Дяди

- Настя, вот ты как думаешь, что нужно чтобы войны не было?
- Надо, чтобы дяди поговорились


Насте - шесть лет. Она очаровательна, как и все девочки в этом возрасте. Но серьезна не по годам. Сейчас вообще много серьезных детей.
Хорошее слово - "поговорились"... Это помесь, очевидно, от "поговорили" и "договорились". Хорошо и правильно. И поговорить и договорится всегда полезно. Только дяди не могут, у них этикет, правила дипломатии и еще ворох ритуалов и ритуальчиков. Закон песочницы тут не работает. Хотя нет, работает, ты мне пирамидку порушил и я твою, ты мне колесо у машинки оторвал и я оторву. Жаль только последствия всего этого не пластмассовые да песочные, а жизненные - платят за исход игры жизнью. И чаще всего не своей. У дядей всегда есть кандидаты, пока сами заняты работой.
Дяди всегда могут доказать свою правоту. У них в загашниках тузы и джокеры, доводы и аргументы. Вам всегда расскажут про великую страну, про геополитику, про национальные интересы. Вас облепят кафельной плиткой патриотизма и отправят в бой. Вы умрете за идею, хоть умеете умирать и так, а умирать не хотели. Парадокс, не так ли? Хочешь жить, растить детей, сажать кусты, строить девятиэтажки, а тут взял и помер. Но красиво. Упрекнуть не в чем. Сдох, но не опозорился. И этим аргументом вас дожмут, будете осознавать смерть и ждать ее.
А дяди будут шаманить и колдовать. Заседать и общаться. Выражать протесты и отсылать ноты. Потом они подпишут мирный договор и вас забудут, на время. но вы будете нужны. И чтобы стрелять в очередной раз, где есть национальные интересы, и чтобы поддерживать эшелоны своимы выкриками, да комментариями к телевизионным новостям. Вас сделают соучастниками. И вы же будете виноваты. А дяди умеют делать виноватым "народ". Только под этим понимается что-то странное и отдаленное. Гуманно, звучит туманно. Народ – это мы все. Нас много. И история нас научила, что если надо, то миллион туда, миллион сюда - это ерунда. Нас приучили к этому. И попутно лелея надежду что "моя хата с краю", мы молча киваем и смотрим вслед вагонам. А ведь и твоя очередь скоро ,и моя. Потому что дяди расскажут нам о великой стране и о могуществе, в промежутках подпишут указы, и введут военное положение.
Мы не умеем проигрывать. Даже дипломатические сражения. Нас этому не учили. Мы великая страна, мы будем воевать. Проиграли дипломаты, пусть бьются военные.
Только вот за геополитикой и национальными интересами стоят в итоге слезы и страх обычных людей. У некоторых из них есть хата с краю, у кого вообще никакой нет. И всем нам, в сущности наплевать, на интересы, ибо далеки они от нас. Мы все хотим простого и банального - любви, счастья, детских улыбок и чтобы нас не коснулось. А нас касается, потому, что история ничему не учит.
Желание не потерять лицо до последнего - глупость. Желание играть в великую страну еще большая глупость. Нужно думать о себе и о своих близких. Не нужно думать о войне. И не нужно кричать, что если нужно, то пойду. Все пойдут, об этом нет толку говорить, это понятно. Но если это нужно. Если это действительно война. А всего-то "поговориться" надо, вовремя.

[x]