Нелётный сезон: можно ли купить «льготные» авиабилеты в Калининград

Фото — Алексей Милованов, «Новый Калининград.Ru»
Все новости по теме: Авиаперевозки

Последние несколько дней вокруг дороговизны и дефицита авиабилетов эконом-класса в Москву и Санкт-Петербург в социальных сетях разгорелись нешуточные страсти. «Новый Калининград.Ru» разбирался, почему в самый западный российский регион прилететь дороже, чем на европейские курорты, и так ли это на самом деле.

Билеты есть

Пользователи социальных сетей негодуют по поводу стоимости билетов на самолеты из Калининграда в российские столицы и обратно, подкрепляя свое негодование ссылками на сайты авиакомпаний и специальных билетных агрегаторов. Действительно, минимальная цена на билеты в российскую столицу на рейс в субботу с вылетом обратно во вторник, 20 июля, на сайте aviasales составляла 24 484 рублей. Максимальный тариф — 106 тысяч рублей. Билеты есть в свободном доступе, их можно купить в течение 1–2 минут.

Калининград-Москва2.png

Эти суммы в разы отличаются от стоимости так называемых «льготных» авиабилетов, которые субсидируются Правительством РФ из федерального бюджета и которые, по заверениям властей, могут купить все желающие граждане России. Напомним, что «льготный билет» до Москвы и обратно должен стоить 7600 рублей, до Санкт-Петербурга и обратно — 7000 рублей. Сумма бюджетных ассигнований авиакомпаниям увеличена в этом году на 10% по сравнению с 2015 годом и составляет 462,6 млн рублей. Жители Калининградской области выражают недоумение по поводу отсутствия в продаже льготных билетов и задают вопрос о том, куда, собственно, ушли все деньги, предназначенные на субсидирование авиакомпаний.

Корреспондент «Нового Калининграда.Ru» зашел в «Городские авиакассы» и представительство «Аэрофлота», и оказалось, что там билеты по льготным тарифам в продаже имеются — правда, на конец июля. Позже в колл-центре «Аэрофлота» «Новому Калининграду.Ru» пояснили, что эти билеты попросту не выставляются к продаже на сайтах перевозчиков, а тем более на сайтах билетных агрегаторов.

«На сайте не отражаются льготные авиабилеты. Их можно забронировать (при их наличии) по телефону или непосредственно обратившись в одну из наших касс. Если билеты на конкретный рейс есть, их оформят. Так что звоните, уточняйте», — пояснили в «Городской авиакассе».

Проще говоря, льготные билеты купить можно, но только если самостоятельно дойти до пункта продажи билетов. В авиакассах удалось найти один льготный билет на 28 июля в Москву и один на 13 августа из российской столицы в Калининград, по тому самому тарифу в 7600 для взрослого. «Билет „туда-обратно“ для ребенка в возрасте с 2–12 лет обойдется в 6200 рублей», — пояснил сотрудник кассы.

При обращении в кассу «Аэрофлота» корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» также предложили несколько вариантов льготных билетов на рейсы, вылетающие 28 июля. Билетов на 13 августа подобрать не смогли. Льготный билет имелся на рейс в Калининград лишь на 17 августа.

В то же время на сайтах авиакомпаний и агрегаторов билеты на 28 июля в Москву и на 17 августа обратно можно купить минимум за 13 854 рубля — почти в два раза дороже, чем непосредственно в авиакассе.

Москва-Калининград1.png

Короткий сезон

Более гибкая и лояльная к Калининградской области программа субсидирования авиаперевозок могла бы повысить шансы на покупку билетов по льготным ценам. Однако региональному правительству не удалось добиться увеличения сроков действия периода льготных авиаперевозок в регион, он по-прежнему действует с 15 мая по 15 октября.

«К сожалению, за увеличением коридоров по срокам стоят дополнительные средства. В нынешних экономических условиях пока это тяжело. Хотелось бы все расширить, в идеале мы с таким предложением выходили в правительство, чтобы льготные тарифы действовали круглый год. Но пока такого решения нет», — рассказал вице-премьер Александр Рольбинов в начале апреля этого года. В то же время российское правительство увеличило тот же льготный период для Крыма до конца ноября.

Осло.png

При этом житель Калининградской области, имея шенгенскую визу, может приобрести билеты, например, по маршруту «Гданьск — Осло — Гданьск» за 5435 рублей. Без льгот и программ субсдирования. Как поясняют руководители крупнейших авикомпаний, отличие российских и зарубежных перевозчиков — в бизнес-моделях, объемах пассажирских перевозок и систем налогообложения. В частности, европейские компании не платят НДС.

«Существенную долю в цене на билет также занимает авиационное топливо. В цене билетов для пассажиров, то есть в вашей цене, от 30% до 40% (в зависимости от сезона) — занимает топливная составляющая. Кроме того, за три года выросли ставки обслуживания в аэропортах более чем на 20%. Это в среднем по стране. У нас есть аэропорты, где ставки увеличились на 600%! И это все при том, что авиационный бизнес — низкорентабельный для всех компаний. Маржа в отрасли — не более 2–3%», — отметил в интервью «Коммерсанту» генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев.

Неразвитость аэропортовой инфраструктуры, низкая конкуренция на рынке перевозок, высокие налоги, дорогие кредитные ресурсы и приводят к тому, что жители российской столицы или Калининграда вынуждены искать альтернативные способы для путешествий. При этом изолированность региона лишь усугубляет эту ситуацию.

Храбровский тупик

Смягчить ситуацию с транспортной доступностью региона могли бы рейсы единственного отечественного лоукостера «Победа». Самолеты «Победы» летали в Калининград с ноября 2015 года по март 2016 года и за два месяца с начала полетов перевезли около 30 тысяч пассажиров при загрузках рейсов свыше 90%. В январе количество рейсов было сокращено до трех в неделю, а начиная с конца марта самолеты лоукостера и вовсе прекратили свои полеты в регион. Причина ухода «Победы» из «Храброво», по мнению вице-премьера Александра Рольбинова, была исключительно экономической.

«Для того чтобы обслуживать в аэропорту самолеты, нужно нести определенные затраты. Часть из них несет непосредственно аэровокзальный комплекс, а часть — это федеральная составляющая: обслуживание взлетно-посадочной полосы, аэронавигация и прочее. Поэтому споры были в том, что „Победа“ запросила тарифы такие, которые аэровокзальный комплекс не мог предоставить. Получается, что он должен был за „Победу“ платить. Поэтому рассматриваем различные варианты, в том числе и отсрочку платежа, другие. Но пока, к сожалению, договориться не удалось. Проблемы есть», — отмечал Александр Рольбинов в начале апреля.

При этом он заверил, что работа по возобновлению регулярного маршрута «Калининград — Москва» ведется. «Эту тему мы обсуждали и с министром транспорта, и собственниками аэровокзального комплекса», — сказал вице-губернатор.

На данный момент эти переговоры ни к чему не привели. Калининград даже не упоминается в списке городов, из которых выполняются рейсы этой авиакомпании.

Можно было бы предположить, что другие компании, увидев повышенный спрос на билеты в калининградском направлении, запустят дополнительные рейсы. Однако запуск дополнительного регулярного рейса в разгар высокого сезона, когда полетные программы уже давно сверстаны, является довольно проблематичным для авиаперевозчиков.

Активности от правительства Калининградской области в этом вопросе также ждать не приходится. «Глава региона не может приказать перевозчикам увеличить число рейсов, а тем более снизить цену на билет. Здесь рычаги, скорее всего, есть у Министерства транспорта РФ», — пояснила пресс-секретарь министерства развития инфраструктуры Ирина Телегина.

Кроме того, по ее мнению, даже если перевозчики захотели бы увечить число рейсов, то вряд ли смогли бы это сделать из-за реконструкции взлетно-посадочной полосы. «Строителям необходимы так называемые технологические окна для проведения работ. Учитывая сложности, о которых, в том числе, упоминал во время визита в регион вице-премьер Игорь Шувалов, сроки реконструкции взлетно-посадочной полосы не будут добавлять оптимизма ни пассажирам, ни авиакомпаниям», — рассказала Ирина Телегина.

Мэр Калининграда Александр Ярошук полагает, что в следующем году из-за ремонта взлетно-посадочной полосы количество рейсов в город еще больше сократится. «Первая причина — это „окна“, которые дали нашему аэропорту из-за реконструкции полосы, которая, к сожалению, ни черта не делается. Вообще никого там нет. Денег отдали 850 млн, предоплату сделали. А люди сидят, и ничего не делается. Почему — вопрос еще серьезнее. Со следующего года это „окно“ еще уменьшается, до 6–7 часов. Вы представляете, как сюда будет сложно добраться?» — пояснил Ярошук журналистам.

Он также пояснил, что данный вопрос поднимался на совещании у вице-премьера правительства страны Игоря Шувалова. По словам Ярошука, по итогам совещания было дано поручение проработать вопрос об увеличении «окна» и количества рейсов, а также запуска скоростного поезда из Калининграда в Москву. На этом же совещании вице-премьер вынес последнее предупреждение подрядчику, занимающемуся реконструкцией взлетно-посадочной полосы воздушной гавани.

Фото — Алексей Милованов, «Новый Калининград.Ru»

Текст: Станислав Пахотин

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.