«Ластоногие» коровы, два режима ЧС, гибель урожая и миллионные убытки — примерно таким выдался прошлый сельскохозяйственный год благодаря дождям, помноженным на мелиоративные достижения последних лет. Сейчас регион пытается «выбить» у федерального центра комплексную программу реанимации окончательно загубленной за постсоветские годы системы. По предварительным подсчетам, до 2025 года на это планируется потратить около 13 млрд рублей. Новости отличные, если бы не пара моментов.
В мелиорации нуждаются практически все предназначенные для сельского хозяйства земли региона. Площадь таких угодий составляет около 600 тыс. га, и 70% из них используется в сельхозпроизводстве, остальные
Осушать территории нынешней Калининградской области начали еще 400 лет назад, первые дамбы были построены в 1613 году. К
На осознание проблемы и создание новой системы у советского народа ушло более 30 лет, и только к
Управление всем мелиоративным хозяйством было централизованным. По словам главы областного минсельхоза Натальи Шевцовой, в 1990 году численность мелиоративной службы в области составляла 7,5 тыс. человек, постоянно в полях работало более 200 единиц техники. «После 1991 года проблеме мелиорации не уделялось должного внимания. В настоящее время численность работников государственной мелиоративной службы не превышает 5% от уровня 1990 года», — отметила Шевцова.
Молодые специалисты государственную мелиорацию обходят по кривой дуге
Столь же радикально сократилось и финансирование работ. «На строительство и реконструкцию мелиоративных систем до
Планомерно хиревшее три десятка лет мелиоративное хозяйство области сейчас уже в предсмертном состоянии, признают специалисты. «Гидротехнические сооружения, находящиеся на балансе Мисельхоза РФ и переданные „Калининградмелиоводхозу“ в оперативное управление, имеют износ более 75%. Их техническое состояние необходимо восстанавливать в кратчайшие сроки. Опыт прошлого года наглядно нам это показал. Мощность наших насосных станций в связи с износом составляет 40% от технически возможной», — отметил Теуважуков.
Ситуацию сильно осложняет хитровывернутая система собственности на отдельные элементы мелиоративной системы. Частники должны поддерживать сети на своих землях самостоятельно, из областного бюджета им выделяются субсидии, размер которых в прошлом году составил 144,8 млн рублей. За магистральные реки и земли лесного фонда отвечает федеральный центр, удачно «спихнувший» эти функции на плечи областного минприроды вместе со скромным финансированием. Субвенции рассчитываются на душу населения, и в прошлом году область получила на эти цели всего 13,8 млн рублей. Средств этих, по словам главы министерства Олега Ступина, не хватает на очистку даже одной речки в год, а их в регионе примерно 4,6 тысячи. По предварительным подсчетам областных властей, только на очистку 152 главных рек протяженностью 340 км необходимо потратить в ближайшие годы 8,5 млрд рублей.
Гидротехнические сооружения, имеющие «наиболее важное значение», находятся на балансе федерального Минсельхоза, за который отдувается «Калининградмелиоводхоз», о трудностях которого уже говорилось выше. На всю мелиорацию в прошлом году федерация выделила этой структуре 150 млн рублей. Кроме того, есть земли минобороны, муниципалитетов, садовых обществ, различные
Есть у региональной мелиорации и другие проблемы. О том, как нынче система работает в Славском районе и к чему это приводит, мы подробно рассказывали в специальном репортаже «Ласты для коров».
Сложную систему собственности на все это мелиоративное великолепие усугубляет противоречивое российское законодательство. Отдельные нормы Федерального закона «О мелиорации» противоречат Гражданскому и Земельному кодексам. Поставить мелиоративные сооружения на кадастровый учет как единый имущественный комплекс очень сложно.
Согласно Земельному кодексу, которым руководствуется Росреестр при постановке земли на учет, мелиоративные системы и земельный участок, на котором они расположены, считаются отдельными объектами. Земельный участок при этом может делиться между несколькими собственниками или пользователями. Высшие судебные инстанции принимают решения на основании кодекса Гражданского и не признают мелиоративную систему самостоятельным объектом недвижимого имущества, считая ее неотъемлемой частью земельного участка.
При этом реконструкцию, да и обслуживание мелиоративной системы можно вести только комплексно. Точечные работы не просто бесполезны, они, по мнению специалистов, могут нанести значительный ущерб, особенно в период паводков. Речь о необходимости создания единой региональной службы по мелиорации ведется не первый год, но пока безрезультатно.
Еще один законодательный нюанс касается согласования земельных работ — мелиораторы о них обычно узнают уже благодаря катастрофическим последствиям. Поэтому
«Сейчас кто угодно — железнодорожники, дорожники, связисты, газопроводчики все свои земляные работы проводят без согласования мелиоративных учреждений или отдела по мелиорации при минсельхозе. Все проекты, которые делаются непонятно где — в Питере или
Весь этот мелиоративный раздрай в
Затраты фермерам компенсировали, но далеко не в полном объеме. При убытках в 400 млн между предприятиями распределили всего 150 млн рублей.
«Выращивание сельхозкультур на земельных участках, где длительное время не проводилась мелиорация, приводит к снижению урожайности более чем на 20%, в неблагополучные годы достигает 50%, а на некоторых площадях приводит к полной гибели выращенного урожая. Если при этом учитывать неиспользуемые по мелиоративным причинам земли, а также сильную метеорологическую зависимость урожая
Пострадали, конечно, не только сельхозпроизводители. Затапливало и земли муниципалитетов, вода захватила часть Калининграда, уничтожая имущество и запирая людей в домах. В сельских закоулках региона, где население выживает в основном за счет подсобных хозяйств на фоне отсутствия другого заработка, дождям не были рады особенно сильно. Но эти убытки никто не считал.
Сокрушительные масштабы бедствия заставили губернатора Антона Алиханова не изменять традициям предшественников (мелиоративных планов за последние 15 лет не строил только Евгений Зиничев, и то скорее в силу крайней усеченности своего губернаторства) и приступить к разработке плана по восстановлению разрушенной системы. «Настало время комплексно заняться этой проблемой», — заявил очередной губернатор, и в недрах очередного областного правительства начал вызревать очередной документ, на сей раз рассчитанный на 2019–2025 годы и оценочной стоимостью в 13,6 млрд рублей. Из них 10,6 млрд — средства федерального бюджета, 1,5 млрд — областного. Еще 1,47 млрд на мелиорацию планируется потратить из неких «внебюджетных источников».
За счет средств федерального бюджета хотят реконструировать 44 электрифицированные насосные станции, 71,3 км защитных дамб, отремонтировать 4 тыс. километров водоприемников и магистральных каналов, расчистить русла находящихся в федеральной собственности рек общей протяженностью 1 тыс. км, магистральных каналов на землях гослесфонда протяженностью 1,8 тыс. км.
За счет областного бюджета необходимо провести работы по инвентаризации мелиоративных систем, кадастровые работы, оформление прав собственности на объекты мелиоративного комплекса, реконструкцию 6 стационарных электрифицированных осушительных насосных станций, строительство открытой и закрытой осушительной сети на площади 1,2 тыс. гектаров, а также отремонтировать открытую закрытую сеть напряженности 3 тыс. км.
В 2011 году инвентаризация мелиоративной системы уже проводилась, и тогда восстановление сети оценивалось в 26,4 млрд рублей. «Были попытки, была сверстана дорожная карта, были сверстаны предложения, ездили в Москву, но тогда не удалось нам ничего добиться, потому что тогда сказали, что, ребята, у вас и так есть программа развития Калининградской области. И вот в рамках этой программы, пожалуйста, занимайтесь мелиорацией. Тогда были приоритеты у Калининградской области», — рассказал глава сельхозкомитета облдумы Валерий Губаров, в те годы руководивший Зеленоградском.
За 7 лет сооружения моложе не стали, инфляция вспять не обернулась, и несложно понять, что нынешней, ополовиненной суммы будет недостаточно. «Что те 26 млрд, что на сегодняшний день 13 млрд — это ориентировочные цифры, которые сегодня еще не подтверждены никакими конкретными расчетами. То есть это приблизительные расчеты, которые дают проектные организации, эксплуатирующие организации и органы местного самоуправления. Наша сегодняшняя задача — получить в принципе добро на разработку этой программы. Это все пока „дорожная карта“. Когда пройдет все согласования, тогда начнем собирать документы и готовить уже конкретную программу, которая будет разбита до 2025 года. И на сегодняшний день 13 млрд рублей — те цифры, которые нам дают возможность в принципе готовить программу», — пояснил Губаров. Видимо, по задумке областных властей, раз начав ежегодно тратить на мелиорацию региона по паре миллиардов, Федерация потом просто не сможет остановиться.
У нынешней программы перед
Текст — Алла Сумарокова, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter