Неуправляемая панацея

Живем мы в условиях свободной рыночной экономики уже далеко не первый год. И до сих пор некоторые из нас считают, что прилагательное «свободная» в экономическом контексте - полный синоним прилагательных «неуправляемая» и «самоорганизующаяся». «Не надо ничего регулировать - рынок сам все расставит по своим местам», «конкуренция обеспечит разнообразие предложений», «у нас нет свободного рынка, от этого и бардак. А вот там, на Западе!..»

У меня возникает ощущение, что многие воспринимают рынок как какую-то универсальную и непогрешимую истину в последней инстанции. Ни разу не встречала в разговорах на бытовом уровне осуждения существования мировых регуляторов типа ВТО, ОПЕК, МАГАТЭ и тому подобных. А вот антимонопольных структур, ведомств, регулирующих тарифы на муниципальном уровне – сколько угодно.
Как будто рынок не люди делают, а некие непостижимые природные силы. Не было, не было рынка, и вдруг он упал с неба, и стало тем, на кого он попал сразу, хорошо. А тем, кому он не достался при первой раздаче – плохо. И те, первые, живут с рынком без всяких проблем и правил – он сам все наладил и обеспечил в один момент. Не то, что мы.

Наверное, многие калининградцы в возрасте 30-40 лет успели так или иначе поработать в торговых структурах. Есть такой опыт и у меня. И я точно знаю, что на уровне магазинчика, ларька, палатки всегда и везде существует ценовой сговор. Он может быть как прямым и открытым, когда владельцы торговых точек совместно решают, что сколько будет стоит. А может быть и косвенным (если хозяева «на ножах»): продавца или водителя, а то и уборщицу просто посылают к конкурентам с заданием посмотреть, сколько что стоит. И в зависимости от полученных сведений ценники корректируются.

И почему подобного не должно происходить в более широких масштабах? Ведь магазинчик и ларек - это уже тот самый рынок, причем наиболее гибкий и незарегулированный. Что, торговец, став владельцем сети супермаркетов, вдруг получает прививку «от жадности»? Или немеет в присутствии другого владельца торговой сети? Или это болячки только торговли?
Поэтому лично я и не хочу, чтобы расценки на услуги ЖКХ, проезд в общественном транспорте, предметы первой необходимости, лекарства и продукты питания складывался сам собой. Ничего хорошего из этого не выйдет.

Правила для рынка есть везде. И не всем они нравятся. Например, компания Майкрософт постоянно судится с европейским регуляторами по поводу некорректных поставок своего софта. Не так давно несколько английских торговых сетей уличили в искусственном завышении цен на продукты питания. А о поддержке западного сельхозпроизводителя и барьерах, закрывающих пути продуктам питания на национальные рынки развитых стран, все наслышаны.
И некоторые пути «решения» бизнесом этих проблем нам до боли знакомы.
Вот Дни.ру сообщают, что «представители немецкой компании Siemens уличены в выплате российским чиновникам минимум 38 взяток. На эти цели, как было установлено на прошедшем в Мюнхене судебном процессе, был "направлен" 1 миллион 870 тысяч евро. В Россию Siemens поставляет медицинское, энергетическое, промышленное и транспортное оборудование, компьютеры, средства связи и многое другое. Недавно в центральном офисе немецкой компании в Москве прошли обыски в рамках уголовного дела по продаже екатеринбургским больницам томографов. Как напоминает "Русская служба новостей", по версии следствия, в результате сговора представителя компании с местными чиновниками томографы были проданы по ценам, которые почти вдвое превысили реальные, и в результате бюджету города был нанесен ущерб в 38 миллионов рублей.

Данные о взятках, выплаченных компанией, были озвучены на суде, решением которого Siemens была оштрафована на 201 миллион евро. Установлено, что немецкий гигант давал взятки чиновникам и менеджерам госкомпаний в России, а также Ливии и Нигерии. Причем речь идет только о взятках, выданных в период с 2001 по 2004 годы.»

Или вот Мир мобильных новостей пишет: «Индонезийское Агентство по конкуренции проведет расследование относительно предполагаемого ценового сговора нескольких операторов сотовой связи страны.
По словам руководителя Комиссии по контролю за конкуренцией - Мохаммада Икбаля (Mohammad Iqbal) - расследование началось неделю назад и продлится еще около месяца. Оно должно проверить законность установки несколькими операторами - такими, как Telkomsel, Indosat, Excelcomindo Pratama, Mobile-8 Telecom и Hutchison Communications, - тарифов за передачу текстовых сообщений на определенном уровне.

Однако некоторые аналитики опасаются, что это расследование будет направлено против операторов с долей иностранного капитала.

В частности, на прошлой неделе Агентство обвинила, принадлежащих сингапурской компании Temasek, операторов сотовой связи Indosat и Telkomsel в завышении тарифов и обязало последнего снизить тарифы по крайней мере на 15%.»

Так что не надо надеяться, что при рыночной экономике все само как-то «устаканится» благодаря неким стихийно сложившимся правилам. Особенно если речь идет о монополистах с хорошей финансовой и административной поддержкой. Потому что для предпринимателя любого уровня те, кто покупает его товары и услуги, в первую очередь потребители, несущие ему деньги, а не люди со своими проблемами, надеждами и возможностями. Это правильный подход. Но без контроля он может стать людоедским.

[x]