Вечерний @Калининград: автобус дальше не идёт и безудержные прения


Важные события четверга: перевод общественного транспорта в Калининграде на обновлённую и якобы улучшенную схему вновь откладывается из-за возни с закупками новых автобусов для «ГорТранса»; попытки городских властей обсудить разрабатываемый Генплан с гражданским обществом похожи на что угодно, кроме конструктивной беседы.

7042016_1.jpg

Автобус дальше не идёт

В четверг в Калининграде приключилась довольно ожидаемая штука: введение новой сети маршрутного транспорта вновь отложилось. Сложные закупочные схемы, при помощи которых городская администрация пытается обновить подвижной состав «ГорТранса», не сработали, и пока что на работоспособные вообще особо не походят.

2 марта утром горожан ждал неприятный сюрприз — за ними не приехали автобусы. На маршруты не вышло около 120 единиц общественного транспорта. Для подавляющего большинства калининградцев, несмотря на предупреждения «аж за 10–12 часов», этот коллапс стал полнейшей неожиданностью. Смотреть на транспортные муки горожан безучастно смог бы только камень, так что корреспондент «Нового Калининграда.Ru» этим утром работал не столько журналистом, сколько социальным извозчиком.

Напомним, для введения этой сети город намерен закупить вдобавок к уже приобретённым для «ГорТранса» 30 автобусам ещё 100. Дело это — купить качественные автобусы за немалые бюджетные деньги — оказалось весьма сложным, если не сказать больше. Попытка приобрести вроде бы желаемый (по крайней мере, первые 30 автобусов — именно этого производителя) транспорт марки «МАЗ» натолкнулась на конкурсные перипетии. Конкурентом поставляющей «МАЗы» компании «Промагролизинг-Центр» выступил дилер автобусов марки «Волжанин», некая компания «Национальный оператор общественного транспорта» из Владимира. С ней город контракт заключать не захотел, чиновники попытались заключить договор лизинга с белорусами. Но «национальный оператор» оказался не лыком шит и оспорил эту попытку в суде, который с переменным успехом тянется по сей день.

Широкая улыбка при этом не покидала лицо мэра Александра Ярошука весь период канители с закупкам. В начале февраля, когда стало понятно, что ни «Волжанинов», ни «МАЗов» город так просто не получит, он уверенно утверждал, что всё будет тип-топ. «У нас четко все прописано, к 1 марта, все, у нас других вариантов нет», — заявлял тогда Ярошук.

Забавнее всего, что «Национальный оператор общественного транспорта» не оставляет попыток распространить своё национальное влияние на Калининград. Так, в минувший понедельник стало известно, что он вновь выиграл конкурс на поставку в лизинг теперь уже 20 автобусов. За «скромную» сумму в 307 млн рублей. Иных желающих поучаствовать в этих торгах не нашлось, и конкурсная комиссия, несмотря на признание торгов несостоявшимися, рекомендовала мэрии заключить договор лизинга именно с владимирскими дилерами.

В итоге в четверг Александр Ярошук признал, что и сам точно не знает, когда же именно общественный транспорт в Калининграде перейдёт на «новые рельсы» и поедет по новой схеме. И когда, соответственно, будет проведён новый конкурс по распределению маршрутов, которого так ждут коммерческие перевозчики. «В ближайшее время мы объявим, на какой срок мы подвинули проведение конкурса по новой маршрутной сети. Он будет летом, сейчас я точно число и месяц не назову, но то, что это будет летом — точно, — сказал глава города. Вероятно, заключённое с ними после демарша и «транспортного коллапса» в начале марта временное соглашение, действующее до 1 июля, будет продлено.

Чуть позже администрация города уточнила позицию, озвученную Ярошуком. Согласно исправленной версии положения о конкурсе на пассажирские транспортные перевозки в областном центре, новые договоры на оказание услуг перевозчиков начнут действовать с 1 августа, а заявки на участие в торгах по распределению маршрутов принимаются с 13 июля. Таким образом, бунтовавшие зимой перевозчики получили дополнительную отсрочку на месяц. И паритет в конфликте между коммерческими перевозчиками и мэрией, вроде бы как образовавшийся после того, как первые свернули свой протест и вернули транспорт на линии в обмен на обещания второй, вновь сменился перевесом в пользу перевозчиков.

Вообще же попытки города привести в порядок систему общественного транспорта путём повышения позиций муниципального перевозчика — «ГорТранса» — более похожи на некую мутную возню. Начиная с того, что закупка 100 автобусов была разбита на два отдельных аукциона, по наиболее распространённой версии — дабы избежать обязательного для более чем миллиардной траты бюджета процедуры общественных слушаний.

Позиция «люди, не мешайте, мы знаем что делаем» хороша ровно до того момента, когда у тех, кто занимает такую позицию, есть видимые положительные результаты. Успехи в освоении бюджета в целях улучшения системы общественного транспорта в Калининграде как-то пока не видны.

7042016_2.jpg

Безудержные прения

Калининградские власти совместно с разработчиками уже не первый месяц гастролируют по городу с проектом нового Генплана, активно представляя его на любых доступных площадках и проводя обсуждения с жителями областного центра. Правда, конструктивного общения на этих встречах почему-то не получается — попытки обсудить проект конкретного градостроительного документа напоминают ток-шоу «Окна». Да и изменений в проект по итогам встреч внесено не то чтобы много.

Например, на этой неделе прошло две встречи с жителями Центрального района — одна в здании комитета по образованию на Чайковского, а другая (по личной просьбе депутата Александра Пятикопа) — в Чкаловске. Не обошлась ни одна из встреч, естественно, и без самого депутата, который немедленно превратил обсуждение градостроительного документа в собственный бенефис, активно и шумно перетягивая на себя внимание. Например, во вторник половина встречи оказалась посвящена уже много лет беспокоящим Пятикопа антенным полям на Советском проспекте, а заодно и прочим объектам, которым, по мнению депутата, не место в его округе — колонии, объектам Минобороны и прочим. «Я никак в толк не возьму, почему замечания, которые уже представлялись вам в письменном и устном виде и с моей стороны, и со стороны моих избирателей, почему вы не реагируете на них?!» — кричал народный избранник, требуя немедленно убрать из Генплана все эти объекты, потому что его избиратели «тихо умирают». «Сколько вы можете издеваться над депутатами? Над моими избирателями?!» — вопрошал депутат под одобрительный гул зала.

Попытки главы комитета архитектуры и строительства Артура Крупина объяснить, что решение о переносе подобных объектов должно быть принято федеральными властями, да и вообще к Генплану это всё имеет мало отношения, разбивались о непоколебимую уверенность депутата в собственной правоте. Как выяснилось, Пятикоп уверен, что если в Генплане убрать антенные поля, то и в реальности они исчезнут.

Подобная уверенность, кстати, присуща многим жителям города, считающим, что Генеральный план — это такая волшебная береста, и всё, что на ней рисуется, немедленно воплощается в реальность. Возможно, это ещё одна причина столько критичного отношения как к документу, так и к его автору. Да и в принципе, вопросов, касающихся непосредственно проекта Генерального плана, на каждой подобной встрече задаётся крайне мало. Как правило, люди стараются вывалить все интересующие их вопросы — от ЖКХ до проблем с соседями, а что спросить по градопланированию, толком и не знают. Обладателей садовых участков более всего интересует судьба их участков, родителей — расположение детских площадок, жителей периферийных улиц — ремонт этих самых улиц. И если ответ не совпадает с желаемым, то разработчики документа совместно с городской администрацией немедленно объявляются врагами Калининграда и калининградцев.

Автомобилисты хотят иметь широкие многополосные улицы, пешеходы требуют побольше прогулочных зон, велосипедисты тоже не отстают. Одни требуют снести Дом Советов, другие достроить его, третьи — поставить памятник Сталину на Центральной площади. Время от времени все они, что ожидаемо, начинают ругаться друг с другом из-за несовпадения мнений, да и просто за право высказаться.

Например, всё тот же Пятикоп минут 15 препирался с жителем ул. Катина, выясняя, кто из них «не в своём уме». Ветеран Великой Отечественной войны требовал посвятить центр города Победе, его некрасиво перебивала жительница Центрального района, кричавшая, что разработчики Генплана ненавидят калининградцев, потому что в её квартале недостаточно зелёных зон. Или, например, несколько жителей Чкаловска выступили против строительства нового выезда, потому что не хотят, чтобы через посёлок ездили желающие попасть на море.

За 3 месяца комитетом архитектуры и строительства было проведено 6 встреч с жителями районов города. Благодаря этим встречам в проекте было перенесено две дороги, шедшие через СНТ, и крематорий переехал на другой берег реки. Кроме того, изменилось функциональное зонирование ещё одного СНТ в Чкаловске, члены которого пожелали продолжать заниматься садоводством без развития жилищного строительства, а заодно и выступили против строительства детского сада, которому теперь разработчики тоже ищут новое место. Можно ли считать такой итог всех этих встреч позитивным — чёрт его знает.

Да и кого, собственно, винить? Городские власти, которые, по мнению жителей, делают недостаточно, чтобы осветить подготовку проекта Генплана, проводят встречи в неудобное время и без достаточного анонсирования, а то и вовсе пытаются лишить горожан права голоса? Калининградцев, не понимающих, что за документ они обсуждают и зачем они это делают? Итог будет один — к июлю документ будет принят, прочитают его единицы, поймут, что там написано, — ещё меньше. А через несколько лет уже никто и не вспомнит, как он разрабатывался, обсуждался и утверждался.

Потому что при всём пафосном отношении к Генплану, как к главному градопланировочному документу города, достаточно вспомнить выполнение его предшественника, а также то количество изменений, которые вносятся постоянно как в сам Генеральный план, так и в сопровождающие его Правила землепользования и застройки.

Текст — Алексей МИЛОВАНОВ, Татьяна ЗИБЕРОВА, «Новый Калининград.Ru».

Комментарии к новости


Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.