Эстакада в кредит: как Калининград оказался в долговой петле из-за моста

Фото «Нового Калининграда.Ru»
Все новости по теме: Вторая эстакада через Преголю

Городские власти неоднократно заявляли, что кредит за второй эстакадный мост, который их «попросили взять», может обрушить бюджет Калининграда. Выяснилось, что у областного минфина есть возможность кредит реструктурировать.

Навесили

Движение по второму эстакадному мосту открылось ещё в конце декабря 2011 года, однако на городском бюджете до сих пор висит кредит, взятый на его строительство. Как говорил советник губернатора Павел Саркисов, на современный этап работ в общей сложности было потрачено 4,3 млрд рублей. Причём в 2010 году, когда пост главы региона занимал экс-губернатор Георгий Боос, объект финансировался из областного бюджета.

После того как в регионе поменялась власть, тогда ещё кандидат в губернаторы Николай Цуканов поднял перед президентом вопрос о дофинансировании крупных объектов в Калининградской области. Как сообщил 4 года назад журналистам депутат областной Думы Игорь Рудников, Николай Цуканов сам лично рассказывал об этом на встрече с депутатами в августе 2010 года. «Цуканов заверил, что во время встречи с Путиным он поднимал эти вопросы и Путин обещал дофинансировать строительство этих объектов», — рассказывал Рудников.

Уже в начале 2011 года выяснилось, что федеральной помощи не будет, и городу придётся брать деньги в долг у федерального бюджета. Почти три года назад шла речь о кредите в размере 2,51 млрд рублей, что увеличивало бы долг Калининграда до 6 млрд рублей. Однако почти 4 года назад глава областного центра Александр Ярошук рассказывал журналистам, что процентная ставка по кредиту составит 2,75% годовых и предлагал попробовать найти кредит на таких условиях в других местах.

Городские власти взяли бюджетный кредит в размере 3 млрд рублей, причём договор на первый транш был заключен ещё в июле 2010 года, последующие — в феврале и марте 2011 года.

Спустя несколько лет выяснилось, что в итоге городские власти взяли бюджетный кредит в размере 3 млрд рублей, причём договор на первый транш был заключен ещё в июле 2010 года, последующие — в феврале и марте 2011 года. Калининград получил кредит на строительство моста из областного бюджета. В свою очередь, областной бюджет взял эту сумму в федеральном бюджете. Причем срок погашения обязательств перед федералами для областного бюджета изначально был заявлен в 5 лет — возвращать долги области нужно в 2015 и 2016 годах. Калининграду же предлагалось погасить кредит перед областью в течение трёх лет — до 2013 и 2014 годов. «Однако после поручения губернатора было принято решение реструктурировать кредит, продлив срок его погашения до 5 лет», — говорилось в ответе на информационный запрос «Нового Калининграда.Ru» от пресс-службы правительства.

Что интересно: Калининград оказался одним из немногих муниципалитетов области, которому региональные власти не стали списывать кредитные долги. Напомним, это памятное для муниципалов событие произошло в 2012 году. Из 2 млрд рублей, которые муниципалитеты брали в долг для финансирования дефицита местных бюджетов, было списано 1,5 млрд рублей. Калининграду долги списывать не стали, поскольку область должна была погасить кредит, взятый на мост у федерального бюджета.

estak_2.jpg


Фактически срок платить по полной по долгам наступает в 2015 и 2016 годах. И сейчас городские власти уже не так оптимистично, как три года назад, смотрят на низкую процентную ставку по кредиту. В конце июня 2014 года председатель горсовета Калининграда Андрей Кропоткин заявил, что кредит на вторую эстакаду может обрушить бюджет Калининграда в 2015 году. В июле 2014 года Андрей Кропоткин назвал второй эстакадный мост головной болью для властей и говорил, что депутаты просили областной бюджет возместить недополученные в этом году доходы городского бюджета. И, наконец, в ноябре председатель горсовета сообщил, что власти Калининграда вновь просят областное правительство помочь со списанием кредита на строительство второго эстакадного моста.

«Мы должны будем перекредитоваться и заплатить 500 млн рублей за мост. Мы сейчас выходим к губернатору, с просьбой в минфин, чтобы с нас все-таки быстрее списали эти 2,5 млрд долга, — сказал Кропоткин. — Это не наши были полномочия. Это были полномочия федерального правительства, областного правительства. Нас попросили, мы взяли кредит. И вот уже который год мы обеспечиваем с нашего бюджета, платим за содержание этого кредита. И еще 500 млн отдали тело кредита».

Это не наши были полномочия. Это были полномочия федерального правительства, областного правительства. Нас попросили, мы взяли кредит. И вот уже который год мы обеспечиваем с нашего бюджета, платим за содержание этого кредита.

Андрей Кропоткин, председатель горсовета Калининграда

Не так остро

Впрочем, областные власти вопрос погашения долгов перед федеральным центром беспокоит уже не так остро, рассказал в четверг корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» министр финансов Калининградской области Виктор Порембский.

Кредит предлагается погасить в течение 20 лет: из них 10 лет — льготные, без погашения; ещё 10 лет — погашение равными долями при ставке 0,1%.

«Эти обязательства реструктурируются, соответствующая норма в федеральном бюджете предусмотрена. Параметры (реструктуризации — прим. „Нового Калининграда.Ru“) в федеральном бюджете — 20 лет, из них 10 лет — льготные без погашения, ещё 10 — погашение равными долями при ставке 0,1%. Фактически мы освобождаемся от этого бремени», — сказал министр. Он уточнил, что в составе государственного и муниципального долга эти обязательства будут числиться по-прежнему, но «они не будут ложиться бременем в части погашения».

Порембский не уточнил, в какие сроки будет принято решение о реструктуризации. «Мы будем обсуждать и принимать решение синхронно с какими-либо особыми условиями урегулирования вопроса Калининграда одновременно с тем, как Министерство финансов РФ технически будет проводить реализацию нормы федерального закона. Остаётся только техника. Реализуется в первом квартале или первом полугодии. Уже не так остро стоит вопрос. Вопрос по дорожным кредитам в значительной степени снят», — сказал министр.

Отметим, что Андрей Кропоткин узнал о готовящейся реструктуризации от журналистов в пятницу. «Да, мы слышали про подобные возможности. Но пока решения не было. Если оно будет принято, то мы будем очень признательны губернатору и областным властям, потому что кредит за второй эстакадный мост для Калининграда — это огромная проблема», — сказал он.

Впрочем, стоит напомнить, что в рамках федерального бюджета будут реструктурироваться долги области перед федеральным центром. Как решится в итоге вопрос с тем же самым долгом Калининграда перед областью, пока ясной информации нет.

Текст: Оксана Майтакова

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.