, пересказать песни Шевчука практически невозможно). Процитирую лишь один куплет:

Позже о случившемся долго будут врать.
Расскажет ли комиссия, как трудно умирать?
Кто из нас ровесники, кто герой, кто чмо -
Капитан Колесников пишет нам письмо…


Клип на эту песню по нашему телевидению вряд ли покажут. Я вообще клипов ДДТ по телевидению практически не видела. Разве что по каналу «Ностальгия». Кстати, и документальный фильм о зарубежной версии гибели атомохода «Курск» тоже можно было увидеть только благодаря «тарелкам» и «кабельному» по каналу «Национальная география». По нашему же центральному телевидению показывают совсем другую музыку и другие фильмы. В понедельник, когда подводились итоги выборов, я по обыкновению включила Первый канал и увидела Глеба Павловского, Вячеслава Никонова и еще каких-то людей, которые торопились порадоваться за партию власти и президента, а также еще раз напомнить, что они всегда их (партию власти и президента) поддерживали. Был среди них и замечательный режиссер Никита Михалков, который умеет снимать великолепное художественное кино. А еще Никита Сергеевич прославился тем, что написал Владимиру Путину письмо с просьбой остаться у власти. И еще снял документальный фильм про Владимира Путина под названием «55». В этом фильме, который был показан центральным телевидением в день рождения президента, Никита Михалков рассказывал о том, как изменилась в лучшую сторону Россия с приходом Путина. Что президенту в наследство досталась ужасная страна времен «лихих разбойников». И что именно «трагедия «Курска» стала тогда определенной чертой». И что Путин был не виноват в этой трагедии. Потому что это просто такая страна досталась ему… А потом в своем фильме Никита Михалков рассказывал о том, какие замечательные преобразования произошли в России, о нацпроектах, о воссоединении церквей… И не было там ни слова ни о Норд Осте, ни о Беслане…

А я хорошо помню, как в августе 2000-го через три-четыре дня после того, как «Курск» перестал выходить на связь, одна из самых читаемых газет жестко вопрошала на первой полосе «Почему молчит Президент?». Президент же в то время находился в своей резиденции в Сочи, и ему, по признанию идеологов Кремля, просто нечего было сказать. И еще я помню, как один из высших военных чинов, здесь, в Калининграде на пресс-конференции на вопросы о «Курске» сказал, что это ситуация с АПЛ – это дело военных, и продолжил «Жучка сдохла. Что вы мне докладываете?». Этот военный чин, кстати, стал потом еще более высшим...
Страна с тех пор действительно изменилась. Сегодня вряд ли кто решится критиковать президента на страницах СМИ. Причем, как мне кажется, вовсе не потому, что его не за что критиковать. Просто любое действие президента преподносится нам, как важное событие, каждый шаг президента – единственный и наиболее верный. Практически каждое его слово, сказанное на публике, - значимо и весомо. Владимир Путин сегодня – фигура неприкасаемая, про которую «или хорошо, или ничего». Путиным восхищаются, им гордятся, ему доверяют. Владимир Путин в России - почти что национальная идея. Но что мы вообще знаем о нем самом, о его характере, привязанностях, натуре? Какой кофе он пьет по утрам, и какие песни напевает, когда отправляется на работу? Какие слова он говорит своим дочерям, когда они рассказывают ему о своих успехах? Любит ли он мороженое, и читает ли он про себя анекдоты? Что мы знаем о нём, как о человеке? Человеке, которому нечего было сказать стране, когда ждали спасения заложники «Норд Оста» и Беслана. Человеке, который на вопрос «Что же случилось с вашей лодкой?» ответил с легкой улыбкой: «Она утонула».

Капитан-лейтенанту Дмитрию Колесникову было 26 лет. Сегодня мне хочется написать «всего 26». Потому что сегодня я уже старше его. Для живых время летит быстро. И сегодня те детки, которые родились в августе 2000, уже ходят в школу. «Что же вы предлагаете, Оксана?», - спросят меня по традиции некоторые комментаторы с активной жизненной позицией. А я отвечу. Просто жить. Как сказала как-то чудесная женщина Мариэтта Чудакова, «у нас нет двух жизней, чтобы одну прожить понарошку, а вторую – по-настоящему». Поэтому давайте жить сегодня. Ходить в кино, в музеи, на концерты. Читать хорошие умные книги. Рожать и растить детей. И всегда поднимать третий тост. За тех, кто не с нами. За тех, кто в море.

[x]