Исполнение законов как препятствие бизнесу

На совещании под председательством Александра Рольбинова чиновники и бизнес обсуждали, как спасти транспортный комплекс в условиях кризиса. Но рецепта так и не нашли.

Спад производства не только на калининградских предприятиях, но и по всей России и за рубежом не замедлил сказаться на жизнедеятельности транспортной сферы экономики региона. Грузооборот портов, железной дороги, автомобильного транспорта – компаний, которые существовали за счёт транзита грузов через Калининградскую область, неумолимо падает.

Министр развития инфраструктуры Александр Рольбинов озвучил цифру в 30% - примерно на столько уменьшился транзит грузов через регион в январе 2009 года, по сравнению с январём 2008. А первый заместитель начальника Калининградской железной дороги Олег Васютенко констатирует 52%-ный спад грузооборота КЖД в январе 2009 года по сравнению с январём 2008-го. Анализируя ситуацию в портах Балтии, прозвучали данные о том, что сегодня лучше, чем в Калининграде дела обстоят только в порту Клайпеда. Но в среднем весь морской грузооборот в балтийских портах упал на 50%. Задача калининградских транспортников – оттянуть на себя оставшийся грузопоток.

Какие меры необходимо предпринимать управленцам разных уровней в этой ситуации, чтобы поддержать транспортников в нелёгкое время – это стало главной темой рабочего совещания, которое прошло в региональном правительстве в минувшую пятницу. Его инициатором выступили железнодорожники, а губернатор поручил министру развития инфраструктуры собрать всех, от кого зависит принятие решений: руководство пограничного управления, таможни, управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю, портовиков, а также представителей бизнеса.

Среди самых эффективных инструментов привлечения грузов в регион все собравшиеся назвали снижение железнодорожных тарифов на Калининградском направлении. Работа здесь уже ведётся. Как сообщил первый заместитель начальника КЖД Олег Васютенко, как раз в эти дни проводятся международные встречи с представителями белорусской и литовской железных дорог для введения понижающих коэффициентов на тарифы, которые действуют через территорию Литвы и Белоруссии. Это необходимо для того, чтобы калининградское направление стало более привлекательным для грузополучателей и грузоотправителей. Причём, в отличие от прошлых лет, сегодня белорусские и литовские железнодорожники идут навстречу. Ситуация сложная, объёмы упали, соседи испытывают большие потери, а калининградский транзит приносил немалые доходы, поэтому они идут на уступки.

Но на совещании прозвучало, что снижение тарифов – это далеко не панацея. Представители бизнеса открыто говорят о том, что грузовладельцев даже в хорошие времена отпугивает работа надзорных органов, и они предпочитают идти в Санкт-Петербург, нежели проходить двойной фитосанитарный, таможенный и пограничный контроль в Калининградской области. Именно от них зависит скорость обработки грузов и комфортные условия работы. Со стороны КЖД в адрес таможни прозвучал упрёк, что до сих пор не работает постановление федерального правительства, которое декларирует принцип одного окна при контроле грузов на границе.

Александр Рольбинов уверен, что во многих случаях перемещать грузы через Калининградскую область не только быстрее, но и дешевле. «Мы должны показать и раскрыть все наши логистические возможности. Но одним из сдерживающих факторов всегда является работа контрольных и надзорных органов, - заявил Рольбинов. - Наша задача – скоординировать их действие и построить взаимодействие таким образом, чтоб они не являлись помехой, чтобы бизнесу было просто выгодно и комфортно работать через Калининградскую область».

Николай Скворцов, генеральный директор ООО «Транспорт Трейдинг Консалтинг» напрямую стал задавать вопросы чиновникам из таможни и управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному контролю. Почему нет согласованности действий этих двух ведомств в плане оформления грузов? Почему в таможенном кодексе не прописана эксклавность Калининградской области и вообще таможня не считает регион Российской Федерацией, из-за чего российские грузы должны проходить двойное оформление при транзите на территорию РФ? Почему время обработки грузов надзорными органами в Санкт-Петербурге значительно меньше, чем в Калининграде? И главное, почему Калининградская областная таможня, постоянно ссылаясь на то, что все её действия регламентированы таможенным кодексом, не инициирует никакие изменения в таможенный кодекс, которые могли бы помочь улучшить экономическую ситуацию в регионе?

Начальник службы таможенного контроля Калининградской областной таможни Андрей Веников попытался ответить бизнесу: «Не надо во всём винить таможню. Грузовладельцев отпугивает качество оказываемых здесь транспортных услуг. Если вагон перемещается по территории области в течение 7 суток – столько же, сколько от Урала до въезда в область, - это вопрос не к государственным контрольным органам». По словам Веникова, осуществление контроля, конечно, влияет на выполнение операций связанных с подготовкой перевозки, либо её завершения, но на общую продолжительность перевозки наша работа оказывает самое незначительное влияние.

В итоге совещания чиновники и предприниматели констатировали, что работа госорганов, по сути, тормозит бизнес и отпугивает потенциальных грузовладельцев. На сложный вопрос, как в кризисные времена снизить нагрузку на бизнес и как синхронизировать работу всех госорганов, чтобы не препятствовать развитию экономики, ответа не нашли. Каждый чиновник выполняет закон. Получается, исполнение законов представляет собой препятствие бизнесу?

Источник: "Калининград.Ru"

На правах рекламы

[x]