После того, как ливневая канализация на недавно открытой после реконструкции набережной Трибуца показала свою неспособность оперативно справляться с сильными дождями, мэрия Калининграда постаралась убедить горожан в том, что грязные лужи на неровной плитке им лишь чудятся. «Новый Калининград.Ru» вновь вспомнил сложную историю реконструкции лишь затем, чтобы констатировать: лужи — далеко не самое печальное, что может приключиться с набережной.
«Никто не выражал никакого недовольства»
В выходные в Калининградской области была тридцатиградусная жара. Что для региона, даже летом, дело пусть не самое обыденное, но и не уникальное. А в понедельник в Калининграде грянул проливной дождь. Что для местного лета куда как более привычное явление. Когда дождь прошёл, часть городских улиц оказалась подтопленной. Это, в свою очередь, совсем уж привычный факт: ливневая канализация в областном центре — не самое сильное место.
Новация тут только одна: впервые мощный летний ливень встретила открытая в мае 2015 года после реконструкции набережная имени адмирала Трибуца. На плитке, выложенной неким особенным, калининградским образом, образовались лужи, которых при соблюдении технологий быть не должно. В них потоки воды принесли со
Вода стекала по наклонной поверхности съезда, не имея никаких препятствий на своем пути, как, впрочем, и должно здесь быть для обеспечения нормального проезда «скорой», пожарной машины, транспорта для технологического обслуживания променада.
Из пресс-релиза мэрии Калининграда.
В мэрии города, впрочем, решили, что быть такого не может, чтобы в Калининграде
Зато чиновники, отправившиеся на набережную по первому же зову «неравнодушных калининградцев», увидели всю
«Люди гуляли по променаду, большинство из них были в сандалиях и босоножках. Ногам в открытой обуви ничто не угрожало: клинкерная плитка практически на всем протяжении пешеходной зоны мгновенно высохла. Радовала глаз набережная и своей чистотой, не было мусора ни на променаде, ни на велосипедной дорожке. Несмотря на то, что было уже около пяти часов вечера, в урнах по пальцам можно было пересчитать бутылочки
Не будем останавливаться на том, с чего вдруг по велосипедной дорожке аки посуху передвигаются одновременно велосипедисты, пешеходы и даже родители с колясками. Хотя именно это особенно интересно. Учитывая, что сооружена эта славная дорожка так изящно, что разъехаться на ней не могут даже два велосипедиста. Остановимся лучше на самой набережной. Ведь в ней, как в капле грязной дождевой воды, отражается вся местная специфика бурного освоения бюджетных средств деловитыми чиновниками. В сандалиях и босоножках.
Точка столкновения интересов
Началась эта забавная история ещё в 2011 году, когда тогда ещё не мэр, но глава Калининграда Александр Ярошук пообещал, что набережная адмирала Трибуца будет реконструирована к 2014 году. Градоначальник порадовал зрителей главного рупора муниципальной власти, программы «Главный час» на телеканале «Каскад», тем, что реконструкция набережной протяженностью почти полтора километра, от моста на улице Октябрьской до Литовского вала, вошла в Федеральную целевую программу развития Калининградской области.
Спустя без малого год проектная документация получила одобрительное заключение госэкспертизы. Ещё не вошедший во вкус городской власти полностью Артур Крупин, занимавший пост замглавы комитета строительства, оценил стоимость работ в почти что миллиард рублей. Сроки, правда, сдвинулись уже тогда.
Крупин прогнозировал срок реконструкции в три года. Почти как и получилось на практике, за небольшим исключением. За это время удалось реконструировать лишь три очереди из пяти.
Но не стоит забегать вперёд. Началу работ предшествовала увлекательная череда торгов. Попытки конкурсного агентства Калининградской области (ведь это объект ФЦП) отторговать контракт на реконструкцию набережной продолжались долго и болезненно. Участники торгов заваливали антимонопольную службу жалобами на нарушения, проверки выявляли недочёты в конкурсной документации, результаты аукционов отменялись один за другим. «В ситуации с ремонтом Трибуца за счет бюджета столкнулись интересы трех
Битва продолжалась с декабря 2012 года до середины лета 2013 года. Логично предположить, что в результате такой скрупулёзной селекции должен был быть выбран лучший, практически идеальный подрядчик. Тем более что контракт на реконструкцию набережной был признан третьим по величине в 2013 году среди всех государственных и муниципальных закупок в регионе. Одержав победу в многоуровневом противостоянии, генподрядчиком стала столичная компания «Мосинжстрой». Она снизила цену работ почти на пятую часть, и муниципальный контракт был отторгован за 521 млн рублей против оригинальных 630 млн. Другое сокращение было куда более болезненным — сокращение сроков работ. Оригинальный контракт предполагал завершение реконструкции за 21 месяц, но подписал его «Мосинжстрой» всего за 5 месяцев до срока сдачи.
В сложном положении
Подрядчику пришлось напрячься. Да так сильно, что недолго было и надорваться. Вначале проблемы с реконструкцией пытались изобразить как объективные: на месте работ как нельзя кстати обнаружились некие «неучтенные проектом коммуникации». Срок сдачи удалось сдвинуть на полгода, но это «Мосинжстрою» не особо помогло. Оказалось, что ещё летом 2013 года у этой компании случились серьёзные проблемы с кредитной задолженностью, а правительство Москвы, ранее исправно снабжавшее компанию заказами, ополчилось на неё за невыполненные условия контрактов аж 2003 года. В итоге, калининградский подряд, как писал «Росбизнесконсалтинг», стал для «Мосинжстроя» единственным за весь год при убытке в 554 млн рублей, а кредитный портфель компании к этому моменту составлял уже 7,5 млрд рублей.
Банкротство «Мосинжстроя» было не столь заметно лишь потому, что происходило на фоне краха другого «чемпиона господряда» в Калининградской области, омской компании «Мостовик». Ей некогда достался подряд на проектирование стадиона к
К этому моменту объем выполненных работ на набережной оценивался лишь в 34 процента. Да и те выполнил вовсе не «Мосинжстрой», а основной субподрядчик — компания «Юггазнефтеснаб». Задолженность перед этой структурой генподрядчик допустил чуть ли не на 100 млн рублей. Чиновники делали большие глаза.
Тот же Артур Крупин, который на Новый год вместе с губернатором констатировал «достаточно динамичное строительство», теперь с удивлением обнаружил, что «Мосинжстрой» был лишь прокладкой между бюджетом и субподрядчиками. Прокладкой, впитывавшей массу денежных средств.
Именно «Юггазнефтеснабу» досталось право завершить работы. Сделать это, конечно, было невозможно ни в оригинальные сроки, ни в продлённые; ни в декабре 2014 года, ни в феврале 2015. Председатель горсовета Андрей Кропоткин в июне прошлого года угрожал «Юггазнефтеснабу», что компания не получит других контрактов в Калининграде, если не выполнит условия нынешнего. Это было, пожалуй, единственным заявлением со стороны городских властей по поводу ситуации на Трибуца, имевшим отношение к правде. Ещё не сдав первую очередь набережной, «Юггазнефтеснаб» попытался подзаработать и на второй очереди, где генподряд достался местной «Балтийской строительной компании». Хорошо известной своими трудами по обустройству набережной Верхнего озера и перекладке брусчатки на Тельмана. Но в апреле у «Юггазнефтеснаба» привычно внезапно появились «финансовые сложности», и от продолжения работ её оттеснили.
«На „два“»
Ленточку на набережной, в итоге, разрезали, но впечатление осталось подпорченным. Прямо в торжественный день сдачи первой очереди Александр Ярошук оценил благоустройство новостроя «на „два“». Спустя месяц с небольшим Николай Цуканов обнаружил, что «сейчас набережная практически вся разбита: лавки, скамейки, фонари, разобраны лестницы», да и вообще — отсутствует управляющая компания, ответственная за содержание набережной Трибуца в порядке. Велодорожка, на которой не могут разъехаться двое велосипедистов, отделяющая набережную от жилых домов дорога, которая может называться таковой лишь номинально, а также прочий миллион недоделок лишь добавляют шарма этой милой истории освоения выделяемых федеральным бюджетом на обустройство города к 2018 году сотен миллионов рублей. Которые вскоре могут превратиться в десятки миллиардов.
История с набережной хороша именно тем, что она — локальна и компактна, её можно изучить, понять, оценить и ощутить на её примере размах и изящество государственного управления.
Традиционно низкие темпы освоения средств, выделяемых в рамках ФЦП развития области, в правительстве регулярно объясняют поздними сроками получения финансирования. Но какое отношение имеет к истории с «внезапным» банкротством генподрядчика политика Минфина? Которая, при этом, новостью не является ни для кого — ни для заказчиков таких вот проектов, ни для тех, кто за них берётся.
К чему «Новый Калининград.Ru» уже не в первый раз с маниакальным упорством пересказывает полную драматичных поворотов, абсурдных заявлений и парадоксальных фактов историю реконструкции первой очереди набережной Трибуца? Сказать по правде, было бы очень неплохо, если бы на методы, которыми чиновники областного и муниципального уровней осваивают падающие им на головы деньги, обратили, наконец, внимание правоохранительные органы. Простора для работы здесь хватает. Но подобная задача достижима с трудом, особенно — в нынешней непростой политической ситуации.
Так что придётся надеяться на малое. Что чиновники, участвовавшие в этом эпохальном проекте, отдававшие многомиллионные контракты подрядчикам в предбанкротном состоянии, обещавшие невозможное и видевшие «динамичное строительство» там, где им и не пахло, хотя бы перестанут рассказывать людям о том, что грязные лужи, возникающие
Что плитка «мгновенно высыхает», а по велосипедной дорожке, распевая весёлые песенки, катят коляски с детьми счастливые родители в сандалиях и босоножках. Потому что это уже явный перебор. И недовольство, в итоге,
Фото — Максим Корончик, Виталий Невар «Новый Калининград.Ru»
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter