Сити-менеджер Мамоново Олег Шлык: каждый глава куражится как может

Олег Шлык
Все новости по теме: Муниципалитеты

Экс-депутат облдумы, а ныне глава администрации Мамоново Олег Шлык в интервью «Новому Калининграду.Ru» рассказал, почему решил вернуться на работу в муниципалитет, что думает о «двуглавости» в местных органах власти, о новом и старом губернаторах и о многом другом.

Карьерная синусоида

 — Вы вернулись на своё прежнее место работы — главой администрации Мамоново — спустя шесть лет. Зачем? Ведь у вас, наверное, была возможность снова баллотироваться в Калининградскую областную Думу.

 — Была возможность. Но мне больше нравится работа, как говорят, «на земле». Не могу сказать, что работа в облдуме неинтересная, но какие-то реальные результаты увидеть там очень сложно. Поэтому я больше отношу себя к практикам, хозяйственникам, потому что мне нравится этой работой заниматься. Самое главное, что там видны результаты этой работы. Реальные результаты. Это и инвестиции могут быть, и различные работы, которые выполняются по благоустройству. Но самое главное, что там есть такой размах… не то чтобы для куража… Размах для применения своих возможностей, способностей, опыта работы. Это дает возможность рано или поздно получить благодарность от жителей.

 — Хочу задать вопрос не из простых...

 — Про мою судимость, наверное? Журналисты всегда мне этот вопрос задают… Конечно, спрашивайте.

 — В кулуарах областной Думы утверждают, что вы не пошли на выборы, потому что по новому закону вам пришлось бы теперь показывать судимость, которая у вас была. И в принципе периодически эта тема всплывает, к примеру, в комментариях чиновников по вашему поводу.

 — Я не хочу оправдываться. На эту тему мы тысячу раз говорили. Поэтому хочу сказать одно: я свое отсидел, а те, кто про это говорит, тем это предстоит.

Это было 36 лет назад, еще во времена СССР. Статьи, кстати, сейчас нет в современном УК. 144-я, часть 2-я через 17-ю «Кража в форме пособничества» — покупка машины, которая оказалась ворованной. Вот и всё. Срок по приговору — 9 лет, но из них 3,6 отсидел и вышел по амнистии. Это было в Ленинграде.

 — Неприятная история…

 — Неприятная, но, увы, на всю жизнь. На самом деле я мог баллотироваться без проблем. Более того, уже после всего случившегося я пытался отменить приговор в Верховном суде, потому что считал себя невиновным. Адвокаты за это взялись и готовы были доказать. Но по странному стечению обстоятельств самого дела в архивах не оказалось — оно исчезло, уничтожено. Мне предоставили справку из архива Ленинградского областного суда, что дело уничтожено, остался только приговор. Без дела отменить приговор невозможно. Поэтому на всю жизнь это осталось. И на конкурс на должность сити-менеджера Мамоново соответствующую информацию я предоставлял конкурсной комиссии и депутатам.

 — У вас интересная карьерная синусоида сложилась за последние 20 лет. Вы были вице-губернатором в администрации Владимира Егорова…

 — На самом деле начиналось всё с депутата районного Совета…

 — Потом глава Багратионовского района параллельно с постом депутата областной Думы, после — просто глава Багратионовского района, вице-губернатор

 — Да, потом глава Мамоново, после — министр непродолжительное время (министр по промышленной политике в первом правительстве Николая Цуканова — прим. «Нового Калининграда.Ru»), депутат областной Думы. И вот снова…

 — Вы не считаете, что это как-то неправильно? Обычно же карьера вверх идет. Не хотите снова в правительство вернуться, в министерство какое-то?

 — Может быть… Но мне ближе, по душе — быть «на земле»… В правительстве я тоже работал, знаю специфику этой работы. Всё равно ты дальше от людей. А карьерный рост… Вы знаете, я не карьерист и никогда к этому не стремился. Хотя мне многие говорили в своё время, когда я ушел из вице-губернаторов главой Мамоново, что ни в коем случае такое делать нельзя, — какой-то статус теряется, ещё что-то там. Но я на эти слова абсолютно не реагирую, потому что для меня не это важно. Не важны звание, титул. Важна востребованность и возможность что-то сделать для людей в том или ином статусе.

 — Может, зависит от губернатора, с которым вы работаете? Может быть, вам просто не удалось сработаться ни с Владимиром Егоровым, ни с Николаем Цукановым, и поэтому вы уходили?

 — Я бы не сказал так, что не смог сработаться. Были какие-то определенные моменты… Но не потому, что я такой невыносимый человек, и со мной там… Или что я амбициозный настолько, что могу «подсидеть» губернатора или что-то еще. Абсолютно нет. И у меня таких никогда и мыслей не возникало. Есть руководитель. Он, как говорят, командир, управляет всем процессом. Поэтому нет… Просто складывались такие жизненные ситуации, при которых нужно было уходить с той или иной должности.

MIL_4145.jpg

 — С Цукановым сложно было работать?

 — Непросто. Хотя мы до этого работали вместе муниципалами… Требования, которые он предъявлял, — где-то справедливые. Может, где-то несправедливые. Но я не убежал из правительства. Просто так получилось, что Николай Николаевич предложил мне пойти в областную Думу именно по спискам, потому что на тот момент нужно было вытягивать Багратионовский район по «Единой России». Ну а поскольку я там работал, авторитет был, поэтому я пошёл на выборы.

Когда уже прошли выборы, я для себя тоже сделал вывод — почему бы не попробовать себя в областной Думе на профессиональной основе. Потому что до этого я был депутатом на непрофессиональной основе — это одно. На профессиональной — совсем другое. И за те годы, которые я в итоге отработал на профессиональной основе в областной Думе, я еще раз сделал для себя вывод, что мне лучше работать ближе к земле.

 — С новым губернатором Антоном Алихановым уже общались, встречались?

 — Да. Это произошло в тот же день, когда у меня было подписание контракта (о приеме на работу главой администрации — прим. ред.). Была встреча губернатора с главами муниципальных образований. Новый губернатор обозначил позиции взаимодействия с муниципалитетами… Очень корректно, на мой взгляд, правильно. И он даже дал главам номер своего мобильного телефона, чтобы напрямую можно было с ним связываться, как с губернатором. Это тоже импонирует — открытость его для работы с главами муниципальных образований. Что бы мы ни говорили, но еще Владимир Владимирович Путин сказал: где сильное местное самоуправление — там сильная государственная власть. Круг вопросов местного значения, которые возложены на органы местного самоуправление, неразрывно связан и с работой губернатора.

Встреча прошла позитивно. Она дала возможность главам муниципальных образований получить понимание стратегии и политики нового губернатора. Общаясь потом со своими коллегами, я не увидел какого-то противодействия, неприятия нового губернатора. Поэтому, на мой взгляд, все получится в совместной работе.

 — Стратегия губернатора — это одно. Но он сохраняет на должности вице-премьера по внутренней политике Александра Владимировича Егорычева, который известен не очень политкорректным отношением к местным главам.

 — Кадровая политика губернатора не входит в компетенцию главы муниципального образования.

 — Но вам придется работать-то с Егорычевым…

 — Не вижу каких-то больших противоречий, которые говорили бы о том, что от этого местное самоуправление каким-то образом пострадает. Главе муниципального образования, на мой взгляд, нужно выстраивать отношения с любым вице-премьером, любым министром. Ведь противоречия и трения возникают из-за чего? Где-то главы недорабатывают, где-то не смогли организовать работу по исполнению Федеральной целевой программы, по работе жилищно-коммунального комплекса — отопление, водоснабжение… Это всё, что относится к вопросам местного значения. Вот тогда возникает…

 — Жесткая реакция?

 — Да. И, может быть, она оправданна. Потому что если другого воздействия нет, то применяются какие-то экономические рычаги.

 — Всегда главы виноваты? Вице-премьер или губернатор — нет?

 — Нет, я так не могу сказать, что главы всегда виноваты. Это неправильный подход! Поэтому я еще раз говорю — нужно выстраивать отношения, потому что где-то есть объективные причины недоработок, где-то — субъективные.

Давайте возьмем ту же инвестиционную программу… Любой глава ограничен рамками 44-го федерального закона (о госзакупках — прим. «Нового Калининграда.Ru»). Не всегда попадаются добросовестные подрядчики — это ни для кого не секрет. А в итоге крайним остается глава муниципального образования. Хотя конкурс по выбору подрядчиков проходит на электронной площадке, доступ открытый, и каждый предприниматель, который в той или иной сфере способен выполнить эту работу, может принять участие в тендере. На практике получается совсем другое — снижают цену либо изначально компетенция низкая, но выигрывают этот конкурс. Никто не говорит о коррупции, потому что за проведением конкурса у нас и правоохранительные органы наблюдают, и Федеральная антимонопольная служба. Но когда подписывается контракт — начинаются проблемы у главы муниципального образования.

Пришел недобросовестный подрядчик, а глава один на один остается с этими проблемами. Рычагов воздействия особых там нет. Ну, штрафные санкции, суды, в результате невыполнение, не сдается объект. Тут такие тонкие грани, которые не прописаны ни в одном учебнике, и ни в одном высшем учебном заведении вы не получите знания по поводу такой работы.

 — Но если это системная проблема, с которой сталкиваются наши органы власти больше 10 лет, наверное, её нужно как-то решать?

 — Еще будучи депутатом Калининградской областной Думы, я не всех уровнях её поднимал. Она поднималась и на форумах, которые проводились на уровне РФ, в Госдуме. Но в конечном счете решения этой проблемы, к сожалению, пока нет. И от этого страдают все — муниципалитеты, жители, потому что в итоге не сдаются те или иные объекты. А сейчас более жесткие правила, финансовая дисциплина, которая не дает возможность перенести те или иные объекты на другой год.

Любого главу можно скушать

 — Вы в течение пяти последних лет возглавляли комитет областной Думы по местному самоуправлению. Можно сказать, ключевой комитет в вопросе муниципальной реформы. Тот вариант системы управления муниципалитетами, который у нас сейчас есть, на ваш взгляд, оптимальный? Или есть куда стремиться?

 — На мой взгляд, это наиболее оптимальный вариант. Напомню, что в 2003 году был принят 131-й федеральный закон о местном самоуправлении. Но опыт той реформы показал, что не совсем эффективно он работает на всей территории России. И в мае 2014 года был принят 136-й федеральный закон, который дал возможность субъектам РФ самим осуществлять правовое регулирование местного самоуправления на территории того или иного субъекта. Это правильный закон, потому что Россия — большая страна, с разными климатическими условиями, многонациональная. Где-то та реформа, которая проводилась ранее, была эффективной, где-то вообще невозможной. К примеру, требование пешей доступности — чтобы в течение дня человек мог дойти до органов власти. Как в тундре или тайге за день дойти до какой-то администрации? Если проще сказать, был перегиб, и 136-й закон в этой связи наиболее оптимален.

Что касается Калининградской области, преобразования, начатые при губернаторе Николае Цуканове (преобразование районов в округа — прим. ред.), они правильные. В областной Думе я сталкивался с такими вопросами, что инвестиционная программа, ФЦП не исполнялись. Допустим, возьмем программу по реконструкции водоснабжения, которая является серьезной проблемой для Калининградской области. Под эту программу было выделено в 2012 году 25 млн рублей, и ни одного рубля сельскими поселениями не было использовано. Стали разбираться, почему. Оказалось, что у них просто нет денег на проектно-сметную документацию и экспертизу. Небольшие деньги, но и их нет. В итоге программа никакого эффекта не дала.

Может быть, надо было менять Налоговый и Бюджетный кодексы, потому что сельские поселения для исполнения своих полномочий (а у них было их 49 на тот момент) не были обеспечены финансовыми ресурсами. К примеру, Красноярское сельское поселение Озерского района, который сейчас преобразован в городской округ. Доходная часть бюджета поселения составляла около миллиона рублей, а на содержание управленческого аппарата поселения уходило более 2,5 млн рублей. Ну как можно говорить об эффективности работы местного самоуправления? Поэтому когда они были преобразованы в городские округа, это позволило уменьшить чиновничий аппарат и более эффективно использовать бюджет городского округа для решения этих же вопросов.

MIL_4166.jpg

Или взять Балтийский муниципальный район. Тоже из пальца высосанное муниципальное образование. По закону он даже не может быть таким — потому что в состав района должны входить поселения, в которых живут не менее 1000 человек. У них сельское поселение Дивное, в котором живут 700 человек. Бюджет мизерный, исполнять полномочия тоже не могут. Получают дотацию из районного бюджета, но тоже там содержится глава и всевозможные службы. Вот расходование средств налогоплательщиков, которое, конечно, неэффективно.

Вообще, территориально, что касается области, — она у нас компактная, с высокой плотностью населения. Поэтому, на мой взгляд, вообще неэффективно иметь городские и сельские поселения. Можно было бы рассмотреть вопрос укрупнения районов, потому что в практике других регионов есть муниципальные районы, допустим, в Тюменской области, Алтайском крае, которые по площади больше, чем вся Калининградская область.

 — Мамоново с кем можно укрупнить? С Багратионовском?

 — Можно с Багратионовском, можно с Ладушкиным. Но у нас нет общих границ с Ладушкиным… Я не претендую на территорию — это решение депутатского корпуса… Сегодня все стали считать эффективность управления, потому что одними лозунгами и пиар-ходами проблему не решить. Говорить можно много, что всё хорошо, но все же видят, что ничего в лучшую сторону не меняется.

 — Экс-губернатор Николай Цуканов признавал, что лично контролирует назначение сити-менеджеров. Получается, что простому человеку, у которого нет связей, нет знакомств во властных структурах, в принципе не попасть в главы администрации муниципалитетов.

 — Вопрос хороший, но не совсем так. Вы говорите — знакомства, связи… Пусть заявляются на конкурсы! Работа главы на самом деле — это каторжная работа. И если работать с полной отдачей, ничего там хорошего нет. Даже в плане морального удовлетворения. Сколько бы ни делалось, как бы ни исполнялись все эти программы, вопросы местного значения, — все равно будут недовольные, те, кто жалуется. Сейчас возможность есть у любого жителя написать напрямую в приемную президента. И начинается вся эта дерготня и так далее.

Но принять участие в конкурсе на пост главы администрации могут все желающие. Объявляется конкурс — это открытая информация, пожалуйста… Давайте мы посмотрим на практику назначения сити-менеджеров. Когда была практика прямых выборов глав муниципалитетов, кто туда только не заявлялся. На сити-менеджера — более сложная процедура. Есть определенные требования, которые предъявляются к образованию, квалификации, стажу работу, опыту работы. Мало того, сегодня требуется и справка от психиатра, а раньше этого не требовалось. И мы на практике видим, что в Калининградской области иногда случайных людей выбирали главами, но результата-то не было.

В своё время, когда я в 1999 году баллотировался в главы Багратионовского района, был 21 кандидат на пост главы. Но слава богу, избиратели разобрались и избрали меня. А если бы не разобрались? Поверили в те сладкие и несбыточные обещания, которые раздавали мои оппоненты? И что бы было дальше? Никакой ответственности за свои обещания никто не несёт. Обещал зарплаты по 50 тысяч, дороги отремонтировать, дома построить. Потом избрался и забыл про это. И кто с него спросил? А сити-менеджер отчитывается перед депутатами. Работодателем для сити-менеджера является окружной или районный Совет депутатов, и каждый год он отчитывается о проделанной работе. Если депутаты признают работу неудовлетворительной два раза подряд, то с таким главой расторгается контракт.

 — Вот как раз к «двуглавости» в муниципалитетах. Сейчас есть главы, которые избираются из числа депутатов, и есть главы администраций. Главы из числа депутатов считаются главнее, но все ресурсы в руках глав администраций. В ряде муниципалитетов могут возникать и возникают конфликты из-за этого. К примеру, в Гвардейске некоторое время был скрытый конфликт между сити-менеджером и главой Совета, в Багратионовске

 — Да, здесь действительно есть проблема. Если разобраться по полномочиям, то вся ответственность, исполнительная власть — на главе администрации (сити-менеджере). А глава муниципального образования (глава Совета) фактически осуществляет представительские функции. Но в то же время он является работодателем главы администрации и при желании может создать условия для главы администрации, при которых тот не сможет работать.

 — Зарплату снижать, премии урезать…

 — Зарплаты, премии… Не признавать его работу, что бы глава администрации ни делал хорошего… Конечно, сегодня в этом плане заложен конфликт между главой муниципального образования и главой администрации. Здесь важно уже на подготовительном этапе избирать адекватных глав муниципальных образований. Потому что полномочия у них есть, закон на их стороне. Поэтому при желании они любого главу администрации могут просто скушать.

 — Вы не согласны, что они просто свадебные генералы?

 — Я не то что не согласен. Если закон предписывает… Я не против двуглавости. К сожалению, профессиональный отбор главы муниципального образования остался прежним, как было во время прямых выборов глав. Туда тоже попадают случайные люди с нездоровыми амбициями. И в результате начинается конфликт.

 — Сейчас ведь для избрания депутатом (и, возможно, затем главой) не нужна справка от психиатра?

 — Нет, пока нет. Хотя испытание властью — это серьезное испытание для психики человека. Кстати, главе администрации эта справка нужна.

 — В Калининграде планируется отменить прямые выборы главы. Причем, как утверждают горвласти, поправки в областной закон разрабатывались давно. Вы как раз руководили профильным комитетом областной Думы. Не видели эти поправки?

 — Нет, не видел таких поправок. В областной Думе в столе они точно не лежали.

Памятник кортику

 — Как сейчас вы оцениваете ситуацию в Мамоново? Много изменилось за те шесть лет, что вас там не было?

 — То, что она изменилась, — это да. Но изменилась, к сожалению, не совсем в лучшую сторону. Во-первых, глава и временно исполняющий обязанности — это две разные вещи. Глава отвечает за всё, а когда приходит временный — соответственно, временное отношение ко всему. И даже сотрудники администрации понимали, что это — калиф на час, и когда-то произойдет смена руководства.

Если посмотреть на сегодняшнее состояние Мамоново, оно не совсем меня радует, хотя я и работаю там всего несколько дней. Мы провели инвентаризацию бюджета… Сложно идет отопительный сезон, потому что идет переход угольных котельных на газ. Идут пуско-наладочные работы по очистным сооружениям. Причем претензии есть и к строителям, и к тем, кто занимается пуско-наладкой. Поэтому на сегодняшний день вот такие хозяйственные вопросы, которые требуют немедленного решения.

Кроме этого, к сожалению, Мамоново не вошло ни в одну инвестиционную программу на 2017 год. Потому что не было ни заявок, ни проектно-сметной документации. Соответственно, 2017 год для Мамоновского городского округа не принесет существенных изменений. Хотя мы сейчас принимаем меры для изготовления проектно-сметной документации. И возможно, те резервы, которые могут появиться в ходе реализации областной инвестиционной программы, позволят нам внести в неё изменения и выйти на реализацию ряда проектов, которые жизненно важны для Мамоново — это благоустройство, водоснабжение, уличное освещение города, строительство спортивных площадок. Но за этот короткий период нам уже удалось войти в программу Газпрома, и в 2017 году будет построен стадион в школе.

Несмотря на то, что муниципалитет у нас маленький, он активно участвует в спортивных соревнованиях, не только регионального уровня, но и российских и международных. У нас есть серебряный призер России по пауэрлифтингу Артем Тавастшерна. Буквально в ноябре в Архангельске проходили соревнования, и он там занял второе место.

У нас построен стадион по международной программе «Соседство», сейчас он вводится в эксплуатацию. Спортивная площадка еще одна необходима, потому что не хватает мест для занятий спортом… Почему я всё это говорю? Потому что мы должны сегодня создать условия, особенно для молодежи, чтобы они развивались. Школу, слава богу, мы отремонтировали.

У нас тесное взаимодействие со всеми силовыми структурами — это пограничники, ФСБ, МВД, миграционная служба. Мы взаимодействуем с казачьей станицей, которая расположена на территории нашего округа, и сейчас она будет заниматься подготовкой юнармейцев. Создаем условия, чтобы был открыт стрелковый тир, может быть, даже регионального значения. Помещения для этого есть. Поэтому всё, что касается организации работы по обеспечению жизнедеятельности, развитию личности — это у нас в приоритете.

Активно мы ведем и международную деятельность, сотрудничаем с приграничными городами Польши, а также городами Литвы, Германии. Тоже есть в планах реализация совместных проектов.

MIL_4212.jpg

 — Как у вас с бюджетом? Ваш коллега, глава администрации Янтарного Алексей Заливатский, который ранее и Мамоново возглавлял, в настоящее время демонстрирует таланты привлечения внимания к проблемам муниципалитета через социальные сети. Даже здание администрации продавать собирается, чтобы бюджетную дыру закрыть. Если всё так плохо, почему он один говорит, а остальные главы молчат?

 — Каждый куражится как может. Но что касается Мамоново, мы сейчас буквально на следующей неделе проводим комиссию по мобилизации доходов. В заседании будет принимать участие начальник 10-й налоговой инспекции. Приглашаем предпринимателей, которые не платят налоги.

Если говорить о бюджете… Я не сторонник того, чтобы просить деньги. Надо продемонстрировать — а что вы на местах можете сделать, чтобы мобилизовать ресурсы. Никто не говорит, что нужно разрушить малый и средний бизнес. Но давайте жить по закону — если у вас предприятие не платит НДФЛ, а это основной налог для местного бюджета, давайте мобилизовывать… Различные уловки существуют, чтобы не платить налоги, не буду давать рекомендации, как это делать. Но мы их знаем. И мы не просто вызываем на ковер тех, кто не платит налоги, чтобы пальчиком погрозить. А подготовили уже материалы с изложением конкретных фактов: вот у вас работает, допустим, 10 работников, такая-то заработная плата, столько-то вы платите в конвертах и так далее. Там различные уловки, которые применяют предприниматели. Но задача — заставить их соблюдать Налоговый и Бюджетный кодексы.

 — У Мамоново же тоже норматив на НДФЛ перераспределили не в вашу пользу?

 — Да, перераспределили. Но у нас на следующий год дотация составит более 31 млн рублей. Это вполне для нас приемлемо. А всё остальное мы уже будем зарабатывать сами. Бюджет консолидированный составляет где-то 143 млн рублей.

 — Прежний губернатор Николай Цуканов повторял весьма здравую мысль: чтобы муниципалитет развивался, ему необходимо привлекать инвесторов, которые будут создавать предприятия, рабочие места. Насколько я помню, в Мамоново последний серьезный инвестпроект — это завод по производству детского питания «Хипп».

 — Да, это в мою бытность ещё.

 — Что-то планируется новое?

 — У нас в настоящее время ведется работа по технопарку, где мы создаем условия для привлечения инвесторов, там будет инфраструктура определенная — электроэнергия, газ. Там около 250 га, и мы будем предлагать эти площадки для привлечения инвесторов.

Кроме того, нам передали в муниципальную собственность военный городок, где тоже есть производственные помещения и земли. Есть коммуникации, которые тоже позволят создать условия для привлечения инвесторов.

 — То есть вы его продавать не будете?

 — Его частично продали.

 — Насколько я помню, там покупателем была Людмила Заливатская?

 — Они его купили, но у нас еще осталось несколько производственных зданий, которые не продавали. Это именно стратегическая территория — там можно разместить мебельное производство, фармацию, производство пищевой продукции. Поэтому мы не сбрасываем это со счетов и сегодня активно ведем поиск инвесторов для нашего округа. Будем взаимодействовать с Корпорацией развития, правительством Калининградской области. Не хочу сказать, что Мамоново само найдет инвесторов и привлечет. Тут совместная работа, которая позволит нам значительно улучшить доходную часть бюджета.

 — У вас еще и граница рядом.

 — У нас с точки зрения логистики очень выгодное положение — три пограничных перехода на территории городского округа «Мамоново — Гроново», «Мамоново-2 — Гжехотки» и «Мамоново — Бранево» железнодорожный пропуск, где ходят поезда, в том числе грузы.

 — Помню, вы устанавливали памятник шпротам. Теперь какой будете ставить?

 — Есть задумка поставить памятный знак российскому кортику. В следующем году Мамоново исполняется 70 лет, город был переименован в 1947 году. И это был тоже город военно-морской славы, потому что в нем была школа оружия, учебка, которая готовила младший командный состав для Балтфлота — мичманов, старшин. Так что история города Мамоново, как и Балтийска, да и всей нашей области, связана с историей Балтийского флота.

Фото — Алексей Милованов, «Новый Калининград.Ru».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Текст: Оксана Майтакова

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.