Андрей Ермак: «Туристы поехали к нам, несмотря на закрытие Турции и Египта»

Все новости по теме: Туризм

Прошедший туристический сезон, по мнению экспертов: отельеров, рестораторов, представителей экскурсионных бюро, был гораздо успешнее трех летних месяцев прошлого года. О его особенностях, а также дорогих авиабилетах и причинах увеличения сроков проведения мирового чемпионата фейерверков в Зеленоградске в интервью «Новому Калининграду.Ru» рассказал врио министра туризма Калининградской области Андрей Ермак.

Турция ни при чем

— Летний туристический сезон завершился. Данные авиаперевозчиков говорят о незначительном приросте в 40–50 тысяч пассажиров по сравнению с прошлым годом. Есть общие впечатления о том, что туристов было гораздо больше, чем летом 2015 года. Каковы все-таки итоги этих пяти месяцев?

 — Действительно, сейчас можно говорить только о некой экспертной оценке, поскольку итоги подводятся в начале следующего года, и то более или менее, когда появится статистика по гостиницам, появится статистика по перевозчикам. Экспертная оценка довольно позитивная по сравнению с прошлым годом. Турпоток растет в среднем по году на 25%, в высокий сезон этот показатель еще выше. Сейчас сложно сказать, сколько в процентном соотношении, но в абсолютных цифрах — это 900 тысяч человек. Столько туристов посетило Калининградскую область с начала года до 1 сентября. По сентябрю данных еще нет, в том числе из-за фестиваля фейерверков в Зеленоградске. Он даст совсем другие цифры по так называемому «крылу сезона», оно будет гораздо эффективнее сентября прошлого года. Но и май у нас был достаточно эффективный. Это и майские праздники, и та профильная выставка — «Pro Туризм», а также съезд представителей информационно-туристических центров в Светлогорске. Конечно, эти события позволили говорить о том, что в этом году Калининградская область была гораздо популярнее у российских туристов, чем в прошлый год. И тут дело даже не в том, что были закрыты какие-то направления. Туристы приехали, несмотря на то, что были закрыты Турция или Египет.  Это уже не главный фактор. Так же как и курс евро, потому что предложения туроператоров были достаточно сбалансированными и по курсу, и по стоимости перелета. Все равно люди выбирали Калининградскую область даже в сравнении с другими российскими курортами, популярными и раскрученными, такими как Крым и Краснодарский край. Даже по сравнению с международными курортами, потому что по соотношению цена-качество, как мне кажется, у нас одно из самых серьезных конкурентных преимуществ. Для определенной категории, безусловно, людей, которые не ищут пляжный отдых в качестве приоритета.

— Прозвучали определенные цифры, 900 тысяч туристов. Не менее важен другой вопрос, изменился ли качественно турист? Определенные характеристики — «не ищет пляжного отдыха» — были названы. Привнес ли этот летний сезон что-то новое в структуру туристического потока?

— Нового ничего не произошло. Тренд сохраняется много лет. Если о структуре, то 87% туристов — это россияне. Основной турпродукт, ради которого едут в Калининградскую область — это, прежде всего, санаторно-курортный отдых. Это категория «40+». И это семейный отдых, который заточен на культурно-познавательный туризм. В данном случае хорошая погода, пляж и прочее — все это дополнительные бонусы, которые, если человеку повезло с погодой, он ими пользуется и говорит, что все было восхитительно. Если ему не повезло с погодой, как, например, в августе этого года, то он просто гуляет, наслаждается визуальной средой, которая совершенно другая, нежели чем у него дома. Один из интересных маркетинговых трендов заключается в том, что Калининградскую область сравнивают не с другими курортами, а с местом, где люди проживают. Но, как правило, они сравнивают Турцию с Испанией, Ригу и Хельсинки или Гданьском. Калининград — с местом, где они живут. Область сравнивают с Нижним Новгородом, Воронежем, городами Ленинградской области, Мурманском. Это интересный такой нюанс, который ко всему прочему объясняет высокую долю лояльных туристов, возвращающихся снова и снова сюда на отдых, они воспринимают это место даже тогда, когда попадают сюда в первый раз, в том ключе, что неплохо было бы здесь и пожить, переехать. Настолько это другая визуальная история, другая социальная среда, куда они попадают. Кто-то говорит, что это плохо, кто-то говорит, что это хорошо. Я считаю, что это очень хорошо и этот момент сравнения в итоге дает в долгосрочном тренде и качественный миграционный приток.

Светлогорск2.jpg

 — О сравнении, впечатлениях туристов можно говорить, только имея определенную фактуру, срез отзывов. Каким образом в министерстве организовано получение обратной связи с туристами?

 — Есть несколько каналов получения подобной информации. Первое — эта та обратная связь, которую мы получаем от отелей. Мы у них запрашиваем информацию по отзывам, анализируем комментарии, отклики в социальных сетях по тем же отелям. Запрашиваем информацию у отелей по количеству возвращающихся туристов, есть ли такие, сколько в процентном соотношении, которые постоянно приезжают к ним, в сезон или в межсезонье. Здесь есть нюанс лояльности к отелю, потому что есть определенные люди, которые меняют отели, а есть те, которые не любят этого делать и стараются останавливаться в одном и том же месте.

Второй момент. Это те срезы, которые делают наши коллеги в крупных агрегаторах, у которых есть возможность для сплошных опросов — Tripadvisor, Booking, Google тоже такой анализ делает, «Яндекс». Мы этими данными, конечно же, пользуемся, поскольку эти ресурсы располагают огромным массивом информации. Обозначенные в них тренды довольно устойчивы. Это два основных канала получения обратной связи.

— Вопрос про обратную связь, только про другую, про оценку эффективности действий, направленных на привлечение туристов. На портале государственных закупок, и наш портал про это часто пишет, есть информация по конкурсам на закупку услуг по размещению баннера рядом с аэропортом «Внуково» или организацию поездки делегации на профильную туристическую конференцию. Как в министерстве измеряют эффективность этих действий и этих бюджетных трат?

 — Есть разные технологии оценки. Если это баннер во «Внуково», то необходимо говорить о количестве зрительных контактов. Есть такой критерий. В этом случае называется цифра в 200 млн визуальных контактов. Очень сложно сомневаться в эффективности, если особенно профессионалы области рекламы говорят о том, что столько будет контактов, столько из них заинтересуется, столько-то людей посетят сайт, который указан на этом баннере.

Что касается участия в выставке, то здесь эффективность заключается в продвижении имиджа региона как именно туристического. Участие в российских и международных выставках — это имиджевая вещь, репутационная. Если регион там присутствует, значит он хочет, чтобы его знали, его видели, и прежде всего в среде профессионалов. Если в ключе «B2C», «Business-to-consumer», то это не очень эффективное решение. Самая полезная часть выставки, когда мы общаемся с нашими коллегами-туроператорами. Поэтому в этом году мы ввели практику не просто участия в выставках, но делать презентацию Калининградской области до начала выставки, когда мы собираем тех профессионалов рынка, которые продают именно наш турпродукт у себя на рынке. Понятно, что они могут продавать его лучше, чем кто-либо другой, потому что ведь они свой рынок знают. В феврале мы это сделали перед выставкой «Интурмаркет» в Москве, и сейчас в сентябре. Следующая презентация у нас будет уже в Санкт-Петербурге 12 октября. Во время этих презентаций принимают участие и наши туроператоры, которые в формате «B2B,«Business to business», общаются, профессионалы с профессионалами. Мы в этой ситуации выступаем организаторами, делаем установочную презентацию, в которой говорим об основных трендах развития туризма в настоящее время и на перспективу, о ключевых конкурентных преимуществах регионах, о сезонных турпродуктах.

— Есть ли изменения в оценках крупных компаний туристического потенциала региона? Что говорят профессионалы на таких выставках: Калининградская область все еще пользуется спросом, и ее можно, условно говоря, «продавать» или турист привык, и ощущается падение спроса?

 — Обе выставки, презентации показали огромную заинтересованность в калининградском туристическом продукте, потому что там были крупнейшие туроператоры российского рынка. Второй момент. Во многом-то успешный летний сезон был обусловлен той февральской презентацией, нашим участием и в «Интурмаркет», «MITT» в Москве, где министерство показало область под другим ракурсом. Мы не стали продавать ее через категорию пляжного отдыха. Безусловно, пляжи у нас есть, «Голубой флаг» Янтарный в этом году получил, и можно сказать, что мы круче всех. Но показывать конкурентное преимущество, ту же пляжную инфраструктуру, которая доступна ограниченное количество дней в году, из-за погодных условий, достаточно самонадеянно. Конкурировать в этой нише с Крымом или Краснодарским краем можно, но только в категории премиум. Например, организаторы фестиваля «Короче» забронировали заранее все лежаки на этом самом пляже, который получил «Голубой флаг», и сделали там какую-то вечеринку. В сегменте премиум это можно делать. На массовом направлении — нет.

Продвижение было построено на тех конкурентных преимуществах, которые являются действительно уникальными для российского рынка. Ведь соперничать с той же Карелией в сфере экотуризма или с усадьбами Подмосковья в вопросах агротуризма как-то неоправданно. У нас все это есть, но наши конкурентные преимущества в другом. Это янтарь и культурно-познавательный туризм, связанный с немецкой, советской и российской историей. Это уникальное сочетание на довольно компактной территории. Плюс та инфраструктура, которая на сегодняшний момент есть, с точки зрения сервиса и цены. Многих, например, удивляет, что наш регион находится на первом месте в России по гостиницам, по такому показателю, как соотношение цена-качество, и по концепции. Портал trivago.ru, тот ресурс, который отдал нам 24-е место в мире и первое в России в прошлом году, написал, что преимущество региона в том, что здесь нет сетевых отелей и, наоборот, большинство гостиниц — это уютные неповторимые истории, то, что в английском языке имеет определение, как cousy, они бутикового типа.

 — Вы считаете, что это сработало?

— Да, люди видели ровно то, что им предлагали, и оставались довольны. Дополнительный и огромный плюс дал событийный туризм. Помимо того, что он привлекает большое количество людей одномоментно, это и довольно успешные медийные проекты. Это и реклама, и упоминание региона, отдельных его городов. Люди видят репортаж и желают узнать больше о регионе. Тысячи постов в «Фейбуке», «Инстаграме»*, других социальных сетях пошли от тех же директоров информационно-туристических центров всей страны, с которыми работают туроператоры в регионах. Когда они видели красивые фотографии на фоне «Янтарь-Холла», у тех же туроператоров так или иначе возникала мысль о программах и турах в Калининградскую область. В целом все это сработало на высокую посещаемость региона в прошедший туристический сезон.

_NEV1389.jpg

Гостиниц хватит на всех

 — Раз упомянули про гостиницы, давайте подробнее о них поговорим. Номерной фонд в связи с подготовкой к Чемпионату мира по футболу 2018 года, он считан и составляет около 7000 единиц. Готов ли он к приему 1,5 млн или 2 млн туристов без ущерба для качества сервиса? Каковы перспективы его развития до 2018 года и после этого события?

 — Тот номерной фонд при той среднегодовой загрузке, которая есть сейчас, а это около 60%, позволяет принять желаемое количество туристов без каких-либо проблем. Нам хватает существующего номерного фонда для того, чтобы размещать 2,3 млн туристов в год. В 2018 году мы бы хотели довести этот показатель до 70%, и, в принципе, нам это по силам. 60% по году распределены неравномерно, разбалансированно. Те отели, которые расположены на востоке области, имеют гораздо меньшую загрузку (20–30% по году), чем те, которые расположены на побережье. Это логично. Разбалансированность есть не только географическая: Калининград, побережье и все остальные города, но и, естественно, сезонная. Мы сейчас предпочитаем говорить не «высокий» и «низкий» сезон, а «летний» и «зимний», и они предполагают совершенно отличный подход к турпродукту.

Сейчас мы принимаем большие усилия, чтобы уйти от этой разбалансированности. Например, тот же восток области. Количество туров выросло в этом направлении на 30% по сравнению с прошлым годом. Что для этого было сделано? Мы встретились с туроператорами на Совете по туризму и стали обсуждать, что еще необходимо сделать для развития туризма в этой территории. Туроператоры высказали предложения, которые подкупают своей простотой, но в то же время своей необычностью. Предложения касались инфраструктуры, поскольку восток области — это, прежде всего, автомобильный и автобусный туризм. Нужно делать парковки, туалеты и стоянки для автобусов, в том числе и в так называемых «видовых местах». Это просто, потому что достаточно определить эти места, включить в программу развития туризма и обеспечить финансирование, а соответственно и реализацию.

С другой стороны, при таком развитии ситуации отели востока области не получат дополнительной загрузки. Туристы будут продолжать ездить целый день на автобусе и возвращаться в Калининград. Операторы указали на проблему, что им негде селить и кормить большие группы. Туристов нужно распределять по 3–4 отелям, как они сейчас делают. Мы надеемся, что сейчас бизнес увидит, что интерес к востоку области возрос, к тому же Виштынцу, Черняховску, Гусеву и Славску. Есть, например, интересные проекты в Немане. Там сейчас коллеги занимаются гастрономическим туризмом. В итоге бизнес проявит интерес к созданию мест расселения и общественного питания. Потому что если нет ресторана, где можно покормить одновременно 50 человек, а приходится только обходиться ланч-боксами, то тут говорить о массовом туризме не приходится. Надеемся на большие изменения в 2017 году, потому что бизнес увидел в этом году большой интерес к востоку региона. В том же Гусеве есть уникальный краеведческий музей, есть туристические компании, готовые работать с Востоком. При этом бизнесмены не обязаны ставить в известность нас о своих планах, но мы точно узнаем, если будет что-то организовываться в этой сфере.

Помогает в продвижении того же Востока региона проект «Настоящий калининградец». Люди ездят, фотографируются, делятся впечатлениями, сообщают о новых интересных местах, ресторанах, гостиницах. Знаю, например, сейчас в том же Правдинском районе разработали программу развития туризма муниципалитета. Большие изменения в Гвардейском районе, где появился причал для катеров. Тот же проект «Тропа Ловиса Коринта» довольно интересен. Они привлекают туристов не глобальными и дорогими инициативами, но точечными и привлекательными. Интересны они, прежде всего, для тех, кто не живет в области. У нас взгляд замылился, для нас немецкое здание — это естественный элемент пейзажа и окружения. Человек, который приезжает из России и попадает в тот же Железнодорожный, он фотографирует чуть ли не каждое здание. Он попадает в другую визуальную среду. Уже сложившиеся маршруты и новые направления и привели к росту популярности восточного направления региона в развитии туризма.

 — Строительство гостиниц на востоке области пока только в планах. Но есть те, которые должны быть построены до 2018 года. Это только те, что указаны в 518-м постановлении, или есть и другие проекты?

 — Здесь все четко, те гостиницы, которые входят в 518-е постановление, их пять. Всего нам необходимо 2139 номеров дополнительных. В итоге мы его должны перевыполнить на 235 номеров. Так что с запасом. Пять гостиниц — это «Domina», которая строится около прокуратуры. Она уже под крышей. Сейчас заканчивают кровлю, закрывают тепловой контур, и, в принципе, им остаются только отделочные работы. Потом проект инвестора «Ник-инвест», гостиница «Mercure» на Верхнем озере, рядом со стеклянным кубом, в котором работает ресторан. Далее — это гостиница «Лангендорф», которая уже практически закончена и первая очередь будет уже в этом году введена. Там будет и spa-комплекс, и яхтенная марина, это поселок Сокольники в Гвардейском районе. Это «Ластадие», расположена строительная площадка недалеко от «Ибиса» на берегу Преголи, довольно большой отель получится. Пятый — «Кристалл хаус» — апарт-отель на берегу Нижнего озера. Там номера по 120–140 кв.м. Это уникальное предложение в премиум-сегменте. Это будет пятизвездочный отель. Это объекты к обязательной постройке. Но есть объекты, которые строятся не в рамках подготовки к чемпионату, но как обычные бизнес-проекты. Это гостиница в Светлогорске «Вилла Готланд», она уже построена Андреем Виноградовым. Есть еще две гостиницы, проекты которых реализует Корпорация развития туризма. Один — это на ул. Октябрьской, на территории второй очереди «Рыбной деревни», второй — на реке Тростянка. Там будет два корпуса, один будет возводиться силами МГУ, второй — апарт-отель корпорации. Он как раз к 2018 году сможет принять гостей. Так что, уверен, недостаток в номерном фонде на перспективу региону не грозит.

Фейрверки4.jpg

Фейерверк фестивалей

 — Какие из прошедших в сезоне мероприятий дали основной прирост туристического потока?

 — Когда мы рассматриваем любое массовое мероприятие, то его мы оцениваем не только с той точки зрения, сколько людей его посетило, но и того резонанса, которое оно имело, сколько в итоге людей узнали о Калининградской области и ее туристическом потенциале. В этом ключе самыми популярными мероприятиями стали — «Street food weekend», который был проведен в августе на острове Канта, второе — это «Голосящий КиВиН», супер-резонансное мероприятие.

 — В следующем году он пройдет также в Светлогорске?

 — Это вопрос, скорее всего, к коллегам из министерства культуры, они смогут прокомментировать эту ситуацию. Так, конечно, очень бы хотелось, чтобы снова прошел в этом городе. Про него что-то сложно добавить. Это огромная телеаудитория, которая будет слышать шутки про Светлогорск, про Балтику, про Россию на Балтике, шутки — в конечном итоге это хорошо, потому что формирует позитивный образ Калининградской области.

Третий, если возвращаться к наиболее массовым мероприятиям, это мировой чемпионат фейерверков. Чемпионат — самое массовое мероприятие этого сезона, около 200 тысяч зрителей. Огромное количество статей, сюжетов на федеральных телеканалах. Они работали на имидж Зеленоградска, Калининградской области. Это в итоге было очень хорошо, в том числе для привлечения туристов в зимний сезон.

Четвертый — фестиваль «Территория мира». Пятый — реконструкция Гумбинненского сражения. Этот фестиваль, вернее реконструкция — она предлагает уникальный продукт для российского туристического рынка. Ведь Первая мировая война — она только связана с Калининградской областью. Ни один регион России не может предложить ни таких военно-патриотических туров, ни тематических экскурсий, ни такого рода мероприятий. Территория Калининградской области напрямую связана с событиями этой войны, здесь проходили события, в том числе и не очень приятные, связанные с боями и сражениями более чем столетней давности. С точки зрения культурно-познавательного и исторического туризма — это действительно уникальный продукт.

Гумбиннен.jpg

Пока это не такой продукт, конечно, ради которого бы приехали в Калининградскую область, но туроператоры предлагали его в этом году тем, кто уже отдыхал в регионе, в санатории или гостинице. При этом заплатить ему необходимо только за трансфер, поскольку сам вход на мероприятие был бесплатным. В этом году там, кстати, было организовано на самом высочайшем уровне. Только реестр документов по подготовке к этой реконструкции — большая увесистая папка. В этих документах было расписано все, от трансфера и безопасности до образца приглашений.

 — По чемпионату фейерверков уточню два момента. Почему все-таки решили распределить выступления на весь сентябрь и пройдет ли подобный чемпионат в следующем году в регионе, учитывая победу команды из Белоруссии?

 — По срокам. Таким образом мы решили отличить наш фестиваль от тех, которые проходят в мире. Как правило, все, за исключением каннского фестиваля, проходят в один уикенд. Команды стреляют пятницу, субботу и воскресенье. Нам показалось, что это не совсем эффективная история, потому что не дает ощущение соревновательности, когда можно обсуждать, оценивать, спорить. Второй момент — мы не хотели делать как в Каннах, где выступления команд более продолжительные. Но там именно фестиваль. Там один фейерверк вместо двух, но ты приезжаешь, смотришь и уезжаешь. Никакой развлекательной программы нет. Там есть зрелище, но нет шоу. Мы же хотели переформатировать этот чемпионат и сделать настоящие поединки между командами, чтобы было сравнение сразу. Поскольку заявилось восемь команд, представительство по странам серьезное, поэтому лучше растянуть их выступления в течение месяца. Но если мы будем делать подобные мероприятия, то хотелось, чтобы соревновалось в один день больше команд. Шоу 10-минутное, перерыв 20 минут, поэтому можно, чтобы и 4 команды соревновались.

Пройдет или нет чемпионат в следующем году в Калининградской области, это зависит от нескольких факторов. Есть действительно фактор Белоруссии, которая победила в этом году. Сейчас мы будем вести переговоры с ними о том, станут ли они проводить чемпионат или нет. 

При этом нет жесткого правила, что фестиваль или чемпионат проходит в стране-победительнице. Это как в боксе, есть разные версии «WBO», «WBC» и так далее. У нас одна из версий такого чемпионата. У Белоруссии есть, безусловно, право провести такое мероприятие, но мы ведем с ними консультации, и если будет в итоге принято решение проводить чемпионат в Калининградской области, нам бы этого очень хотелось. Пока говорить об этом рано. Надо подвести основательно итоги этого мероприятия, что получилось, а что нет. Нужно подумать, можем ли поменять место проведения чемпионата, перенести его из Зеленоградска на другую площадку.

_NEV1456.jpg

Зимний Кенигсберг

 — Чемпионат в Зеленоградске стал прологом для зимнего сезона. У предыдущего губернатора области Николая Цуканова были претензии как раз по организации программы этого периода. Что-то принципиально новое будет предложено туристам с октября 2016-го по апрель 2017 года?

 — Ситуация с зимним сезоном довольно простая. У нас есть слоган «Продли свое лето на Балтике». На него работают два наших драйвера: событийный туризм и санаторно-курортный. Он востребован в любое время года вне зависимости от погоды. Что касается событийного, то это уже не опен-эйры, а концерты, фестивали и арт-активности внутри помещений. Зимой и осенью мы продаем атмосферу пребывания в Калининградской области. По нашим оценкам, в межсезонье есть две основные категории туристов, самостоятельных, которые путешествуют вне тех групповых программ, которые и так хорошо продаются. Это семейный отдых, или «For family», и отдых пар — «For two». Понятно, что у них разные представления о той инфраструктуре, которая им нужна. Но все же. Те же самостоятельные туристы и я об этом говорил туроператорам на презентации в Москве, они приезжают в Калининградскую область на уикенд, чтобы попасть на конкретный концерт. «ДДТ», «БИ-2» или «Наутилус, к примеру. Билеты дешевле, проще попасть и добраться. В любом случае — это поездка на уикенд, Калининград и побережье. Такая программа для самостоятельных туристов. Плюс та инфраструктура, которая у нас есть. Тот же зоопарк, музеи,11-й форт, 5-й форт, посвященный штурму Кенигсберга, если говорить о семейном отдыхе. У пар: концерты, кинотеатры, арт-пространство «Ворота», «Квартира», рестораны, само собой.

Концерт Земфиры.jpg

Сейчас мы активно продвигаем идею разнообразных пешеходных маршрутов. По отзывам наших туристов мы увидели, что они любят гулять пешком по Калининграду, по городам-курортам: Зеленоградску или Светлогорску. Мы поэтому придумали несколько пеших маршрутов. Они отрисованы в популярном и востребованном «Паспорте туриста». Человек берет его, и там вместо отрывных купонов будут карты. Запланированы в новом тираже маршруты: «зимняя прогулка по Калининграду», потом «семейная прогулка», которую интересно провести с ребенком: рестораны с детскими комнатами, зоопарк, Музей Мирового океана. Третья прогулка — «пивная», начиная от «Тетки Фишер» и заканчивая «Тиролем». За посещение каждого из заведений партнеров турист будет получать печать, если соберет все, то получит хороший приз от информационно-туристического центра. Или «прогулка для влюбленных». Сейчас мы обозначим места, где лучше всего делать селфи с поцелуем, красивый вид на Кафедральный собор или другое какое-то хорошее видовое место.

 — Правильно понял, что глобальных и новых событий в этот сезон с октября по апрель не планируется?

 — Да, за исключением фестиваля зимних напитков в Светлогорске в период январских праздников. Его надеемся провести, потому что популярность у него была достаточно высока. Формат с уличной едой хорошо себя зарекомендовал. Больших не будет, но планируется масса различных мероприятий на концертных и театральных площадках в этот период.

 — Аэропорт «Храброво». На днях ФАС одобрила сделку по продаже 100% акций структуре Романа Троценко. Во время визита вице-премьера Игоря Шувалова он обещал, что наверстает отставание по срокам и завершит работы по реконструкции аэровокзального комплекса к концу 2017 года. Это значит, что, возможно, из-за этой стройки и ремонта ВВП могут быть сорваны и зимний и летний турсезон 2017 года. Есть понимание о выходе из этой ситуации?

 — Решение этого вопроса — это полномочия федерального министерства транспорта и регионального министерства развития инфраструктуры. Мы можем лишь писать рекомендации о том, из каких аэропортов нам нужны рейсы, сколько нам нужно рейсов. Риски, естественно, существуют, как и риски этого года с высокой стоимостью билетов.

 — Немного про стоимость билетов. В этом году она в высокий сезон была запредельная. Есть ли у вас информация от авиакомпаний о снижении тарифов в будущем, об увеличении количества рейсов?

 — Во время недавней презентации в Москве вопрос цены, доступности авиаперевозок мы обсуждали с главой Ростуризма Олегом Сафоновым. Он подчеркивал важность развития именно чартерного направления как решения вопроса увеличения туристического потока. Он говорил не только о чартерных самолетах, но и о чартерных поездах. Возможно, для обсуждения последней идеи будет созвано совещание с участием РЖД. Посмотрим, как это можно реализовать. Это точно более сложная история с точки зрения продвижения. Путь неблизкий — 20 часов. Но и такая программа может найти своего покупателя, особенно на пике популярности в летнее время.

Если говорить о заказчиках чартеров, крупных туроператоров, то они есть. Есть они в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Калуге. Сейчас мы обсуждаем с коллегами из этих городов активно запуск чартерных рейсов. В прошлом году мы плотно подошли к запуску чартеров из Казани. Но в итоге решили выждать, посмотреть до 2017 года. В прошлом году слишком дорогое кресло получалось. В следующем, надеюсь, цены удастся оптимизировать, ведь иначе этот продукт не будет востребован и кресла консолидировать никто не будет. Тот же рейс из Казани в Калининград будет интересен не только жителям столицы Татарстана, но и калининградцам, учитывая, как в последнее время развивается турпотенциал Казани. Калуга та же — это другая история, про удобное транспортное плечо до Москвы. Расстояние всего два часа, и люди, которые приезжают в Калугу, могли бы использовать аэропорт города как транзитный узел.

Московские и питерские туроператоры готовы консолидировать места, в том числе и с помощью калининградских туроператоров, которые видят в этом серьезную перспективу. Наши туроператоры активно пользуются программой субсидий в детском туризме, она предполагает, что за счет областного бюджета компенсируется стоимость билета до 15 тысяч рублей тем, кто привозит детские группы в Калининградскую область. На этом продукте, в частности, местные компании очень хорошо взаимодействуют с московскими коллегами. В этом случае московский туроператор собрал детскую группу, посадил на самолет, и здесь его зона ответственности заканчивается. Зона ответственности нашего туроператора начинается, как только самолет сел в «Храброво». Стоимость билета компенсируется, поэтому для туроператора имеет значение только проживание, питание, экскурсионная программа. Это популярный довольно-таки проект.

По стоимости билетов могу добавить только то, что если бы авиакомпании давали статистику не по количеству перевезенных пассажиров, но по выручке, количеству заработанных денег, то эти цифры вас точно поразили бы. Поэтому, когда билеты начали стоить 30 тысяч рублей, глупо ожидать роста пассажирского потока.

пассажирый.jpg

 — Стоит ли ожидать роста стоимости средней цены за поездку в Калининград в связи с этим? Какова она сегодня? В феврале на совещании по развитию туризма у губернатора вы назвали цену в 30 тысяч за тур и некоторых шокировали. Каков порядок цен сейчас?

 — Все индивидуально и зависит от продолжительности пребывания туриста в регионе. В среднем продолжительность пребывания гостя не на побережье, а в Калининграде — 4 дня. На побережье больше — 14 дней. Здесь все зависит от того продукта, который человек покупает. Брендовые маршруты 7 дней, 8 ночей без перелета обходятся в среднем 28 тысяч на человека. По четырехдневному туру цена сильно отличается от того, живете вы, условно, в «Гранд Паласе» или в том же «Беккере», «Люмьере» или в «Ибисе». Какую-то одну фиксированную цену назвать очень тяжело. Судя по отзывам туристов, в интервью, общении их привлекает соотношение цена-качество. Туристы вполне могут платить большие деньги за отдых, но и получать соответствующего качества услугу. Или люди платят меньше, но получают в итоге даже больше того, что не ожидали.

Даже на личном примере могу подтвердить. Этим летом принимал друга из Санкт-Петербурга. Он приехал с семьей, пять человек. Был в июле — начале августа, как раз в то время, когда шли затяжные дожди. Но остался очень доволен, потому что побывал во многих городах, на Куршской косе с детьми, в том числе и шестимесячным, и нигде не было нареканий по сервису. В других регионах дела с сервисом обстоят похуже.

 — В редакцию несколько раз обращались читатели по поводу стойки от информационно-туристического центра в аэропорту, сообщали, что она не работает. Прокомментируйте эту ситуацию и идею перенести сам информационно-туристический центр в здании администрации, где сейчас находится многофункциональный центр. Будет ли она реализована в ближайшее время?

 — Стойка в аэропорту работает, но в определенные часы. В основном стараемся подгадывать под группы, которые привозят туроператоры. Допоздна человек не может там дежурить, потому что ему сложно будет уехать домой потом. В новом здании аэропорта будет не просто стойка, мы ее модернизируем. Она будет более функционально-технологическая. Предполагается, что там можно будет скачать приложение специальное, пройти регистрацию в программе лояльности. Все это будет реализовано уже после реконструкции.

По городу пока от идеи переноса отказались. Да, помещение, где сейчас находится информационно-туристический центр, на проспекте Мира,4, оно уже не соответствует всем требованиям. Оно, по-хорошему, должно быть в центре города, в отдельно стоящем здании. Вариант с размещением в МФЦ, он крайне неудачен. Туда приходят горожане за другими услугами.

 — Затраты на создание новой стойки в аэропорту будут, скорее всего, заложены в бюджете ведомств на 2017 год. Каким он будет и какой он в 2016 году, учитывая те задачи, которые стояли перед министерством?

— Здесь все просто. Бюджет министерства на 2016 год — 87 млн рублей, включая расходы на содержание министерства, информационно-туристического центра, помощь муниципалитетам, все программы продвижения. На подготовку пляжной инфраструктуры и поддержку грантов в сфере туризма было выделено 22 млн рублей. Сейчас идет бюджетный процесс, корректировки, поэтому какова будет итоговая цифра, мы пока не понимаем.

Фото — Виталий Невар, Денис Туголуков, «Новый Калининград.Ru»

* Instagram — Социальная сеть признана в России экстремистской Тверским судом города Москвы. Запрещена и заблокирована в РФ

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Текст: Станислав Пахотин

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.