«И в хвост, и в гриву»: как калининградские перевозчики встретились с чиновниками

Фото: Виталий Невар / Новый Калининград

Международные автоперевозчики региона провели очередное собрание. На этот раз к представителям отрасли нашли возможность прийти чиновники областного правительства. Мероприятие не обошли вниманием и федеральные власти: послушать о проблемах калининградского бизнеса приехали представитель Минтранса РФ Андрей Енин и депутат Госдумы Станислав Москвичев. Проблемы, вызванные санкциями и ограничением транзита, второй месяц усугубляются электронной очередью в пункте пропуска «Чернышевское» на границе с Литвой. О жалобах предпринимателей и позиции чиновников — в репортаже «Нового Калининграда».

«Лукашенко своих в обиду не дает»

Собрание международных перевозчиков, третье за последние два года, прошло в пятницу, 20 октября, в конференц-зале мотеля «Балтика». Задать вопросы чиновникам и обсудить ситуацию с коллегами приехали свыше ста предпринимателей. От регионального правительства на мероприятие явились вице-премьер Александр Рольбинов и министр развития инфраструктуры Евгения Кукушкина.

По оценке инициативной группы представителей отрасли ущерб от санкций Евросоюза, введенных в связи с началом Россией специальной военной операции на Украине, оценивается уже в 5,23 миллиарда рублей. Александр Рольбинов в начале встречи заверил, что вопросы транспортного обеспечения и логистики находятся в приоритете у областных властей. «Какие-то вопросы мы, наверное, решим, что-то, может быть, не получится. Но, тем не менее, действительно есть на то причины и проблемы, которые мы не можем просто решить», — разъяснил собравшимся вице-премьер.

Организаторы собрания напомнили властям о проблемах, связанных с прекращением действия «зеленых карт» и бронированием мест на паромах. «Многим перевозчикам непонятно, почему были пролоббированы интересы польских перевозчиков, которых допустили на наш рынок. Ведь если взять, к примеру, Лукашенко, он своих ребят в обиду не дает, и перецепку можно было организовать у нас в Гжехотках, терминалы есть, большого труда это, наверное, не составило бы. Но, видимо, чьи-то интересы важнее оказались, чем проблемы калининградских перевозчиков, которые оказались закрыты в области и не могут ни выехать нормально отсюда, ни заехать сюда», — заявил гендиректор компании «ДФДС Логистикс Восток» Игорь Хвесюк.

В ответ на сложности с бронированием мест на паромы чиновники сообщили, что в декабре-январе на линию должны встать два автомобильных парома (ранее их ожидали осенью), а в феврале ожидается выход еще одного железнодорожного. Присутствовавший на собрании гендиректор Росморпорта Сергей Пылин сообщил, что четыре парома, работающие сейчас на линии, способны перевозить на калининградском направлении в среднем 1360 вагонов или 510 автопоездов и автоприцепов в месяц. Если бы грузы, которые можно перевезти другими судами, переориентировали, это позволило бы увеличить перевозку автопоездов и автоприцепов «более чем на 200%», добавил он. Замдиректора Северо-Западного бассейнового филиала Росморпорта Андрей Мошков добавил к этому, что если ранее имели место «перепродажи и спекуляции» при бронировании мест на паромах, то сегодня ведомство не фиксирует, чтобы заявки подавали боты.

Однако на сегодня главной проблемой для калининградских перевозчиков остается электронная очередь в пункте пропуска «Чернышевское» на границе с Литвой, запущенная 1 сентября. В начале октября, после многочисленных жалоб от бизнеса, там ввели комбинированный формат работы, но проблему это не решило. По словам предпринимателей, время ожидания на границе доходит до пяти-восьми суток. При этом водителей штрафуют в Белоруссии за нарушение срока таможенного транзита, который составляет семь дней. «Условно, за счет нас, невиновных, пополняется бюджет Республики Беларусь», — констатировал Игорь Хвесюк.

Аналогичная проблема возникает при отправке большегрузов паромом. «Кто придумал один день доставки? Скажем, машина оформляется в пятницу вечером. Ты должен за сутки приехать на паром в Балтийск. У тебя в выходные дни агенты паромные не работают, счет тебе выписать не могут. Но заехать в порт для предъявления груза в таможню ты не можешь, пока не оплатишь счет. В результате машина стоит до понедельника, нарушается срок доставки. Ты заезжаешь в понедельник в таможню, таможня составляет акт — ты нарушитель. Ребята, ну нам и так тяжело, а вы нас тут и в хвост, и в гриву, что называется», — высказался предприниматель.

Начальник областной таможни Сергей Абросимов в ответ сообщил, что ведомство направило обращение в Федеральную таможенную службу по поводу штрафов, связанных с длительным прохождением границы из-за ситуации в Чернышевском. В частности, ФТС предложили попросить «белорусских коллег» относиться к перевозчикам «по-другому в связи с этими временными трудностями».


«Вы работаете не на своих людей»

Вице-премьер областного правительства Александр Рольбинов пояснил предпринимателям, что идея электронной очереди заключалась в том, «чтобы водители не мучились» и не стояли на границе по пять-шесть дней. Перевозчики же в ответ заявили, что сейчас водители порой вынуждены находиться там еще дольше.

«Никто грузиться не хочет и не будет. И слава богу, что это сделали как раз в сезон. Не когда нам надо, а когда надо владельцам грузов. Он (владелец груза, — прим. „Нового Калининграда“) сейчас говорит: „Дай машину“. — Нет проблем. Ставка выросла в два раза. Я сейчас если ездил за 70 тысяч, поеду за 150, завтра — за 340, вот и всё. Спасибо вам, вы повышаете ставки. И паром — если ранее можно было через паром везти груз за 70 тысяч рублей, сейчас — за 340. Спасибо! Вы работаете не на своих людей», — высказался предприниматель Андрей Гуджель. «Если вы потратили деньги неэффективно, будьте добры признать, что ваша работа несостоятельна. Верните в бюджет деньги, и там уже пусть разбираются другие органы», — предложил Игорь Хвесюк.

Директор компании «Виабалт» Илья Свиридов«, подводя итоги обсуждения, высказал мнение, что «тревогу бить уже поздно». «У нас за последние два года примерно на треть сократилось количество перевозчиков. Из тех, что остались — 70% от того, что было в 2019 году, — значительная часть уже работает на территории России. Многих сюда назад не загнать. Водители не хотят сюда ехать», — пояснил он. Предприниматель напомнил, что в парке компаний есть около двух тысяч машин, растаможенных на область: «Что вы с ними собираетесь делать на случай полной блокады со стороны Литвы? Не будет смысла собирать собрание — перевозчики сами приедут к вам на Донского и перекроют движение. Я предлагаю срочно принимать меры, шаги и действовать».

«У нас не хватает работников. Что делается? В Польшу ушли водители — 2300 евро, отдали квалифицированных, подготовленных — езжайте. Литва — хоп, забрали. Молодцы, раздали квалифицированных, а потом ищем, где они. Никто теперь уже не будет на эти зарплаты возвращаться. А водительский состав не пополняется молодыми вообще, потому что все проклинают это, никто не хочет сидеть по пять, по шесть дней в машинах, это никому не надо», — добавил гендиректор компании «МТ-Транс» Олег Молдованов.

В резолюции по итогам собрания организаторы предложили создать межведомственную рабочую группу для решения проблем отрасли, немедленно остановить эксперимент с электронным бронированием мест в очереди в Чернышевском, оперативно разработать регламент бронирования мест на паромах и ввести квотирование для перевозчиков, а также решить вопрос с грузовиками, растаможенными на область. Перевозчики, оставшиеся в зале к концу трехчасового мероприятия, поддержали эти требования. Представитель Минтранса Андрей Енин, комментируя перечисленные жалобы, заявил, что «исписал полтетради». «Мы всё записали, нам это всё надо проработать», — пояснил замдиректора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта.

Единственное конкретное обещание, прозвучавшее от представителя федерального ведомства — договориться с правительством Ленинградской области об организации заказных маршрутов из Усть-Луги в аэропорт Пулково для водителей большегрузов, для которых нет мест на паромах. Сейчас они вынуждены добираться туда на такси. Вопрос по большегрузам с областной растаможкой, которые бизнес не может полноценно использовать для перевозок на территории «большой» России, тоже «не заброшен», добавил Енин. «Мы планируем его решать», — заверил чиновник, не уточнив, как именно и когда.

Текст: Елена Калугина. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

[x]


Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.