Приятная Америка

«Нужно что-то делать для своей страны», — скрипучим голосом произносит седой и морщинистый, но оттого не менее легендарный американский фолк-певец Пит Сигер. За его спиной — темные воды Гудзона. Перед ним — российский телеведущий Владимир Познер. Морщин у него поменьше, чем у автора блюза о советском вожде. И оба они какие-то очень приятные.

Продукт Первого канала под названием «Одноэтажная Америка» — редкий для нынешнего времени. Редкий тем, что в нем рассказывается про США и при этом в нем нет истерики и он не вызывает естественной брезгливости. На фоне того, как чуть ли не в каждом выпуске новостей этого канала зрителям рассказывают о том, какие ужасные они, эти американцы (или глупые, недалекие, авторитарные, деспотичные и вообще злодеи), путешествие Владимира Познера и Ивана Урганта маршрутом Ильи Ильфа и Евгения Петрова суть явление совершенно уникальное. Тем более, что являет собой редкий пример удачного вложения денег налогоплательщиков — съемки фильма были поддержаны Федеральным агентством по культуре и кинематографии.

Вот вдова хозяина сети косметических салонов с грустной улыбкой вспоминает, как четыре десятка лет назад они с мужем пытались продавать накладные ресницы. «Образец американской мечты», — без тени издевки комментирует речь женщины Владимир Познер. Вот собрание жителей маленького городка, на котором граждане решают, как им жить дальше — и такие собрания проходят еженедельно в тысячах городков США. «Это, наверное, и есть настоящее гражданское общество», — совершенно серьезно говорит президент российской Академии телевидения. Вот Кливлендская клиника, где исследуют способы лечения пока что неизлечимых болезней и врачуют всех, вне зависимости от наличия медицинской страховки. «Это исключение из правил — вообще в Америке лучше не болеть», — рассказывает бывший ведущий телемостов СССР-США. Но опять же — без какой-либо иронии, морализаторства или оголтелого критиканства, коим так славятся его коллеги на Первом канале. И даже Иван Ургант под воздействием заслуг и седин ведущего «Времен» смиряет свою тягу к ужимкам и прыжкам и превращается в общем-то весьма милого молодого человека.

Наверное, никому другому, кроме одного из самых известных телевизионных разрушителей железного занавеса, такую миссию и нельзя было доверить. Познер рассказывает о приятных, именно приятных американцах. Вещах и явлениях, которые эти приятные американцы создают. «Сила страны — в том, что все самое лучшее не концентрируется в столице», — говорит телеведущий, имея в виду ту самую Кливлендскую клинику, одну из лучших в стране, расположенную в самой что ни на есть провинции. Выясняет, что деньги — не главное, что в захолустном городке уровень жизни вполне себе приличный и не многим уступает Нью-Йорку.

Критически настроенный зритель, конечно, сможет увидеть и беспощадную пяту американского капитализма, и засилье ожиревших бездушных людей, и много других неприятных вещей. Неприятного было немало и в романе Ильфа и Петрова. Возможно, подчеркнуть негативное в чуждом советскому человеку образе жизни и было целью путешествия двух советских писателей в США летом 1935 года. Но почему-то после прочтения их книги вспоминаешь не бумажный вкус фаст-фуда, фальш бурлеска или перекошенные лица борцов реслинга, а приятных людей, которые попадались на пути писателей и их гидов — мистера и миссис Смит.

В условиях, когда поводов для неприязни главам двух государств не занимать, а позубоскалить по поводу «тупых пиндосов» есть чуть ли не признак хорошего тона, истории, подобные тем, что рассказывают каждый понедельник вечером Владимир Познер и Иван Ургант, важны как никогда. Документальный сериал «Одноэтажная Америка» будет идти еще почти три месяца. Надеюсь, что на пути ведущих было достаточно хороших американцев.

[x]