Владелец мельницы в Железнодорожном: «До пандемии туристов мы почти не видели»

Фото: Иван Марков / Новый Калининград

В Железнодорожном — посёлке на окраине Калининградской области — четвёртый месяц идут работы по восстановлению замковой мельницы, приобретённой еще в 2004 году предпринимателем Владимиром Колесником. Всего, по словам собственника, на восстановительные работы планируется потратить более 135 млн рублей, однако этих денег может и не хватить. Что будет в мельнице после реставрации, как к затее восстановления памятника архитектуры отнеслась родня бизнесмена и почему в поселок потянулись туристы, Колесник рассказал «Новому Калининграду».

Руины и недоумение родни

Владимир Колесник перебрался в регион из Нового Уренгоя еще в конце 90-х. Тогда же он приобрел в Калининграде квартиру, а в начале нулевых решил заняться восстановлением старинной мельницы (на тот момент она еще не была признана объектом культурного наследия), расположенной у развалин замка Гердауэн. Как вспоминает предприниматель, к идее покупки водяной мельницы, заброшенной еще с середины 70-х годов прошлого века, некоторые члены семьи отнеслись с недоумением. Тем не менее, постепенно родственники привыкли и даже стали включаться в работу.

Основные усилия изначально были брошены на кирпичный домик, расположенный между мельницей и водопадом.

«В собственность оба здания я оформил в 2004 году, — рассказывает Колесник. — Своим гостям я показываю фотографии того, что тут было: крыша провалилась, часть фронтона осыпалась, перекрытия прогнили. Но в 2006 году я в этом доме уже жил. Сказать, что все сразу сделал, не могу. Мы с семьей на первом этаже поначалу жили, а второй постепенно восстанавливали. Сколько мы в свой дом вложили, я принципиально не считал».

В том числе на ремонт пошли деньги с продажи квартиры в Калининграде. «Могу только сказать, что наша квартира калининградская — здесь, и она стала лишь небольшой частью», — поясняет владелец мельницы.

Оформляя покупку сложного объекта, Владимир Колесник рассчитывал, что будет параллельно восстанавливать и дом, и мельницу, однако эти работы требовали огромных финансовых и временных затрат. В итоге до последнего времени мельница стояла нетронутой, пока инвестор не получил беспроцентный кредит на 15 лет по региональной программе восстановления объектов культурного наследия.

Интерес к поселку и перспективы погранперехода

Долгое время поселок Железнодорожный, несмотря на сохранившуюся довоенную архитектуру, был тупиковым направлением. Можно сказать, что в течение практически двух десятилетий Колесник был тут единственным инвестором. Региональные власти о населённом пункте у границы с Польшей вспоминали лишь эпизодически, но в 2019 году поселок внезапно получил новый импульс — здесь начался массовый капремонт. Несмотря на постепенное преображение, туристы стали всерьез интересоваться поселком только с 2020 года — помогла пандемия коронавируса.

«Когда область закрыла границы, народу надо было куда-то ездить, — говорит Колесник. — А тут еще и восстанавливать поселок начали. Народ стал колесить по области и смотреть, что тут еще есть, кроме моря. Причем поехали к нам и калининградцы, и туристы из других областей. До того, как в поселке начали проводить капремонт, туристов тут просто не было К нам, в основном, приезжали те, кто уже знал поселок и неоднократно посещал его ранее. Приезжали и наши бывшие калининградские клиенты — у нас ведь в Калининграде тоже было небольшое заведение. Какие-то слухи о нас были. Я даже не могу сказать, что мы что-то тут зарабатывали».


В 2021 году в Железнодорожном открыли музей-кафе «Патефон» и гостевой дом (правда, уже в 2022 году владелец решил продать бизнес), в июле в поселок начал ходить рельсобус (он ходит туда и сегодня, но пока только по летнему расписанию), а региональные власти выделили дополнительные 108 миллионов рублей на продолжение капремонта.

Тогда же в правительстве в очередной раз вспомнили о старой идее открыть в Железнодорожном погранпереход. По мнению губернатора Антона Алиханова, «это было бы вполне реально». Однако уже через пару месяцев из-за событий на Украине идею погранперехода убрали в долгий ящик, и возвращаться к ней на фоне обострения отношений с Польшей пока не собираются.

В 2022 году после долгих угроз, судов и, наконец, изъятия власти смогли найти новых хозяев для развалившихся фахверковых складов в центре; объявился инвестор для здания бывшего крайсхауса с намерением открыть там спа-комплекс, на центральной площади установили скульптуру пивовара, а на отремонтированных домах монтировали архитектурную подсветку. Наконец, в декабре 2022 года глава администрации Правдинского района сообщил о том, что проект реконструкции замковой мельницы Гердауэна в Железнодорожном готов и проходит государственную экспертизу.

«Денег может не хватить»

Под проект восстановления мельницы Владимир Колесник ранее зарегистрировал ООО «Гердауэн Сервис», которое оформило заявку на льготный заём. Еще летом 2021 года сообщалось, что в старинном сооружении инвестор планирует открыть гостиничный комплекс на 37 номеров, ресторан с собственной пивоварней и спа-зону, а также оборудовать летнюю площадку, благоустроить территорию и возвести пирс на берегу реки с прокатом лодок и катамаранов.

«Уже больше двух лет прошло, как я занимаюсь мельницей, — говорит Владимир Колесник. — Года полтора у нас отняла подготовка документации, обследования и изыскания для Госэкспертизы. Непосредственно восстановительные работы мы только с первого февраля начали. Во-первых, вычистили всё, сейчас заливаем перекрытия межэтажные. Можно сказать, что два этажа уже залили».

От своих планов Колесник не отказывается. Однако номеров в гостинице, по его словам будет не 37, а 27-28.

«Еще хочу сделать маленький музей, — говорит он. — В мельнице будет комната с предметами, которые в том числе были найдены на этом месте. Жернова перед входом вы уже видели. Сейчас дизайнеры над интерьерами работают. Ручей сейчас из мельницы не видно, он закрыт. Пока не буду говорить, что мы планируем с этим сделать. Это будет сюрпризом. Могу только сказать, что это будет красиво. Рассказывать обо всех задуманных фишках сейчас не совсем правильно. Вот когда откроемся и пригласим людей, они должны оценить. Нужно подождать».

Владимир утверждает, что сегодня кафе и три гостевые комнаты на втором этаже — это единственный бизнес его семьи. Рельсобусы по выходным, по его словам, значительно повлияли на турпоток. И если несколько лет назад в Железнодорожном было только одно кафе — «Старая мельница», то сейчас их уже четыре.

«То, что у нас на втором этаже, я даже номерами не называю. Это просто комнаты, которые мы периодически сдаем. Сейчас мы живем за счет кафе, — уверяет бизнесмен. — Сколько у нас посетителей за день приезжает, мы не считаем никогда — некогда, но сейчас начало сезона, и в выходные здесь бывает очень много людей. К нам также туристические фирмы обращаются. Завтра, например, тут тургруппа будет, всех надо накормить».

Когда мельница будет открыта для посетителей, Колесник сказать пока не готов.

«О сроках я даже говорить не хочу — не люблю загадывать. Вообще мне кажется, что денег нам не хватит, потому что смета увеличивается, — говорит он. — Но мне дали понять, что помогут выйти из трудного положения. Пока же мы работаем на тех деньгах, которые предусмотрели заранее».



Текст и фото: Иван Марков / Новый Калининград



Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Тема в развитии


[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.