В поисках человеческого облика

С нами что-то определенно происходит. Что-то нехорошее. Очень нехорошее и даже гнусное. А как еще – кроме как гнусными – можно назвать радостные восклицания по поводу войны? Можно сколь угодно называть происходящее в Южной Осетии и Грузии «принуждением к миру» или «восстановлением конституционного строя». Но люди там убивают друг друга. С помощью стрелкового оружия, артиллерийских установок, танков, бомб, сбрасываемых с самолетов. Люди становятся совсем мертвыми. Крайне мертвыми. Насовсем. Тем не менее, некоторые умудряются испытывать от этого изрядный подъем духа. Высказывать разнообразные умные мысли о сути и результатах происходящего.

Что нужно было сделать с людьми, чтобы они начали говорить и писать слова наподобие «добить ублюдков», «без пощады» (и это еще вполне приличные выражения из виденных мной в последние дни)? Наверное, нужно было время и рост благосостояния. Чтобы Вторая Мировая война превратилась из самого массового убийства прошлого века в грохотание танков по Красной площади и георгиевские ленточки. Чтобы война в Афганистане стала лишь воспоминанием непосредственных ее участников – ведь на государственном уровне ее вспоминать как-то не очень принято, все ж неудача с такой модной нынче геополитической точки зрения. Чтобы Чечня ассоциировалась в первую очередь не со 160 тысячами (по примерным подсчетам) погибших, а с 90%-й явкой на выборы и гламурным экс-боевиком Рамзаном Кадыровым, дебатирующим на глянцевых страницах журнала GQ с Ксенией Собчак. Наверное, нужно было просто сделать так, чтобы война воспринималась не как процесс убийства, а как средство достижения каких-то там целей.

Ведь в войне нет ни правых, ни виноватых. Это всегда лишь трагическое стечение обстоятельств – и единственной сколь-нибудь оправданной целью в этом постыдном процессе может являться только ее, войны, завершение. А, учитывая тот факт, что освещение военных действий в СМИ стало ничуть не менее – а то и более важным, чем сами эти отвратительные действия – вопрос, кто прав и неправ становится еще более бессмысленным. Судя по количеству противоречивой информации, изливаемой разнообразными масс-медиа со ссылками на министерства обороны России и Грузии, оным ведомствам стоит переименоваться в министерства пропаганды.

Страшно и неприятно еще и потому, что кричащие ныне «Вперед, Россия, к победе!» делают это ровно с таким же настроем и ажиотажем, что и во время Чемпионата Европы по футболу. Ну а говорить о том, что воюют сейчас вполне себе братские некогда народы как-то уже и совсем бессмысленно. Достаточно, наверное, упомянуть, что штурмовики Су-25КМ, стоящие на вооружении ВВС Грузии, носят красноречивое донельзя наменование «Мимино».

К чему я все это? Собственно к тому, почему из новостной ленты «Калининград.Ru» были удалены две новости о событиях на Кавказе. Не потому, что большинство комментаторов, настрочившие аж под полтысячи яростных сообщений под одной из новостей не потрудились ознакомиться с простыми и понятными правилами комментирования, воспрещающими дебаты между собой. И не потому, тем более, что деятельность редакции, как уверены некоторые посетители, оплачивается либо «гебней», либо таинственными заокеанскими спонсорами. Вовсе нет. По той лишь причине, что потворствовать потере человеческого облика нам совсем уж не хочется.

Сейчас раннее утро вторника. Российские войска то ли подходят к Тбилиси (согласно грузинским источникам), то ли этого делать не намерены (согласно российским). На заседании Совета безопасности ООН рассматривается резолюция, которая по идее должна привести к долгожданному перемирию. Российские представители в ООН, правда, уже заявили, что не поддерживают этот документ. Хочется верить, что человеческий облик вернется ко всем сторонам осетино-грузинско-российского конфликта как можно скорее. А то люди становятся мертвыми. Насовсем.

[x]