«Срок ожидания неприемлем»: сколько паромов нужно Калининграду в условиях санкций

Фото: Виталий Невар / Новый Калининград
Все новости по теме: Калининградский транзит

На ближайшие месяцы на калининградских морских линиях нет мест для накатной техники. Перевозчики пишут письма региональным и федеральным властям, требуя поставить дополнительные паромы. В то же время в Минтрансе РФ заявляют, что регион полностью обеспечен необходимыми товарами. А областные власти в ответ на требования перевозчиков говорят, что места на судах занимают грузы, которые можно перевозить по железной дороге, и намерены заняться переориентацией. Нужны ли Калининградской области в нынешней ситуации дополнительные суда? Оценки перевозчиков и властей — в материале «Нового Калининграда».

На днях министр развития инфраструктуры региона Евгения Кукушкина объявила, что минимум до конца лета на калининградской паромной линии будут курсировать только три парома из четырех имеющихся. По словам чиновницы, это связано с плановым ремонтом судов. Сейчас на линии отсутствует автомобильно-железнодорожный паром «Балтийск». Его обещают вернуть до конца апреля, но затем на ремонт встанет «Амбал», и сколько он будет отсутствовать, неизвестно. Как поясняет фрахтователь — компания «Оборонлогистика», этот паром был построен в 1990 году в Германии и «требует особого внимания». Плюс ко всему запчасти для судна в условиях санкций придется изготавливать в России.

Тем временем автоперевозчики высказывают всё большую обеспокоенность в связи с нехваткой мест для накатной техники на судах. По данным Ассоциации международных автоперевозчиков, мест на паромы нет на все ближайшие рейсы в период с марта по 1 июля 2023 года. Представители отрасли указывают, что проблема может усугубиться с лета, так как 1 июня прекращается взаимное признание российских и европейских страховых сертификатов «Зеленая карта», и просят увеличить количество паромов. Но в вопросе о том, какое количество дополнительных судов нужно региону, оценки расходятся.

«20 судов на весь грузопоток»

Еще до ограничения транзита через Литву, в апреле 2022 года, губернатор Антон Алиханов предположил, что региону нужно около 20 судов, чтобы перекрыть весь грузопоток, составляющий примерно 20 миллионов тонн в год. «Мы исходим из того, что если объем перевозимых грузов годовой у парома от 800 тысяч до 1 миллиона тонн, то примерно 20 плюс-минус судов нам понадобятся», — сказал глава региона в интервью РИА Новости.

Похожую оценку весной 2022 года приводил депутат регионального заксобрания Юрий Самородов. «Мы обсуждали этот вопрос с коллегами и бизнесом. Они уверены, что для Калининградской области достаточно 15-20 паромов. Это много, но это нужно, чтобы мы ни от кого не зависели и могли свободно осуществлять доставку железнодорожных составов и контейнерных грузов, чтобы была независимость населения по медикаментам, продовольствию и просто связь с основной территорией была бы стабильной», — заявил парламентарий в эфире ГТРК «Калининград».

После того, как был ограничен транзит через Литву, власти привели оценку по количеству судов для перевозки грузов, потребовавших переориентации. «Для того, чтобы перераспределить запрос по транзиту товаров, нам могут понадобиться дополнительные суда. Самый максимальный объем — это семь судов до конца года», — заявлял Антон Алиханов.

Согласно данным областного правительства, сейчас накатную технику на калининградских морских линиях перевозят пять судов: три железнодорожных парома (недавно построенные «Маршал Рокоссовский», «Генерал Черняховский» и построенный в 1990-е годы «Амбал») и универсальные сухогрузы «Спарта» и «Спарта II». (Всего, по данным на середину марта, перевозки грузов между областью и «основной» Россией выполняют 18 судов.)

NVR09364-2.jpg

У Левитина просят еще «минимум два» судна

В Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) считают, что для решения проблем, возникших у отрасли в Калининградской области из-за санкций, региону требуется еще как минимум два парома. «Средний срок ожидания перевозки автотранспортных средств на пароме составляет до трех месяцев, что является абсолютно неприемлемым для работы предприятий автотранспорта», — говорится в письме, направленном организацией на имя помощника президента РФ Игоря Левитина.

Существующие провозные мощности в АСМАП называют «явно недостаточными». Помимо поставки дополнительных судов в организации предлагают разработать «открытый, понятный и прозрачный» порядок предоставления мест на пароме, чтобы они были одинаково доступны для всех перевозчиков. Калининградские перевозчики позднее также выдвинули идею ввести госконтроль за очередью на паромы.

Строительство новых судов специально для Калининградской области займет, по оценке областных властей, порядка трех лет. «Мне кажется, что надо идти уже проторенным путем: покупка действующих или какие-то там тайм-чартеры, собственно говоря, которыми мы и пользовались», — высказал мнение губернатор Антон Алиханов в беседе с журналистами 20 марта. В то же время он заявил, что правительство Калининградской области рассматривает вариант включения региона в программу Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) по строительству новых судов. При этом расширение паромных мощностей в Балтийске, о котором Алиханов упоминал во время майской онлайн-встречи с президентом Владимиром Путиным, в прошлом году оценивалось в 10 млрд рублей.

Калининградские перевозчики требуют 10 судов

Инициативная группа калининградских автоперевозчиков в коллективном обращении к областному правительству и федеральному кабмину просит увеличить количество судов типа Ро-Ро на калининградских морских линиях до десяти. По словам участников отрасли, это число рассчитано с учетом транспортных средств, имеющихся у автопредприятий, и действующих договоров на поставки грузов.

«В данный момент огромная масса транспорта простаивает. Поэтому расчет производился исходя из количества транспортных средств предприятий, которые также обладают контрактами и которым необходимо совершать поставки товаров разного назначения», — пояснила в беседе с «Новым Калининградом» представитель инициативной группы Елена Бербенец.

0NV_3020.jpg

По ее словам, на автомобильные перевозки приходится в том числе часть грузов, поставляемых по госконтрактам. «При выезде отсюда у нас нет товаров, а при заезде сюда у нас совершенно нет мест. То есть отсюда нет такой колоссальной очереди, как, допустим, из Усть-Луги в Калининградскую область. Да, поставки очень сильно снижены, но они всё еще действуют, и люди надеются их развивать», — говорит Бербенец.

Участники отрасли считают, что универсальные сухогрузы «Спарта» и «Спарта II», перенаправленные для перевозки накатной техники на калининградских линиях наряду с тремя паромами, вряд ли кардинально изменят ситуацию с очередями. «Мы боимся, что это ситуацию не спасет. Мы там находимся, мы знаем, как это всё происходит. Посмотрим, будут ли перемены», — рассуждает представитель инициативной группы. Перевозчики также сообщают о проблемах с использованием новых паромов «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский». По словам гендиректора «ДФДС Логистикс Восток» Игоря Хвесюка, при заезде на верхнюю палубу судов большегрузы повреждаются. «Ломается техника. По моей информации, последнее время эти два больших парома, которые реально строились под нашу целевую программу Калининградской области за государственные деньги, на верхней палубе не перевозят сейчас ничего», — сообщил предприниматель на собрании инициативной группы перевозчиков 21 марта.

Публичной реакции федерального центра на проблемы, озвученные калининградскими автоперевозчиками на встречах и в официальных обращениях, пока не последовало. «Новый Калининград» направил информационный запрос в Министерство транспорта России.

Текст: Елена Калугина. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград


Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.