Добро пожаловать в «посудную лавку»

Чем ближе к нам день народного волеизъявления, тем стремительнее развиваются политические события, а само электоральное пространство все больше напоминает «выжженную землю».

Не буду в очередной раз повторять имена и названия тех, кто очищает поляну для победы самой лучшей на свете партии – это и ежу понятно, и даже уже не интересно. Хочется заострить внимание на другом моменте – качестве политической игры. Еще Макиавелли писал о трудностях, которые преследуют нового государя. Ибо, как утверждает этот мудрый господин, «Новый правитель  всегда  оказывается хуже  старого. Что  опять-таки естественно  и закономерно, так как завоеватель притесняет новых подданных, налагает на них разного  рода повинности и обременяет их  постоями войска, как это неизбежно бывает  при  завоевании». Ну, положим, если сделать некоторую поправку на то, что со времен эпохи Возрождения прошло достаточно времени, натура государей за это время практически не изменилась.

К примеру, государь хочет избрать подконтрольный себе парламент. Именно избрать, потому как на дворе, если кто забыл, XXI век. У него есть для этого два пути – сложный и простой. Сложный путь предполагает ведение избирательной компании. А нормальный процесс выборов сложен. Кандидаты от партии, которую представляет государь при таком раскладе, не афишируют лишний раз свою партийную принадлежность, выдвигаясь в большинстве своем от групп избирателей (это для одномандатников), сохраняя иллюзию политического плюрализма. «Смотрите, народ тоже может выдвинуть своих кандидатов», - говорит нам государь. И становится при таком сопричастным с его политикой. Эти кандидаты, могут даже вступать в полемику, создавая еще одну иллюзию - избирательного процесса. При этом государь явно не поддерживает почти никого, давая народу третью иллюзию - выборов. Все равно большинство депутатов после успешного избрания окажутся под контролем государя, или пойдут к нему договариваться. Так как у государя есть возможность разными способами воздействовать на народных представителей, а они в свою очередь будут знать, что этот самый народ хочет, и доносить его мнение до государя. Таким образом, сохраняется политическая стабильность, и мудрый государь удерживает власть и народ от волнений.
Есть и второй способ – самый простой. Его величество административный ресурс. Описывать этот способ у меня нет нужды. Мы видим результаты деятельности этого рычага своими глазами, когда при помощи дубинки имеющейся в руках властей политическое поле расчищается от конкурентов. А «входной билет» в парламент куплен только теми, кто рядом с государем на плакатах. Не хочется даже рассуждать о том, будут ли эти избранники хоть отдаленно представлять себе, что хочет этот самый народ, придя к власти. Вот здесь то и притаилась главная опасность. Государь и его свита будут жить в параллельных мирах со своим народом, и может так случиться, что в один прекрасный день лишатся этой власти, так как этот сакральный инструмент держится не только на поддержке чиновников и людей в погонах, но и на такой субстанции как народ. Для того, чтобы лишиться реальной власти, не нужен бунт. Народ просто плюнет на эту власть и перестанет с ней считаться, как давно уже с ним перестала считаться власть.

При поддержке чиновников можно «выиграть» любые выборы, но для того, чтобы реализовать свои амбициозные планы, нужна не только поддержка чиновников, но, как это ни странно звучит, и народа. Возможно, государь уже задумался над этим. И политика в самом западном и европейском регионе России перестанет быть похожей на борьбу нанайских мальчиков в посудной лавке. Очень не хочется ошибиться.

[x]