Что строим и строим ли?

В Калининградской области три с половиной тысячи общественных организаций и еще полторы тысячи некоммерческих партнерств. Такие цифры назвала член Общественной палаты Марина Матюнина. Примерно тысяч пятнадцать человек в регионе занимаются в общественной деятельностью. У многих в уставах записана и благотворительность, а у полусотни организаций слово «благотворительность» присутствует даже в названии.

В минувшую пятницу в зал заседаний Общественной палаты позвали всех, кто желает заниматься этим добрым делом - благотворительностью. Таковых почему-то набралось не более десятка. Как заметила организатор мероприятия, многие восприняли информацию как возможность придти и «что-то взять», а «мы всего на всего делаем первые шаги…» Вообще же, по замыслу члена Общественной палаты, задумка состояла в том, чтобы посадить с одной стороны стола богатых предпринимателей, которые имеют деньги и желание помогать, с другой стороны стола - представителей общественности, так сказать организованной. Тогда они смогли бы договориться о совместных действиях.

Но раз такого не произошло, организаторы задались целью создать сеть и систематизировать НКО, а для власти и бизнеса подготовить справочник. Общественная палата должна послужить тому гарантом. Уже сегодня, по словам организаторов, есть НКО, желающие заняться бесплатными обедами, ведь за чертой бедности оказались не только тысяч сто пенсионеров, но и оставшиеся без работы люди. Участники встречи решили создать рабочую группу и собрать информацию не только об некоммерческой инициативе, но и сформировать базу данных обо всех, кто нуждается в материальной и моральной поддержке.

Представитель администрации Светлого поделился своим опытом. Во время  кризиса 90-х годов в администрации при заключении договоров на аренду настойчиво предлагали и даже убеждали влиться в ряды благотворителей, для чего был открыт специальный счет. Это такой своеобразный «социальный рэкет», опыт далеко не ноу-хау, с такими методами сталкиваются не только представители бизнес структур.

Представитель «Агентства социальной информации» рассказала о своем опыте. Скоро в городе начнется весенняя неделя добра и кампания «Так просто» в поддержку добровольчества. То, что в городе и области кое-что делается и общественные организации заметны хотя бы по социальной рекламе - это факт. Но, несмотря на то, что организаций количественно так много, назвать это гражданским обществом не получится никак. «Гражданское общество» — термин, введенный Аристотелем, который понимал под ним сообщество свободных и равных граждан, связанных между собой определенной формой государственного устройства. С точки зрения современной политологии гражданское общество — это открытое общество, в котором общественное начало важнее государственного.

Так-что количество организаций в качество, читай – в пресловутое гражданское общество никак переходь не желает. Сегодня модно говорить об общественности «творческой», «научной», «культурной», редко какая речь высокопоставленного чиновника обходится без ссылки на общественные интересы. Общественная палата, созданная в области «сверху» вписалась в вертикаль власти, и стала инструментом власти, а не сообщества НКО.

Более всего этот орган скорее похож на подушку между обществом и властью. Подушку, мягкую и усыпляющую, располагающую к летаргическому сну. Поэтому столовых для бедных и бесплатного супа на улицах города может не появиться, по крайней мере – в обозримой перспективе. И не потому что денег на это нет, или нет желающих накормить голодных сограждан. А потому что картинку благостную будет портить. Голодных правильнее не замечать, чем выпячивать.  Потенциальные благотворители, привыкшие к методам «социального рэкета» тоже ждут команды от власти и реагируют также на сигналы сверху, а не снизу - от нуждающихся непосредственно в материальной поддержке.

Не исключено, что благая инициатива, озвученная инициаторами и свершится - создать базу данных бедных, богатых и НКО, собирать вещи и раздавать их нуждающимся – вполне конкретные и как принято нынче говорить «реальные» дела, ими можно заполнять отчеты. Но, к гражданскому обществу это не имеет ни малейшего отношения. Может, поэтому под крышу Общественной палаты, имеющей аппарат и структуру на бюджетном финансировании, как подразделение исполнительной власти, пришли лишь единицы общественников, желающих поучаствовать в красивом деле «благотворительность» да и то, те активисты, кто входит в обойму. Да и то, некоторые из них откровенно высказывались в адрес палаты, сформированной в основном из «карьеристов». Формализация, бюрократизация и «социальный рэкет» благотворительности явно не способствуют, как и строительству «гражданского общества».

Источник: "Калининград.Ru"

На правах рекламы

[x]