В понедельник история с отменой прямых выборов главы Калининграда получила неожиданное продолжение. Выяснилось, что правительство видит власть в городе не совсем такой, как чаяли и мечтали калининградские градоначальники.
В октябре мэр Калининграда Александр Ярошук заявил, что система управления в областном центре вновь изменится — принято решение отказаться от прямых выборов главы, которые должны были состояться в 2017 году. При этом предполагалось, что возврата к прежней двуглавой системе управления городом, как во времена Георгия Бооса, не будет.
«Глава муниципального образования в случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию» (ст. 36 пункт 5
В администрации Калининграда корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» рассказали, что новый вариант управления областным центром будет следующим: главой города, параллельно исполняющим функции главы администрации, будет человек, отобранный специальной комиссией из числа депутатов горсовета и представителей губернатора. Таким образом, для Калининграда предлагалось вновь сделать исключение по сравнению с другими муниципалитетами, где царит двуглавие.
Однако в понедельник на заседании комитета по законодательству выяснилось, что врио губернатора Антон Алиханов внёс совсем другой законопроект. Он предложил ввести то самое двуглавие — внедрить в областном центре систему управления, которая уже действует в остальных муниципалитетах. Предполагается, что глава города будет избираться из числа депутатов горсовета, а глава администрации (
Эта история может весьма осложнить жизнь действующему мэру Александру Ярошуку, который мог быть основным претендентом на пост главы города — главы администрации. От мандата депутата горсовета он отказался (в пользу довольно странного персонажа), поэтому главой города стать уже не сможет. В случае, если его назначат главой администрации, ему придется подчиняться, хоть и формально, главе города-председателю горсовета, которого депутаты будут избирать из числа своих коллег (и не факт, что этот пост достанется Андрею Кропоткину).
То, что изначально вариант был другим, подтвердил и политолог Владимир Абрамов. «Версия была другая, то есть использовать четвертый вариант, который был внесен в законодательство, когда глава, избранный по конкурсу, является и главой города, и главой исполнительной власти, — отметил он. — Но решили, как я понимаю, в правительстве области унифицировать. То есть сделать, как везде. Не выделять Калининград в особый. Я так понимаю, именно идея о том, чтобы унифицировать, ею и руководствовались люди, которые вносили данный вариант».
«Вот теперь получается, что будет
На заседании профильного комитета облдумы в понедельник врио министра по муниципальной политике Максим Коломиец, объясняя депутатам мотивы появления законопроекта, пояснил, что в 2014 году принимался федеральный закон № 136, который изменил подход к формированию органов муниципальной власти, ни у кого не было понимания. «Тогда не было точного понимания использования этого закона. Субъекты не стали трогать систему власти в административных центрах, — сказал Коломиец. — Теперь предлагается привести эту систему к единообразию».
Против законопроекта высказался лишь представитель «Патриотов России» Михаил Чесалин. Он напомнил, что два года назад, когда прямые выборы глав ликвидировались во всех остальных муниципалитетах, в областном центре их решили оставить. Он также заявил, что в принципе против отмены выборов, поскольку это противоречит Конституции. «Отказ от прямых выборов — это наступление на права граждан, отдаление их от власти. Он нарушает дух и букву Конституции о том, что муниципальные органы власти имеют право на самостоятельность», — заявил Чесалин.
Глава комитета по сельскому хозяйству Валерий Губаров, наоборот, поддержал поправки. Он напомнил, что в 2016 году в Калининграде впервые прошли выборы в горсовет по смешанной системе и партия «Единая Россия» получила поддержку граждан. «Партия несет ответственность. Надо дать право людям, чтобы законодательная и исполнительная власть работали вместе», — сказал Губаров.
Других мнений на заседании комитета не было. Представители горсовета Калининграда и городской администрации на него не пришли. После заседания врио министра Максим Коломиец отказался отвечать на вопросы представителей СМИ о том, почему была инициировала совсем не та схема управления городом, про которую говорил ранее Ярошук. «Все вопросы к Ярошуку», — сказал он.
Однако оперативно получить комментарии у мэра Калининграда и врио губернатора Антона Алиханова в понедельник не представилось возможным.
Спикер облдумы Марина Оргеева и вовсе заявила, что совмещение поста главы города и главы администрации невозможно. «Может быть, вы
На вопрос о том, обсуждался ли этот вариант схемы с городскими властями, Марина Оргеева сообщила, что предварительные разговоры были.
«Мы предварительно говорили, они и на том этапе не то чтобы возражали, а говорили о возможности дополнительного изучения. За этот промежуток времени стало понятно, тем более
«Есть полномочия, которые прописаны в
Стоит отметить, что этот принцип управления муниципалитетами один из самых конфликтных, поскольку глава
Напомним, 9 лет назад, в 2007 году, Александр Ярошук был избран во время всенародных выборов главой города — председателем горсовета Калининграда. Однако фактически он оставался свадебным генералом с представительскими функциями руководителя горсовета — практически все реальные полномочия по управлению городом перешли назначенному в мае 2008 года по контракту главой администрации Феликсу Лапину. В 2010 году после отставки Георгия Бооса двоевластие в городе прекратилось — сити-менеджером была назначена Светлана Мухомор, работу которой полностью контролировал Ярошук. Затем горвласти изменили устав и вновь вернули полномочия хозяйственника городскому главе, избранному во время прямых выборов. В 2012 году этот пост вновь занял Александр Ярошук. Который не скрывает своих намерений продолжать руководить городом и далее.— Да, здесь действительно есть проблема. Если разобраться по полномочиям, то вся ответственность, исполнительная власть — на главе администрации (
сити-менеджере ). А глава муниципального образования (глава Совета) фактически осуществляет представительские функции. Но в то же время он является работодателем главы администрации и при желании может создать условия для главы администрации, при которых тот не сможет работать.— Зарплату снижать, премии урезать…
— Зарплаты, премии… Не признавать его работу, что бы глава администрации ни делал хорошего… Конечно, сегодня в этом плане заложен конфликт между главой муниципального образования и главой администрации. Здесь важно уже на подготовительном этапе избирать адекватных глав муниципальных образований. Потому что полномочия у них есть, закон на их стороне. Поэтому при желании они любого главу администрации могут просто скушать.
На заседании профильного комитета областной Думы в понедельник законопроект был одобрен в двух чтениях. В четверг его должны рассмотреть депутаты на заседании регионального парламента.
Текст — Оксана Майтакова, Алла Сумарокова, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru».
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter