Несмотря на обещания городских властей сохранить трамваи, «рогатый» транспорт по накатанным рельсам медленно движется в сторону свалки металлолома. Подвижной состав стареет вместе с обслуживающим его персоналом. На покупку новых трамваев нужны миллиарды, а над депо, тем временем, нависла новая угроза — временная остановка движения, которая вполне может стать необратимой.
«У нас опасный объект. Сверху большое напряжение, снизу большое количество канав, где можно, оступившись,
Взбодренная таким инструктажем пресса с легкой опаской заползает в циклопических размеров ангар. Трамвайное депо на этом месте появилось еще в
Всего здесь 39 трамваев, на единственный сохранившийся в городе маршрут каждый рабочий день выезжают 24 из них, по выходным количество «рогачей» на рельсах города сокращается до
«Самые старые —
Когда звучит вопрос о запасе прочности его железных «подопечных», Сергей Крупенич смотрит на журналистов почти с жалостью. «Мы боремся за каждый год эксплуатации. То есть директор много раз спрашивал: „Ну, сколько продержимся?“. Ну, еще год продержимся. Если подойти серьезно, то утилизации подлежат практически все уже. Балансовая стоимость — ноль», — признается он.
О перспективах покупки новых трамваев никто и не заикается — единственная новинка последних лет обошлась бюджету в 60 млн рублей. И было это до фиаско национальной валюты. Сейчас о таких тратах нечего и говорить, особенно на фоне эскапады с покупкой для «ГорТранса» новых автобусов.
Местным умельцам пока удается поддерживать рогатые раритеты в рабочем состоянии. Серьезные поломки, как ни странно, случаются относительно редко. Журналисты вспоминают классическую городскую картину — когда водители толкают замершие на путях трамваи.
«На площади Победы есть такие места, где пересечения с троллейбусными путями, есть участочек, где просто нету тока, отсутствует напряжение. И вот он
Чаще всего трамвайные вагоны «Татра» отправляются в ремонтных цех
«Это ускоритель, — подводит Крупенич прессу к загадочному цилиндру внушительных размеров. — Одно из самых слабых мест этих трамваев. Это как реостат, где 99 контактов. Если быстрее надо ехать, ток увеличивается. Там есть металлические „пальцы“ и контакты. И металл „устал“, плюс на маленькой скорости они „залипают“, и все, вагон уже неуправляемый едет. Пальцы меняем, и трамвай опять на линии. Серьезные такие поломки, как возгорание, обрыв карданного вала или электродвигателя, они достаточно редкие. А когда вы видите, как трамвай тащат — это легкие неисправности».
При всей уязвимости ускорителей чинить эту «ахиллесову пяту» умеют единицы. Вернее, всего один человек. «Казалось бы, сегодня в компьютерах даже дети понимают. Но в этом, больше механическом, устройстве специалистов мало. Есть у нас один, я вам покажу. Он уже на пенсии, но знает наизусть это устройство. И мы его бережем, чтобы он хотя бы еще продержался немного, передал опыт», — поясняет Крупенич и заводит нас в одно из боковых помещений, где за крайним столом у стеночки трудится уникальный специалист.
Ветеран трамвайного депо Виктор Зыкин оказывается лукавым крепким мужчиной
«Даже трофейный застал, немецкий. Еще не так, как сейчас, сиденья стояли, а были деревянные, вдоль бортов, как в метро», — говорит он. А вот к плану по подготовке свежих кадров себе на смену относится скептически. «У меня бригада была 12 человек раньше, по 10 вагонов делали. Но это все в прошлом. Не
«Оклад слесаря
Удержать персонал стараемся любыми силами, утверждает руководство предприятия. Этими соображениями здесь объясняют и наделавшее много шума решение обустроить в депо сауну и спортивный зал. Почин, правда, закончился полным провалом.
«Сейчас мы вам покажем и зал, и сауну, сами посмотрите, какие миллиарды мы туда вложили», — почти обижаются работники предприятия.
Спортивный зал оказывается небольшим помещением, где у стеночки сиротливо стоят три сильно «бывшие в употреблении» беговые дорожки. Сауна — крошечной комнатушкой, куда могут, втянув животы, втиснуться пятеро мужчин. При этом совсем не похоже, что этими «благами»
Всего в трамвайном депо сегодня трудятся 74 человека. И выясняется, что их судьба вообще сейчас висит на волоске. В мае этого года должен начаться ремонт Высокого моста, и трамвайное движение может приостановиться. Пустить трамваи через Южный вокзал при существующей транспортной схеме невозможно — он пойдет навстречу автомобильному потоку. «ГорТранс» в случае вынужденной остановки рискует потерять немногих специалистов, которые держат старый городской электротранспорт на плаву.
Если так вот радикально задать вопрос — то, скорее всего, будут сокращены. Если будут сокращены, мы потеряем специалистов, и когда потом вдруг надо будет восстанавливать, это будет трудно очень. Многие из них пенсионеры, — поясняет начальник депо. — Не готовят их сейчас в ПТУ. Самое большее, что мы можем себе позволить, — это когда приходят специалисты с железной дороги. Но это немножко не то. Ну, несколько человек пришло переселенцев с Узбекистана и Казахстана. Это, вроде как, молодые специалисты, но это и уже готовые специалисты. Но это редкость такая большая.
Сергей Крупенич, начальник трамвайного депо
По городу поляка «выгуливают» раз в две недели — техника должна двигаться, иначе быстро выйдет из строя. Раз в неделю «PESA» наворачивает круги вокруг ангаров родного предприятия.
Ради журналистов многострадальной гордости депо решают устроить внеплановый выезд. Плавно и быстро гордая «PESA» вырывается из ангарного полумрака на солнечный свет, однако проехать ей удается метров 30 — на путях
Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter