Остров на матрасе: почему у стадиона «Калининград» дорога пошла волнами (фото)

Все новости по теме: Городской облик

В Калининграде после проведения ЧМ-2018 возле построенного на острове Октябрьском стадиона начали происходить метаморфозы — плитка то и дело стала проваливаться, а дорога и пешеходная дорожка буквально пошли волнами. В причинах явных изменений попытался разобраться «Новый Калининград».

«Очень похоже, что делали быстро, а это тиксотропные грунты. Грубо говоря, здесь не до конца, неправильно сделали выторфовку. Когда речь идет о болотах, лесах и так далее, все дорожники делают выторфовку до глины: два, три, четыре метра, — сколько нужно, пока не будет твердой поверхности — либо песка, либо глины. Здесь, возможно, в изыскательских работах были ошибки, потом это заложили в проект, либо строители поспешили», — поделился своим мнением Денис Можаев, эксперт одной из крупнейших строительных российских компаний, которая строила, в том числе, часть Западного скоростного диаметра (ЗСД) в Санкт-Петербурге.

Речь идет о дороге и тротуаре длиной порядка 1,4 км, которые проложены непосредственно у стадиона между Второй и Восточной эстакадами. Можаев полагает, что теперь эта дорога обречена «плавать» и дальше: «Представьте, что это матрас, просто положите на него асфальт. Там какой-то бульон, который гуляет, туда заходит вода, и основа становится эластичной. Вариант — только закреплять грунты. Это, конечно, закапывание денег. Но у нас есть такие технологии консолидации — так называемая инъекция, когда грунт закрепляется на определенной глубине».

PB260783.jpgPB260791.jpgPB260793.jpgPB260800.jpgPB260819.jpg1.JPG

Эксперт уверен, что значительное влияние на деформацию дорожного покрытия оказала жаркая погода летом. А при температуре воздуха около 0 °C, по его словам, возможно разрушение асфальта.

Некогда остров Октябрьский назывался Ломзе, что в переводе с прусского означает «болотистый». Чтобы построить на «болоте» дорожную сеть и стадион, его решили засыпать песком. Официально это назвали «образованием территории с консолидацией грунтов». Тратили бюджетные миллиарды, вели споры, возбуждали уголовные дела, тонули во внезапно образовавшихся озерах.

Здесь стоит вспомнить проведенную еще в 2016 году Российским федеральным центром судебной экспертизы при Минстрое РФ экспертизу состояния грунтов на Острове. В документе говорилось о значительных отклонениях, не позволяющих не только реализовать проект стадиона, но и создать необходимую инфраструктуру: «Прокладка инженерных коммуникаций (канализация, водопровод, тепловые сети, слаботочные системы, электрические сети, устройство дорог, проездов, площадок и тротуаров…) на период проведения Чемпионата мира по футболу 2018 года без дополнительных мероприятий по обеспечению надёжности инженерных систем (свайное основание, железобетонные ригеля и плиты и др.) <…> не представляется возможной».

Перед тем, как начать образование территории Острова, была проведена и негосударственная экспертиза проекта. В ней также говорилось о крайне сложном и неблагоприятном геологическом строении участка с инженерно-строительной точки зрения. Специалисты связывали это с многослойностью по составу и неоднородностью грунта, а также высоким уровнем грунтовых вод. Мощность торфа на острове, по подсчетам экспертов, составляет 2,5 — 5,5 м и более, на отдельных участках — до 15 м. Тем не менее проект был одобрен.

Изначально остров должен был быть засыпан 6-метровым слоем песка, однако, как заявлял генподрядчик, слой этот оказался вдвое меньше, а сам песок — сомнительного качества. В итоге под футбольным полем вбиты 15 тыс. свай общей длиной около 100 километров.

В феврале 2018 года стало известно, что региональные власти в судебном порядке требовали у подрядчика, отсыпавшего территорию, устранить внеплановую просадку грунтов на Октябрьском острове. Суд отказал чиновникам, сославшись на то, что подрядчик уведомлял о нарушении процедуры консолидации грунтов, но работы выполнялись в авральном режиме. Также в начале этого года областное правительство выделило 21 млн руб. на наблюдение за грунтами на острове. Наблюдать будут до конца 2019 года. Цель — обеспечение безопасности людей и объектов строительства на период возведения и последующей эксплуатации, сохранность зданий и сооружений окружающей застройки.

PB260827.jpgPB260829.jpgPB260833.jpgPB260837.jpgPB260840.jpg

После проведения ЧМ-2018 у стадиона начала проваливаться плитка и «гулять» автомобильная дорога. В конце августа федеральное госпредприятие «Спорт-Ин», на чьем балансе пока находится арена, сообщило, что на прилегающей к стадиону территории «произошло чрезмерное проседание тротуарной плитки, образовались провалы». Дефекты в рамках гарантийных обязательств устранял подрядчик стадиона (АО «Крокус»). Была задействована спецтехника, которую периодически можно там наблюдать до сих пор. Впрочем, власти уверены (или просто делают вид, что уверены), что ничего страшного не произошло и не происходит, и готовятся к дальнейшему освоению острова Октябрьского.

Текст — Максим Корончик, фото — Виталий Невар, «Новый Калининград»

Комментарии к новости

Что осталось по наследству

Главный редактор «Нового Калининграда» Денис Туголуков о крахе надежд в отношении «Балтики».