Готовьтесь к пробкам на Московском: куда поведет Восточная эстакада (схема)

Фото — Алексей Милованов, «Новый Калининград.Ru»

Правительство Калининградской области в настоящее время проводит тендер по выбору подрядчика, который займется строительством новой транспортной артерии — первого этапа Восточной эстакады. «Новый Калининград.Ru» выяснил, где пройдет новая дорога.

Дорога через город

Фантастическая идея построить в Калининграде совершенно новую дорогу, которая соединит разные концы города в обход центра, появилась в 2012 году. О ней говорилось в концепции развития микрорайона острова Октябрьский к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Речь шла о строительстве эстакады «Восточная» от ул. Молодой Гвардии (через Московский проспект и ул. Емельянова) до ул. Муромская с мостами через Преголю. Объект был включен в проект госпрограммы развития области до 2020 года и оценивался в 12,2 млрд рублей.

В 2013 году, когда областные власти провели конкурс по выбору проектировщика дороги, стали известны дополнительные подробности. В техзадании к конкурсу отмечалось, что протяжённость новой трассы составит 7,52 км. Она должна были предусматривать 4 полосы для движения, расчётная скорость движения по эстакаде — 100 км в час.

Восточная эстакада представляла собой три участка, которые планировалось возводить поочередно. Начинать предлагалось с середины — в рамках первого этапа построить совершенно новую дорогу, которая соединила бы Московский проспект и Остров в районе ул. Ялтинская. Протяженность этого участка — 2,46 км.

На втором этапе предлагалось построить участок дороги от ул. Артиллерийская (по ул. Аэропортная, ул. Орудийная, ул. Молодой Гвардии) до новой транспортной развязки с Московским проспектом (протяженность 3,01 км). Третий этап строительства — от Острова до ул. Муромская (протяженность 2,05 км).

Стоит отметить, что буквально в июне 2015 года мэр Калининграда Александр Ярошук рассказывал, что власти региона и областного центра обсуждают возможность отказаться от строительства Восточной эстакады из-за его дороговизны. При этом он признавал, что это потребует согласования с ФИФА, поскольку в планах по подготовке к Чемпионату мира по футболу значилась именно Восточная эстакада.

Правительство области изымает для госнужд 33 участка и здания в районе Московского проспекта, ул. Ялтинская (бывшей «Дариты») и Бакинская из-за строительства Восточной эстакады. В зону сноса попадают кафе, жилые дома и офисы частных фирм. Как заверяет владелец земли «Дариты» Андрей Дровняшин, развлекательный клуб на Ялтинской продолжит работу.

Однако в июле 2015 года министр экономики Анастасия Кузнецова сообщила, что деньги на эстакаду есть и начать строительство магистрали планируется уже в ближайшее время.

Действительно, в конце декабря 2015 года конкурсное агентство Калининградской области объявило тендер на право заключения контракта на строительство первого этапа Восточной эстакады в Калининграде. Объект оценивается в 5,176 млрд рублей. Источники финансирования — федеральный и областной бюджеты.

Итоги тендера планируется подвести 29 января 2016 года. Заявки будут оцениваться по нескольким критериям, решающим из которых (значимость — 60%) будет являться цена контракта. Срок окончания выполнения работ по контракту — не позднее 31 мая 2018 года.

Первый этап

схема Восточная эстакада.jpg

Министр развития инфраструктуры Калининградской области Елена Дятлова сообщила корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» в ответе на информационный запрос, что первый этап эстакады «Восточная» соединит Московский проспект с островом Октябрьский, где будет построен стадион для проведения отборочных матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года. Эстакада пройдет от путепровода на Московском проспекте (за «Кениг-Авто» и «Бауцентром») через железнодорожные пути и далее на Остров.

Протяженность строительства первого этапа — 1,8 км. Кроме того, предусматривается реконструкция Московского проспекта протяженностью 992 м.

При этом планируется реконструкция транспортной развязки в разных уровнях с Московским проспектом, строительство моста через реку Новая Преголя, транспортной развязки на Острове, которая в сочетании с улично-дорожной сетью и устраиваемыми съездами с новой эстакады создают единую транспортно-пешеходную инфраструктуру на острове Октябрьский, отметила Елена Дятлова.

Можно предположить, что начало строительства приведет к серьезным транспортным проблемам на Московском проспекте, на котором планируется реконструировать путепровод. Пока что схема организации движения транспорта на период строительства не определена — по законодательству ее будет разрабатывать генеральный подрядчик, победивший в конкурсе, и согласовывать с ГИБДД.

Что касается финансирования строительства, его планируется осуществлять за счет средств федерального и областного бюджетов в рамках Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2020 года.

В настоящее время уже разработана проектная документация второго этапа эстакады (от ул. Артиллерийская до Московского проспекта). Документация направлена в «Центр проектных экспертиз».

«Второй этап идет от развязки на Московском проспекте до пересечения с улицей Гагарина и выйдет в створ улицы Орудийная, с реконструкцией маленького мостика на ул. Орудийная, который препятствует нормальному движению транспортных средств, — сообщила Елена Дятлова. — Работа по проектированию третьего этапа приостановлена, так как его необходимо проектировать в увязке с ул. Дзержинского. Пока эта улица остается узкой, двухполосной, выводить туда третью очередь — нецелесообразно».

Начальная цена контракта на проектирование составляла 150 млн рублей. В заключенном с «УСК МОСТ» договоре значилась сумма в 42 млн рублей. Однако потом было решено отказаться от проектирования третьего этапа эстакады, и сумма снизилась до 26,7 млн рублей. В акте приемки-сдачи проекта отмечается, что «УСК МОСТ» выполнил работ на 13,35 млн рублей, которые и были ему выплачены.

Напомним, что победителем тендера на разработку проекта было признано «Научно-производственное объединение „Мостовик“» из Омска, снизившее начальную цену контракта со 105 до 44,7 млн рублей. В январе 2014 года был заключен контракт. Однако в июне 2014 года с «Мостовиком» было заключено соглашение о невозможности выполнить работы.

В Калининграде «Мостовик» занимался проектированием стадиона к ЧМ-2018. Компания выиграла конкурс на разработку ПСД в декабре 2012 года. Стоимость проекта — 849,8 млн рублей. В апреле 2014 года компания подала в Омский арбитражный суд заявление о собственном банкротстве. В декабре «Мостовик» попал в реестр недобросовестный фирм. В марте 2015 года заказчик проекта калининградского стадиона инициировал расторжение контракта с «Мостовиком».

В итоге в июне 2014 года поэтому проектированием занялось московское «УСК МОСТ», которое заняло в ходе конкурса второе место. Акт приемки проекта был подписан 15 декабря 2015 года

«Кстати, будет очень много недовольных, вы на себе это почувствуете. Машины, грузы, щебень, бетон — все это доставит неудобства калининградцам. Пробки будете материть на чем свет стоит. Но это нужно будет пережить, без этого невозможно, и потом у нас будет совершенно другой город», — предупреждал губернатор Николай Цуканов в январе 2013 года.

Фантастическая идея строительства альтернативной магистрали, которая позволила бы жителям «спальных» микрорайонов передвигаться по городу, минуя центр, становится более-менее реальной. Однако первый этап строительства вряд ли позволит существенно разгрузить дороги — ведь альтернативная дорога от Московского проспекта на «тупиковый» Остров вряд ли заинтересует большинство водителей и будет интересна разве что на период проведения Чемпионата мира по футболу. Куда интереснее второй этап строительства — из серьезно разросшегося спального микрорайона на Артиллерийской до Московского проспекта. Однако из-за продолжающегося обесценивания российского рубля перспектива выхода на строительство второго этапа пока кажется не очень реалистичной.

Пока же жителям областного центра, по всей видимости, стоит готовиться к пробкам на Московском проспекте, к которым может привести реконструкция путепровода. Вкупе с продолжающимся строительством Северного обхода в конце Моспроспекта новая стройка вряд ли улучшит дорожную ситуацию на одной из основных магистралей города. Впрочем, ранее власти неоднократно предупреждали, что из-за подготовки к ЧМ-2018 город превратится в стройку и все будут стоять в пробках.

Схема предоставлена пресс-службой правительства Калининградской области.

Текст: Оксана Майтакова

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.