Вопрос вкуса Калининградского зрителя

Что хочет видеть сегодня Калининградский зритель в театре? Каков его вкус и есть ли он вообще? Сегодня нельзя с  уверенностью сказать, что Калининград - не театральный город. Масса гастролёров со знакомыми лицами, "Балтийские сезоны", за  которые огромное спасибо, два государственных областных театра: Драматический и Музыкальный,-  и ряд так называемых местных  "проектов".

Казалось бы, очень даже не плохо для города с почти миллионным населением. Заметьте, что рассуждаю пока в рамках  города, а не области. Так как вопрос театральных вкусов жителей области кажется вообще неподъёмным.

Так вот. Любой калининградец ( или калининградка), гостя у друзей, к примеру, в Москве или Петербурге, может с чувством  достоинства сказать за столиком на кухне, что Калининград вполне театральный город и что он лично периодически посещает театр. Но у жителей двух российских столиц, городов, которые без сомнения являются театральными, возникнет один вполне здравый вопрос. "И  какой у вас любимый театр?"- спросят они. Наш "театрал" в лучшем случае, припомнит то, что привозили, и назовёт ряд громких  имён. "Ну да, -скажут ему друзья,- это очень талантливые люди и мы тоже под впечатлением от некоторых их работ. Но куда вы всё-таки  ходите чаще и какой местный театр вы любите?". И вот тут,  думаю, наш герой попадёт в неловкую ситуацию и ответит, что, мол, есть несколько местных театров, но там неинтересно. "Как?! - недоумённо спросят москвичи с  петербуржцами.- Вы называете себя театральным городом и не имеете собственных театров, которые любите, цените и  которыми гордитесь?!". "Нет,- ответит калининградец и сам поинтересуется,- А почему мы должны их иметь?" "Ну как... Любой крупный город имеет  свою футбольную команду, за которую болеет и поддерживает, ряд достопримечательностей, которые оберегает, и, конечно же, театры, в  которых творят люди, которым жители города доверяют, любят и видят в их творчестве отображение своих сформировавшихся городских  вкусов".

Думаю, что к продолжению такой беседы наш "театрал" готов не будет. Да и нет его вины в том, что он живёт в городе, стоящем на культурном распутье между Москвой и Европой. В городе, где часть людей, будучи на самом деле талантливой и  перспективной, рвётся "в Москву, в Москву...", там получает образование и, не желая возвращаться, остаётся и ползёт друг по другу к призрачной вершине, которая всегда занята. Другая часть, веря только в свой талант, плюёт на образование и пытается что-то выдавить из себя, не зная, как это сделать по уму, и в конечном итоге только навсегда отталкивает зрителя, который решил в  первый раз посмотреть что-то из местного и по несчастью попал именно на них. Ну а что касается тех, кто и отучился, и вернулся и, если можно так сказать, отвечает международным театральным стандартам, кто любит свой город и желает заниматься творчеством на родине... Они просто оказываются не в полной мере востребованными.

И остаётся вопросом, почему театральный Калининград брезгует творчеством людей, которые как никто другой способны отвечать его вкусам. Почему мы не поддерживаем друг друга, а топим?  Почему ребят из D- театра, профессионалов, имеющих высшее театральное образование - да ещё какое! - поднимающих не чуждые нам темы, забрасывает яйцами группа нанятых  малолеток-"патриотов",  показавших себя, по сути, антипатриотами собственного города, и это остаётся безнаказанным. Стоило вернувшемуся Е.Марчелли, лауреату Золотой Маски, признанному мастеру, вывести на сцену голого человека, и вся  калининградская пресса спустила на него своих Полканов, пишущих свои статейки под звуки канала "XXL". Почему Музыкальному театру на Бассейной и Экспериментальному театру, труппы которых состоят, по большей части, из артистов, отказавшихся от столичных приглашений, приходится настойчиво зазывать публику да и то, практически, даром. Что нынче влияет на вкус Калининградской публики? Две мордашки из сериала на баннере? Цена билета в 1500 рублей? Подпись "город Москва"?

А как хорошо бы было понять нам свою калининградскую самодостаточность и независимость. Доказать ненасытной столице, что у нас есть свой вкус и нет резона устраивать тут антрепризный чёс, играющийся в полноги. А самое главное, обратить внимание на своих.

И если мы откроем окно своего доверия и интереса к творческим коллективам, которые состоят из людей, ходящих с вами по одним и тем же улицам, загорающих с вами на одном пляже, посещающих одни и те же магазины и больницы, одним словом, понимающих вас и ваши проблемы и радости, вы только с приятным удивлением порадуетесь тому, что у театрального Калининграда, оказывается, так много своего и "вкусного"!