Кот в мешке: почему депутатов не интересует, откуда бюджет возьмет миллиарды

Все новости по теме: Бюджет области-2017

На заседании профильного комитета по бюджету Калининградской областной Думы в среду депутаты практически без обсуждения утвердили бюджет области на 2017 год во втором чтении. При этом вопрос о том, за счет чего конкретно региональная казна получит дополнительные 1,8 млрд рублей доходов, так и остался открытым.

Призрачные миллиарды

Законопроект о бюджете области в первом чтении депутаты регионального парламента утвердили еще в конце ноября. В четверг планируется утвердить проект во втором чтении. Если судить по тому, как вяло проект обсуждался на заседании профильного комитета в среду, особых сюрпризов не предвидится — проект утвердят и отправят на дальнейшее рассмотрение. Однако у представителей СМИ, в отличие от депутатов, вызывает вопросы один весьма существенный нюанс — за счет чего региональная казна получит дополнительный доход в 4 млрд рублей, так лихо одобренный областными парламентариями.

Доходы областного бюджета в 2017 году прогнозируются в объеме 91,7 млрд рублей, из них 32,1 млрд рублей — это собственные налоговые и неналоговые доходы. Расходы бюджета составят 93,2 млрд рублей. Дефицит — 1,538 млрд рублей.

Более-менее эту картину прояснил в своем интервью «Новому Калининграду.Ru» врио вице-премьера по финансам Эдуард Батанов. По его словам, основной источник поступлений — это налог на доходы физических лиц. По НДФЛ заложен рост поступлений в объеме 7%.

«Но у нас, не забывайте, есть еще и доходы от приватизации 1,8 млрд, — добавил Эдуард Батанов. — Уже неоднократно звучало, что мы рассматриваем (не могу сказать, что мы окончательно это решили) вариант продажи Региональной энергетической компании (РЭКа) — то есть приведение сначала в продажное состояние, а уже потом приватизация. Мы рассматриваем вопрос с землями Минобороны, которые переданы в областную собственность».

«У нас много объектов, переданных Минобороны. Нельзя сказать, что они все очень привлекательные. Есть объекты-конфетки, но с точки зрения практического использования проблематичные. К примеру, какое-то здание в лесу. Всё прекрасно, но найти покупателя будет тяжело. А из интересного — это земля около Светлогорска», — пролил свет врио вице-премьера.

Батанов подтвердил, что речь идет о землях бывшего совхоза Минобороны «Светлогорский». Земли планируется выставлять на аукцион не единым лотом, а отельными участками. Правда, на вопрос, во сколько оценивается земля, врио вице-премьера так и не ответил.

«Трудно сказать. Есть кадастровая оценка, но это ни о чём. Тут надо говорить не о том, что мы продаем землю. А о том, что мы продаем некую концепцию развития этой территории около Светлогорска. Она должна быть визуализирована, разбита на лоты. Должны быть понятны требования к застройке. Наверное, самое худшее, что мы можем сделать, — понаставить там 15-этажек, но зато дорого продать. Нам нужно и создать нормальный объект, и получить деньги в бюджет», — отметил он.

По словам Батанова, продажа будет производиться частями в течение нескольких лет. При этом областным властям «принципиально, чтобы это была понятная история с точки зрения развития территории — чтобы был понятен некий архитектурный облик, кто строит какие социальные объекты — детские садики, школы, поликлиники, возможно, что и больницы». Он согласился с тем, что правительству регулярно не удавалось исполнить прогнозный план приватизации областного имущества. «Собственно говоря, риск всегда есть. Что отрицать-то», — признал Эдуард Батанов. 

На вопрос о том, что будет, если властям не удастся реализовать свой план, он ответил просто: «Значит, лопухи мы. Другого не скажешь… Мы должны понимать, что под эти все продажи у нас сформирован бюджет. Если мы не находим этот источник, то должны или найти другой источник, или найти, что сократить».

Доверие правительству

Чтобы точно понимать, сколько денег областной бюджет может выручить за счет продажи земли, нужно видеть прогнозный план приватизации имущества. Эта информация важна (казалось бы) и для самих депутатов, и для потенциальных инвесторов, претендующих на выставляемые на торги земли. Однако правительство региона не представило прогнозный план ни к первому, ни ко второму чтению бюджета региона.

«Но в программе приватизации вы цифр не найдете. Там только предусмотрены объекты, — сообщил врио министра финансов Виктор Порембский корреспонденту „Нового Калининграда.Ru“ в среду. — Есть проект программы. Было поручение губернатора проработать детальный план до февраля 2017 года». 

_NEV2470.jpg

Любопытную позицию занял и бюджетный комитет. Его глава Валерий Фролов фактически признал, что в истории с дополнительными доходами за счет приватизации областная Дума дала карт-бланш областному правительству, поэтому и утверждает бюджет без таинственного прогнозного плана. 

«И губернатор озвучивал, и члены правительства, некоторые вице-премьеры говорили, что речь идет о подготовке этих объектов к продаже. Но на сегодняшний день они не готовы. Требуется какое-то время, чтобы подготовить их к продаже, внести поправки в закон о приватизации и соответствующим образом реализовать. Это текущая деятельность, — сказал глава бюджетного комитета. — Да, суммы такой мы никогда не видели, прецедентов не было. Но почему мы должны не доверять? По названию объектов, которые звучали, мы понимаем, что они недешевы и этих денег стоят».

При этом не лишним будет напомнить, что в последние годы прогнозный план приватизации действительно исполнялся из рук вон плохо. К примеру, планировалось, что по итогам 2015 года бюджет Калининградской области получит от приватизации имущества 125 млн рублей и 1 млн рублей от продажи земельных участков. Однако в результате получил в общей сложности всего 44,590 млн рублей.

В феврале 2016 года, отчитываясь об исполнении плана, глава областного агентства по имуществу Александр Воробьев пояснил, что основной доход планировалось получить за счет приватизации пяти крупных имущественных комплексов — бывшего военного городка № 6б в Гвардейске, бывшего военного городка № 35 на ул. Химической, имущественного комплекса по ул. Транспортная в Калининграде, комплекса по ул. Тухачевского в Черняховске и бывшего военного городка № 6 в Пионерском на ул. Шаманова.

Однако спрос на недвижимость был минимальным, в итоге с торгов удалось продать всего три объекта — по ул. Дачной в Черняховске, бывший военный городок № 1 в Балтийске и имущественный комплекс по ул. Транспортной в Калининграде. Также посредством публичного предложения было продано имущество в пос. Пугачево Нестеровского района.

«У этой ситуации есть две объективные причины. Первая заключается в том, что инвесторы не торопятся приобретать активы. Сейчас такая экономическая ситуация. Они выжидают и смотрят, когда рынок еще больше упадет. У нас же нет задачи за копейки разбазарить региональное имущество. Наоборот, мы хотим пополнить бюджет», — отмечал в феврале текущего года руководитель Агентства по имуществу Калининградской области.

Кроме того, как отмечал глава Агентства, на торги выставляется не самое лучшее имущество, которое не особо интересует большую часть инвесторов. «Если бы выставили на торги хорошее имущество, оно бы быстро было продано. К примеру, бывший военный городок на ул. Химической можно продать за 50 млн рублей. Но мы хотим продать его за 200 млн рублей», — добавил он. Воробьев напомнил, что городок был передан с прежним назначением земельного участка «под военные объекты», что значительно удешевляет стоимость имущества. Поэтому агентство проводит работу по переводу земельного участка под гражданские цели.

Два года назад Агентство по имуществу подверглось серьезной критике со стороны депутатов областной Думы. Экс-глава Агентства Николай Мухин рассказал, что всего в результате приватизации в бюджет региона в 2013 году поступило 29,434 млн рублей, это с учетом продажи земли под объектами, а также переходящих платежей за прошлые годы. В планах на 2014 год было — направить в бюджет 48 миллионов доходов от приватизации. Глава бюджетного комитета Валерий Фролов обратил тогда внимание, что изначально в бюджет области планировалось направить минимум 339 миллионов рублей. И то лишь в случае, если аукционы по продаже госимущества не состоятся. Максимальная планка устанавливалась на уровне 588 миллионов. 

Такие результаты, по мнению Фролова, свидетельствовали о неудовлетворительной работе Агентства в целом и его руководителя в частности. Однако Мухин тогда с такой оценкой не согласился. «Работой своей я доволен, — заявил Мухин. — А по результатам — <…> почему в них никто не участвует, в аукционах, по тем цифрам, которые вы утверждаете? В соответствии с теми графиками аукционов и публичных предложений?» 

«Супер, я фонарею! Оказывается, это мы во всем виноваты?» — удивился Валерий Фролов.

 На что глава агентства заявил: «Что утвердили, то и исполняем!».

Годом ранее глава комитета по бюджету также высказывал недовольство работой правительства. «Как можно планировать доходы, если процесс приватизации затягивается на 2 года? И мы, значит, что? Минфин что должен делать? Гадать, поступит столько денег или нет? — спросил Валерий Фролов, анализируя предложенный правительством план приватизации. — Если бы наши уважаемые предприниматели так планировали свою деятельность — вдруг повезет, а вдруг не повезет, — давно бы развалились».

Что случилось с депутатами областной Думы на этот раз, почему они голосуют за бюджет, как за кота в мешке? Пока остается только лишь гадать. Вероятно, их просто успокаивают публичные выступления чиновников, готовых назвать себя лопухами в случае, если не удастся продать землю, в результате чего в бюджете образуется миллиардная дыра.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Текст: Оксана Майтакова

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.