Неуловимый мститель: хроника борьбы мэрии с пошедшим ва-банк «БалтАвтоЛайном»

Вторые сутки на дорогах Калининграда работают автобусы компании «БалтАвтоЛайн», не получившей ни одного лота по итогам конкурса на право перевозки пассажиров по новой маршрутной сети. В среду транспорт перевозчика вышел на линию, несмотря на многочисленные заявления городских чиновников и предупреждения контролирующих органов. «Новый Калининград.Ru», в очередной раз прокатившись на одном из «нелегальных» автобусов, пытался узнать, когда транспорт компании депутата горсовета Сергея Донских исчезнет с улиц областного центра.

Демарши компании депутата городского совета Сергея Донских становятся уже доброй традицией. Ровно пять месяцев назад непримиримая позиция руководителя «БалтАвтоЛайна» привела к однодневному транспортному коллапсу в Калининграде. В те мартовские дни городские власти при поддержке губернатора Николая Цуканова все-таки договорились с Сергеем Донских и вошедшими с ним в коалицию перевозчиками о перезаключении контрактов на перевозку пассажиров.

_NEV6061.jpg

Полное самоуправство

В августе депутат горсовета, лишившись всех маршрутов по итогам конкурса, решил повторить свой маневр. Однако на этот раз у него не было ни солидарных с его позицией коллег по транспортному бизнесу, ни губернатора-медиатора, ни даже минимальной надежды на победу в судебных спорах за право продолжать пассажирские перевозки в Калининграде. Осталась только уверенность в том, что в городе обо всём и со всеми можно договориться. И в собственной безнаказанности.

Иначе объяснить решение Сергея Донских о выводе на линию более 50 автобусов на 11 маршрутов невозможно. Администрация, а тем более жители не были готовы к такому повороту событий. Власти лишь фиксировали нарушения, а люди путались в номерах автобусах, попутно разбираясь в хитросплетениях новой маршрутной сети.

«Несмотря на то, что ситуация такая нестандартная, многие автобусы предприятия вышли в неисправном техническом состоянии. Это фиксировалось в том числе и на видео, когда, например, водитель не мог элементарно открыть люк и обеспечить доступ к подкапотному пространству или часть деталей были привязаны проволокой. Санитарное состояние автобусов также оставляло желать лучшего. У предприятия также не было актуальных карточек на маршруты», — пояснил начальник административного управления мэрии Игорь Шлыков.

При этом перевозчик, по словам чиновника, не позаботился не только о техническом состоянии выпущенного на линию автобусного парка, но и о минимальном соблюдении каких-либо норм, порядков и регламентов. «Автобусы „БалтАвтоЛайна“ работали вне какого-либо расписания, вне какого-либо порядка, не на всех маршрутах, которые обслуживали по прежним контрактам с администрацией. В общем, вышли, поработали, заработали, как и где хотели. При этом днем они исчезли из города, частично. Сейчас, вечером, волонтеры, которые дежурят на остановках, сообщают, что автобусы вновь появились. Это называется: поработал в самый час пик. Это неправильно. Полное самоуправство, которое недопустимо в правовом государстве», — пояснил Игорь Шлыков.

Меры приняты

О новой реальности и подобии правового государства в отдельно взятом Калининграде руководству и персоналу «БалтАвтоЛайна» стали напоминать компетентные органы практически сразу после начала демарша. С письменным заявлением в полицию представители администрации обратились еще до обеда во вторник. ГИБДД, региональное управление государственного автодорожного надзора по Калининградской области (УГАДН) после этих обращений начали проводить рейды. К вечеру вторника они выписали 22 протокола об административных правонарушениях водителям и 7 протоколов администрации транспортной компании. Первые, скорее всего, будут оштрафованы за неудовлетворительное состояние автобусов. Финансово ответит и компания Сергея Донских за вывод на линию автобусов без специальных транспортных карт. Каков будет размер штрафов, в администрации пояснить не смогли.

«Точную сумму штрафов вам не скажу, это лучше прокомментируют компетентные органы. Они также могут дать разъяснения по приостановке деятельности после выявленных нарушений. Здесь важнее, что пассажиры отказываются платить за проезд и в автобусах ООО „БалтАвтоЛайн“, и в автобусах тех перевозчиков, которые по контракту обслуживают городские маршруты. Добросовестные перевозчики несут убытки», — отметил Игорь Шлыков.

На ниве заботы о страдающих от конфликта перевозчиков пассажиров во вторник отметилось и правительство Калининградской области. Во второй половине под руководством врио министра развития инфраструктуры Елены Дятловой прошло совещание, на котором действия компании Сергея Донских были признаны незаконными, а контролирующие органы получили указания по пресечению самоуправства перевозчика.

Не дожидаясь указаний правительства или мэрии, в региональное управление Федеральной антимонопольной службы обратились законопослушные перевозчики: «БалтТрансАвто два», «Вест Лайн 1», «Зеленоградск-Транс2», «Тотем», «Калининград-ГорТранс». «По мнению заявителей, несанкционированный выезд автобусов ООО „БалтАвтоЛайн“ негативно сказался на работе их транспорта на новых маршрутах, внес неразбериху на остановочных пунктах и дезинформировал население», — отметили в УФАС.

На основе этой коллективной жалобы Калининградское управление Федеральной антимонопольной службы РФ вынесло предупреждение компании «БалтАвтоЛайн».

_NEV6055.jpg

Рейд в поисках рейда

В среду утром, несмотря на обширную коллекцию протоколов и предупреждений, Сергей Донских вновь вывел на линии автобусы. По его мнению, его действия вполне правомерны.

«Администрация города получила уведомление о приостановлении конкурсной процедуры со стороны нашего калининградского УФАС. Мы их предупредили, оповестили, так сказать. У нас на то есть все законные основания для работы», — заявил Сергей Донских в интервью ГТРК «Калининград». Более подробно свою позицию корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» он прокомментировать отказался. В УФАС между тем заявили, что жалобу Донских получили, но приостановить конкурсную процедуру в данном случае может лишь суд.

Зато не отказались от дальнейшего контроля над работой перевозчика региональные и муниципальные контролирующие органы. Утром они должны были выйти в очередной рейд для фиксации нарушений. По предварительным данным, инспекторы обязаны были быть на остановочных комплексах в Московском и Центральном районах. Корреспонденты «Нового Калининграда.Ru» получили приглашение также посетить места ловли автобусов.

Однако на указанных остановках общественного транспорта на улице Горького и Челнокова ни одного сотрудника ГИБДД, УГАДН, ОБЭП в назначенный час не было. Лишь волонтеры в перерывах между консультациями граждан о новой маршрутной сети фотографировали на смартфоны проезжающие автобусы «БалтАвтоЛайна».

Этот несостоявшийся рейд, кстати, еще раз показал слабость новой маршрутной сети. За исключением автобусов «БалтАвтоЛайна», между Центральным рынком и Сельмой крупный автотранспорт попросту не курсировал. Да, те же маршрутки были по-прежнему ржавыми, передвигающимися без расписания, подрезающими другие автобусы. Но хотя бы движущимися по удобным для пассажиров маршрутам с минимальными интервалами.

Уже после завершения этого сомнительного рейда от пресс-службы мэрии была получена информация о единственном задержанном автобусе на остановке «улица Ефремова». Наряд ДПС остановил транспорт перевозчика, а пассажиры пересели в подошедший автобус МКП «Калининград-ГорТранс». Больше о результатах рейдов, проходивших в этот день, корреспондентам «Нового Калининграда.Ru» ничего не известно.

В пресс-службе регионального управления МВД на три звонка сообщили, что у них нет интересующей СМИ информации о проверках. В течение двух дней руководитель УГАДН Игорь Обыночный не смог прокомментировать работу подчиненных при проведении проверок «БалтАвтоЛайна».

На неоднократные вопросы заместителю главы города Сергею Мельникова и начальнику административного управления Игорь Шлыкова об инстанции, которая могла бы прекратить самоуправство перевозчика, корреспонденты «Нового Калининграда.Ru» получали сугубо уклончивые ответы. «Это не в наших полномочиях, есть компетентные органы, мы находимся в правовом поле», — заявил глава комитета городского хозяйства Сергей Мельников во время брифинга в четверг. «Я бы не стал комментировать этот вопрос. Это сугубо компетенция этих органов. Правильное было бы спросить у них», — отметил во время другого брифинга уже Игорь Шлыков.

В среду в интервью радио «Балтик плюс» Мельников также сообщил, что есть компетентные органы, которые могут разобраться со сложившейся ситуацией. «Есть, конечно, такая инстанция. Накануне УФАС вынесло предписание. Дальше все карты раскрывать не буду. Со своей стороны городская администрация направила все запросы и жалобы в соответствии со своей компетенцией», — пояснил заместитель главы города.

В этом же интервью он сообщил, что не знает, до каких пор автобусы «БалтАвтоЛайна» будут ездить в Калининграде.

В региональном управлении Федеральной антимонопольной службы, в единственном из всех компетентных контролирующих органов, знают ответ на этот вопрос. «В действиях перевозчика усматриваются признаки нарушения статьи 14.8 закона „О защите конкуренции“. Поэтому до 12 августа эти действия должны быть прекращены», — прокомментировала вынесенное предупреждение руководитель регионального управления УФАС Ольга Боброва.

На четверг в управлении назначено заседание, на котором должно быть сформулировано решение по поводу действий транспортной компании, проигравшей конкурс на перевозку пассажиров по новой маршрутной сети. Однако из разговоров с водителям и кондукторами перевозчика понятно: автобусы «БалтАвтоЛайна» выйдут на линии и в этот день.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Текст: Станислав Пахотин

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.