Сити-Гуус

Если зимне-весенним «нашим всем» был Владимир Владимирович Путин и его сателлит по фамилии Медведев, чудесным образом ставший президентом, то теперь любимец нации – совсем другой человек. И вы его знаете. В его честь называют детей, ему ставят памятники. Его даже – пускай и в шутку, но в такую, в которой доля правды совсем не мала – предлагают сделать президентом. И если бы президента не выбирали всенародно, а нанимали по контракту, то у подданного Голландии, почетного гражданина Кореи, в разные времена – тренера сборных Голландии, Южной Кореи, Австралии и мадридского «Реала» Гууса Хиддинка были бы прекрасные шансы стать президентом России.

Ситуация проста донельзя. Тренеру российской сборной плевать на патриотизм, суверенную демократию, внешнюю и внутреннюю политику и прочие малоосязаемые вещи. Он – профессионал, он работает на тех, кто может заплатить ему адекватные его навыкам и умениям деньги. И результат не может не заметить даже самый далекий от футбола человек, наподобие меня. Потому что рев тысяч глоток посреди ночи минувшего воскресенья невозможно подделать. Да, эта гордость кажется мне дурацкой и алогичной, ибо победа даже на чемпионате мира ничуть не улучшает жизни отдельно взятого российского пенсионера; молоко и хлеб не станут дешевле. Но это гордость в высшей степени натуральная. За такую, стране, которой кроме запасов нефти и газа, а также богатой историей и гениальной литературой гордиться нынче особо нечем, не жалко заплатить столько, сколько запросит могущий этого добиться профессионал.

Тем более интересно подумать о том, что триумф Гууса Хиддинка случился практически одновременно с восхождением на верхушку исполнительной власти Калининграда нового главы городской администрации – Феликса Лапина. Сити-менеджера, как в начале эпопеи разделения функций городского руководства, называли эту должность. Тогда говорили, что этот самый менеджер будет профессионалом, работающим по контракту и за деньги. Прекрасный вариант, спору нет. Человек, заинтересованный в выполнении поставленной задачи ровно настолько, насколько ему за это заплатят. Не обращающий внимания на чины, устои, иерархию, уклад, авторитет и партийную волю.

Что же мы получили в результате многотрудного назначения сити-менеджера? Им стал классический «назначенец», наполовину – силовик, наполовину – чиновник. За которым – будем честными – никаких особенных, шедевральных персональных успехов замечено не было. Особенно в такой тонкой сфере, как управление городом. Хотя бы потому, что он им никогда не управлял. Руководил налоговой инспекцией – руководил. Она что, стала лучшей в стране? Да нет, не стала. Был министром экономики, руководил процессом привлечения резидентов в особую экономическую зону – был. И что, инвесторы бы без него не пошли, на такие пироги с коврижками, как шесть лет без налога на прибыль и налога на имущество организаций? Побежали бы, как миленькие. И за меньшие преференции бы стали биться.

Придя на новое место в результате не то, что безальтернативных выборов, а прямого назначения, господин Лапин тут же повеселил всех, сообщив, что он, в общем-то, даже не интересовался размером своей зарплаты. Тут же отметя всяческие сомнения в мотивации. Он здесь, чтобы реализовывать пожелания своего руководства в правительстве, которое лучше кого бы то ни было знает, как надо жить и строить. Затем принялся за традиционное для назначенцев «наведение порядка» - разогнал всю верхушку прежней администрации и реформировал ее структуру. Практические результаты работы пока что не очень видны – заявления о том, что прежде, чем чистить Верхнее озеро, нужно ликвидировать незаконные стоки, на гениальность не тянет. Равно как и угрозы нерадивым арендаторам детских садов использовать те по назначению.

И, несмотря на то, что конкретных, осязаемых результатов пока что нет, новый глава администрации, вопреки своим первоначальным заявлениям о том, что камеры он, де, недолюбливает и комментарии раздавать направо и налево не намерен, плотно оккупировал информационное пространство. Чтобы кто-нибудь, а в особенности – лояльный лишь до поры-до времени глава города Александр Ярошук не помешал прорастанию вертикали власти в отдельно взятом муниципалитете. Причем настолько плотно, что, как говорят, каждый выход господина Ярошука в эфир телеканалов теперь согласуется на самом верху. Что, естественно, вовсе не радует амбициозного главу города. Не радует настолько, что подконтрольный ему Совет депутатов уже принялся отчаянно фрондировать – завернул поправки в бюджет города авторства Феликса Лапина и вступился за «угнетаемый» областным правительством интернат для слабослышащих детей. Эдак и до полномасштабной войны недалеко. Мужики в Совете все же серьезные, деньги за свои мандаты платили не малые. Вовсе не областная Дума, наполовину состоящая из граждан без определенного рода занятий – ведь политику, в особенности в регионах, в особенности в середине 2008 года определенным занятием назвать может только крайне отчаянный человек.

Что же мы получили вместо менеджера-профессионала, уверенно ведущего город к победе и процветанию за достойные деньги? Фигуру с вполне ровным прошлым, не срывавшую звезд с небес, фигуру стопроцентно зависимую, фигуру конфликтную, способную вызвать серьезные конфликты и политическое противостояние. Которое, как показывает практика отдельных муниципалитетов, может привести к коллапсу в виде многочисленных судов.

Нынче футбол смотрят все – от грудных младенцев до столетних старушек. Богатые и бедные, смелые и трусливые, высокопоставленные и угнетаемые начальством, глухие и слепые. Последние слушают. Думаю, некоторым особо высокопоставленным – как в «красном доме», так и в «сером» стоит повнимательнее смотреть не на пасы и удары Аршавина и Павлюченко. Для них было бы куда полезнее приглядеться к упитанному мужчине, ожесточенно жестикулирующему в самые драматические моменты матча. Он делает свое дело и получает за это деньги. Жаль, что ни бюджет города, ни казна области не потянут Гусса Хиддинка в качестве сити-менеджера Калининграда. Он бы, наверное, справился.

[x]