Против основ

Мне в день капитуляции немецко-фашистского Кёнигсберга было очень стыдно. Подхожу я к зданию Калининградского областного музыкального театра и встречаю огорошенных его руководителей Валерия Лысенко и Сергея Макеева, сокрушенно созерцающих стену под большим баннером, извещающим о концерте главного кантора венской синагоги Шмуэля Барзилая в сопровождении калининградского симфонического оркестра под управлением заслуженного артиста России Аркадия Фельдмана. Работники хозяйственной части театра уже загородили импровизированной ширмой и старательно закрашивали появившиеся ночью черную свастику и слова «смерть жидам!!!».

Мне было очень стыдно перед коллегами, что я нанес материальный ущерб театру, затеяв этот концерт. Но дело даже не в потере рабочего времени и в тратах на краску. Своей затеей познакомить калининградскую публику с синагогальной литургической музыкой, как одной из составляющих европейской музыкальной культуры, я вошел в жесткий клинч с проектом «Основ государственной культурной политики», который, по утверждению опубликовавших его СМИ, разработан в прачечной... прошу прощения, мне опять стыдно, не к месту вспомнил анекдот... в Министерстве культуры. Так там прямо сказано: «Россия — не Европа». И получается, что я потащил за собой в неправильном направлении если не целый театр, то, как минимум, левую стену его фасада. Но моя коварная затея встретила отпор со стороны активных граждан, почуявших веяния из высших культурных сфер. Не знаю, ознакомлены ли они с проектом федерального Министерства культуры, но наверняка слышали по первому каналу песню супругов Бичевских, где открытым поэтическим текстом названы враги, которые грозят: «новые Европы, новые хазары».

И как же мне, старому хазару, в сговоре с молодым европейцем, культуратташе посольства Австрии не стыдно было замышлять такой угрожающий концерт. И вот ведь еще в чем надо покаяться: концерт был организован при поддержке областного министерства культуры и Дома народного творчества в рамках программы «Строим мультикультурное общество». Я, как прожженный хазар, раньше других читающий в интернете новости, должен был своевременно сигнализировать о заговоре против «Основ», куда, как сообщает газета «Известия», предлагается «включить <...> тезис об отказе от принципов мультикультурализма и толерантности». И пока наша толерантная эксклавная культурная администрация чего-то ждет, борцы с мультикультурализмом не дремлют и под покровом ночи берутся за дело.

Короче, стыдно мне, что столько неприятностей причинил коллегам. И перед худруком театра Валерием Лысенко, который по простодушию поддержал крамольную идею. И перед исполнительным директором Сергеем Макеевым, который по старой дружбе помог вывесить баннер со словами «молитвы и песни» на еврейском языке, оскорбляющем трепетные нацистские чувства. И дирижеру Фельдману тоже должно быть стыдно. И столичным кураторам калининградских проектов — Народному артисту России Дмитрию Бертману, профессорам Российской академии театрального искусства Леониду Хейфецу и Юрию Итину, чьи портреты висят в фойе театра.

P.S. Концерт кантора Барзилая прошел с большим успехом. На фасаде театра теперь новый анонс. И — о, ужас — что я вижу?! «Гершвин-шоу»!!! Мне опять стыдно — за пропаганду, как говорили немецкие единомышленники, наших стенописателей, «вырожденческого» джазового искусства, которым занимался сын эмигрантов из Одессы Яша Гершович, также известный как великий, извините за нехорошее слово, американский композитор Джордж Гершвин. Правда, я тут ни при чем! Гершвин — не мой проект! Но, как сказано в Талмуде: все евреи ответственны друг за друга. И всем евреям должно быть стыдно за неудобства, которые они причиняют окружающим. И всем валторнистам в оркестре у Фельдмана должно быть стыдно! Спрашиваете, при чем тут валторнисты? Резонный вопрос.

Марина Райберг, Выпускающий редактор

[x]