Прошедший туристический сезон, по мнению экспертов: отельеров, рестораторов, представителей экскурсионных бюро, был гораздо успешнее трех летних месяцев прошлого года. О его особенностях, а также дорогих авиабилетах и причинах увеличения сроков проведения мирового чемпионата фейерверков в Зеленоградске в интервью «Новому Калининграду.Ru» рассказал врио министра туризма Калининградской области Андрей Ермак.
Турция ни при чем
— Летний туристический сезон завершился. Данные авиаперевозчиков говорят о незначительном приросте в 40–50 тысяч пассажиров по сравнению с прошлым годом. Есть общие впечатления о том, что туристов было гораздо больше, чем летом 2015 года. Каковы
— Действительно, сейчас можно говорить только о некой экспертной оценке, поскольку итоги подводятся в начале следующего года, и то более или менее, когда появится статистика по гостиницам, появится статистика по перевозчикам. Экспертная оценка довольно позитивная по сравнению с прошлым годом. Турпоток растет в среднем по году на 25%, в высокий сезон этот показатель еще выше. Сейчас сложно сказать, сколько в процентном соотношении, но в абсолютных цифрах — это 900 тысяч человек. Столько туристов посетило Калининградскую область с начала года до 1 сентября. По сентябрю данных еще нет, в том числе
— Прозвучали определенные цифры, 900 тысяч туристов. Не менее важен другой вопрос, изменился ли качественно турист? Определенные характеристики — «не ищет пляжного отдыха» — были названы. Привнес ли этот летний сезон
— Нового ничего не произошло. Тренд сохраняется много лет. Если о структуре, то 87% туристов — это россияне. Основной турпродукт, ради которого едут в Калининградскую область — это, прежде всего,
— О сравнении, впечатлениях туристов можно говорить, только имея определенную фактуру, срез отзывов. Каким образом в министерстве организовано получение обратной связи с туристами?
— Есть несколько каналов получения подобной информации. Первое — эта та обратная связь, которую мы получаем от отелей. Мы у них запрашиваем информацию по отзывам, анализируем комментарии, отклики в социальных сетях по тем же отелям. Запрашиваем информацию у отелей по количеству возвращающихся туристов, есть ли такие, сколько в процентном соотношении, которые постоянно приезжают к ним, в сезон или в межсезонье. Здесь есть нюанс лояльности к отелю, потому что есть определенные люди, которые меняют отели, а есть те, которые не любят этого делать и стараются останавливаться в одном и том же месте.
Второй момент. Это те срезы, которые делают наши коллеги в крупных агрегаторах, у которых есть возможность для сплошных опросов — Tripadvisor, Booking, Google тоже такой анализ делает, «Яндекс». Мы этими данными, конечно же, пользуемся, поскольку эти ресурсы располагают огромным массивом информации. Обозначенные в них тренды довольно устойчивы. Это два основных канала получения обратной связи.
— Вопрос про обратную связь, только про другую, про оценку эффективности действий, направленных на привлечение туристов. На портале государственных закупок, и наш портал про это часто пишет, есть информация по конкурсам на закупку услуг по размещению баннера рядом с аэропортом «Внуково» или организацию поездки делегации на профильную туристическую конференцию. Как в министерстве измеряют эффективность этих действий и этих бюджетных трат?
— Есть разные технологии оценки. Если это баннер во «Внуково», то необходимо говорить о количестве зрительных контактов. Есть такой критерий. В этом случае называется цифра в 200 млн визуальных контактов. Очень сложно сомневаться в эффективности, если особенно профессионалы области рекламы говорят о том, что столько будет контактов, столько из них заинтересуется,
Что касается участия в выставке, то здесь эффективность заключается в продвижении имиджа региона как именно туристического. Участие в российских и международных выставках — это имиджевая вещь, репутационная. Если регион там присутствует, значит он хочет, чтобы его знали, его видели, и прежде всего в среде профессионалов. Если в ключе «B2C»,
— Есть ли изменения в оценках крупных компаний туристического потенциала региона? Что говорят профессионалы на таких выставках: Калининградская область все еще пользуется спросом, и ее можно, условно говоря, «продавать» или турист привык, и ощущается падение спроса?
— Обе выставки, презентации показали огромную заинтересованность в калининградском туристическом продукте, потому что там были крупнейшие туроператоры российского рынка. Второй момент. Во
Продвижение было построено на тех конкурентных преимуществах, которые являются действительно уникальными для российского рынка. Ведь соперничать с той же Карелией в сфере экотуризма или с усадьбами Подмосковья в вопросах агротуризма
— Вы считаете, что это сработало?
— Да, люди видели ровно то, что им предлагали, и оставались довольны. Дополнительный и огромный плюс дал событийный туризм. Помимо того, что он привлекает большое количество людей одномоментно, это и довольно успешные медийные проекты. Это и реклама, и упоминание региона, отдельных его городов. Люди видят репортаж и желают узнать больше о регионе. Тысячи постов в «Фейбуке», «Инстаграме»*, других социальных сетях пошли от тех же директоров
Гостиниц хватит на всех
— Раз упомянули про гостиницы, давайте подробнее о них поговорим. Номерной фонд в связи с подготовкой к Чемпионату мира по футболу 2018 года, он считан и составляет около 7000 единиц. Готов ли он к приему 1,5 млн или 2 млн туристов без ущерба для качества сервиса? Каковы перспективы его развития до 2018 года и после этого события?
— Тот номерной фонд при той среднегодовой загрузке, которая есть сейчас, а это около 60%, позволяет принять желаемое количество туристов без
Сейчас мы принимаем большие усилия, чтобы уйти от этой разбалансированности. Например, тот же восток области. Количество туров выросло в этом направлении на 30% по сравнению с прошлым годом. Что для этого было сделано? Мы встретились с туроператорами на Совете по туризму и стали обсуждать, что еще необходимо сделать для развития туризма в этой территории. Туроператоры высказали предложения, которые подкупают своей простотой, но в то же время своей необычностью. Предложения касались инфраструктуры, поскольку восток области — это, прежде всего, автомобильный и автобусный туризм. Нужно делать парковки, туалеты и стоянки для автобусов, в том числе и в так называемых «видовых местах». Это просто, потому что достаточно определить эти места, включить в программу развития туризма и обеспечить финансирование, а соответственно и реализацию.
С другой стороны, при таком развитии ситуации отели востока области не получат дополнительной загрузки. Туристы будут продолжать ездить целый день на автобусе и возвращаться в Калининград. Операторы указали на проблему, что им негде селить и кормить большие группы. Туристов нужно распределять по 3–4 отелям, как они сейчас делают. Мы надеемся, что сейчас бизнес увидит, что интерес к востоку области возрос, к тому же Виштынцу, Черняховску, Гусеву и Славску. Есть, например, интересные проекты в Немане. Там сейчас коллеги занимаются гастрономическим туризмом. В итоге бизнес проявит интерес к созданию мест расселения и общественного питания. Потому что если нет ресторана, где можно покормить одновременно 50 человек, а приходится только обходиться
Помогает в продвижении того же Востока региона проект «Настоящий калининградец». Люди ездят, фотографируются, делятся впечатлениями, сообщают о новых интересных местах, ресторанах, гостиницах. Знаю, например, сейчас в том же Правдинском районе разработали программу развития туризма муниципалитета. Большие изменения в Гвардейском районе, где появился причал для катеров. Тот же проект «Тропа Ловиса Коринта» довольно интересен. Они привлекают туристов не глобальными и дорогими инициативами, но точечными и привлекательными. Интересны они, прежде всего, для тех, кто не живет в области. У нас взгляд замылился, для нас немецкое здание — это естественный элемент пейзажа и окружения. Человек, который приезжает из России и попадает в тот же Железнодорожный, он фотографирует чуть ли не каждое здание. Он попадает в другую визуальную среду. Уже сложившиеся маршруты и новые направления и привели к росту популярности восточного направления региона в развитии туризма.
— Строительство гостиниц на востоке области пока только в планах. Но есть те, которые должны быть построены до 2018 года. Это только те, что указаны в
— Здесь все четко, те гостиницы, которые входят в 518-е постановление, их пять. Всего нам необходимо 2139 номеров дополнительных. В итоге мы его должны перевыполнить на 235 номеров. Так что с запасом. Пять гостиниц — это «Domina», которая строится около прокуратуры. Она уже под крышей. Сейчас заканчивают кровлю, закрывают тепловой контур, и, в принципе, им остаются только отделочные работы. Потом проект инвестора
Фейерверк фестивалей
— Какие из прошедших в сезоне мероприятий дали основной прирост туристического потока?
— Когда мы рассматриваем любое массовое мероприятие, то его мы оцениваем не только с той точки зрения, сколько людей его посетило, но и того резонанса, которое оно имело, сколько в итоге людей узнали о Калининградской области и ее туристическом потенциале. В этом ключе самыми популярными мероприятиями стали — «Street food weekend», который был проведен в августе на острове Канта, второе — это «Голосящий КиВиН», супер-резонансное мероприятие.
— В следующем году он пройдет также в Светлогорске?
— Это вопрос, скорее всего, к коллегам из министерства культуры, они смогут прокомментировать эту ситуацию. Так, конечно, очень бы хотелось, чтобы снова прошел в этом городе. Про него
Третий, если возвращаться к наиболее массовым мероприятиям, это мировой чемпионат фейерверков. Чемпионат — самое массовое мероприятие этого сезона, около 200 тысяч зрителей. Огромное количество статей, сюжетов на федеральных телеканалах. Они работали на имидж Зеленоградска, Калининградской области. Это в итоге было очень хорошо, в том числе для привлечения туристов в зимний сезон.
Четвертый — фестиваль «Территория мира». Пятый — реконструкция Гумбинненского сражения. Этот фестиваль, вернее реконструкция — она предлагает уникальный продукт для российского туристического рынка. Ведь Первая мировая война — она только связана с Калининградской областью. Ни один регион России не может предложить ни таких
Пока это не такой продукт, конечно, ради которого бы приехали в Калининградскую область, но туроператоры предлагали его в этом году тем, кто уже отдыхал в регионе, в санатории или гостинице. При этом заплатить ему необходимо только за трансфер, поскольку сам вход на мероприятие был бесплатным. В этом году там, кстати, было организовано на самом высочайшем уровне. Только реестр документов по подготовке к этой реконструкции — большая увесистая папка. В этих документах было расписано все, от трансфера и безопасности до образца приглашений.
— По чемпионату фейерверков уточню два момента. Почему
— По срокам. Таким образом мы решили отличить наш фестиваль от тех, которые проходят в мире. Как правило, все, за исключением каннского фестиваля, проходят в один уикенд. Команды стреляют пятницу, субботу и воскресенье. Нам показалось, что это не совсем эффективная история, потому что не дает ощущение соревновательности, когда можно обсуждать, оценивать, спорить. Второй момент — мы не хотели делать как в Каннах, где выступления команд более продолжительные. Но там именно фестиваль. Там один фейерверк вместо двух, но ты приезжаешь, смотришь и уезжаешь. Никакой развлекательной программы нет. Там есть зрелище, но нет шоу. Мы же хотели переформатировать этот чемпионат и сделать настоящие поединки между командами, чтобы было сравнение сразу. Поскольку заявилось восемь команд, представительство по странам серьезное, поэтому лучше растянуть их выступления в течение месяца. Но если мы будем делать подобные мероприятия, то хотелось, чтобы соревновалось в один день больше команд. Шоу
Пройдет или нет чемпионат в следующем году в Калининградской области, это зависит от нескольких факторов. Есть действительно фактор Белоруссии, которая победила в этом году. Сейчас мы будем вести переговоры с ними о том, станут ли они проводить чемпионат или нет.
При этом нет жесткого правила, что фестиваль или чемпионат проходит в стране-победительнице. Это как в боксе, есть разные версии «WBO», «WBC» и так далее. У нас одна из версий такого чемпионата. У Белоруссии есть, безусловно, право провести такое мероприятие, но мы ведем с ними консультации, и если будет в итоге принято решение проводить чемпионат в Калининградской области, нам бы этого очень хотелось. Пока говорить об этом рано. Надо подвести основательно итоги этого мероприятия, что получилось, а что нет. Нужно подумать, можем ли поменять место проведения чемпионата, перенести его из Зеленоградска на другую площадку.
Зимний Кенигсберг
— Чемпионат в Зеленоградске стал прологом для зимнего сезона. У предыдущего губернатора области Николая Цуканова были претензии как раз по организации программы этого периода.
— Ситуация с зимним сезоном довольно простая. У нас есть слоган «Продли свое лето на Балтике». На него работают два наших драйвера: событийный туризм и
Сейчас мы активно продвигаем идею разнообразных пешеходных маршрутов. По отзывам наших туристов мы увидели, что они любят гулять пешком по Калининграду, по
— Правильно понял, что глобальных и новых событий в этот сезон с октября по апрель не планируется?
— Да, за исключением фестиваля зимних напитков в Светлогорске в период январских праздников. Его надеемся провести, потому что популярность у него была достаточно высока. Формат с уличной едой хорошо себя зарекомендовал. Больших не будет, но планируется масса различных мероприятий на концертных и театральных площадках в этот период.
— Аэропорт «Храброво». На днях ФАС одобрила сделку по продаже 100% акций структуре Романа Троценко. Во время визита
— Решение этого вопроса — это полномочия федерального министерства транспорта и регионального министерства развития инфраструктуры. Мы можем лишь писать рекомендации о том, из каких аэропортов нам нужны рейсы, сколько нам нужно рейсов. Риски, естественно, существуют, как и риски этого года с высокой стоимостью билетов.
— Немного про стоимость билетов. В этом году она в высокий сезон была запредельная. Есть ли у вас информация от авиакомпаний о снижении тарифов в будущем, об увеличении количества рейсов?
— Во время недавней презентации в Москве вопрос цены, доступности авиаперевозок мы обсуждали с главой Ростуризма Олегом Сафоновым. Он подчеркивал важность развития именно чартерного направления как решения вопроса увеличения туристического потока. Он говорил не только о чартерных самолетах, но и о чартерных поездах. Возможно, для обсуждения последней идеи будет созвано совещание с участием РЖД. Посмотрим, как это можно реализовать. Это точно более сложная история с точки зрения продвижения. Путь неблизкий — 20 часов. Но и такая программа может найти своего покупателя, особенно на пике популярности в летнее время.
Если говорить о заказчиках чартеров, крупных туроператоров, то они есть. Есть они в Москве,
Московские и питерские туроператоры готовы консолидировать места, в том числе и с помощью калининградских туроператоров, которые видят в этом серьезную перспективу. Наши туроператоры активно пользуются программой субсидий в детском туризме, она предполагает, что за счет областного бюджета компенсируется стоимость билета до 15 тысяч рублей тем, кто привозит детские группы в Калининградскую область. На этом продукте, в частности, местные компании очень хорошо взаимодействуют с московскими коллегами. В этом случае московский туроператор собрал детскую группу, посадил на самолет, и здесь его зона ответственности заканчивается. Зона ответственности нашего туроператора начинается, как только самолет сел в «Храброво». Стоимость билета компенсируется, поэтому для туроператора имеет значение только проживание, питание, экскурсионная программа. Это популярный довольно-таки проект.
По стоимости билетов могу добавить только то, что если бы авиакомпании давали статистику не по количеству перевезенных пассажиров, но по выручке, количеству заработанных денег, то эти цифры вас точно поразили бы. Поэтому, когда билеты начали стоить 30 тысяч рублей, глупо ожидать роста пассажирского потока.
— Стоит ли ожидать роста стоимости средней цены за поездку в Калининград в связи с этим? Какова она сегодня? В феврале на совещании по развитию туризма у губернатора вы назвали цену в 30 тысяч за тур и некоторых шокировали. Каков порядок цен сейчас?
— Все индивидуально и зависит от продолжительности пребывания туриста в регионе. В среднем продолжительность пребывания гостя не на побережье, а в Калининграде — 4 дня. На побережье больше — 14 дней. Здесь все зависит от того продукта, который человек покупает. Брендовые маршруты 7 дней, 8 ночей без перелета обходятся в среднем 28 тысяч на человека. По четырехдневному туру цена сильно отличается от того, живете вы, условно, в «Гранд Паласе» или в том же «Беккере», «Люмьере» или в «Ибисе».
Даже на личном примере могу подтвердить. Этим летом принимал друга из
— В редакцию несколько раз обращались читатели по поводу стойки от
— Стойка в аэропорту работает, но в определенные часы. В основном стараемся подгадывать под группы, которые привозят туроператоры. Допоздна человек не может там дежурить, потому что ему сложно будет уехать домой потом. В новом здании аэропорта будет не просто стойка, мы ее модернизируем. Она будет более
По городу пока от идеи переноса отказались. Да, помещение, где сейчас находится
— Затраты на создание новой стойки в аэропорту будут, скорее всего, заложены в бюджете ведомств на 2017 год. Каким он будет и какой он в 2016 году, учитывая те задачи, которые стояли перед министерством?
— Здесь все просто. Бюджет министерства на 2016 год — 87 млн рублей, включая расходы на содержание министерства,
Фото — Виталий Невар, Денис Туголуков, «Новый Калининград.Ru»
* Instagram — Социальная сеть признана в России экстремистской Тверским судом города Москвы. Запрещена и заблокирована в РФ
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter