У калининградских компаний, занимающихся грузоперевозками, продолжают накапливаться проблемы. К нехватке мест на паромах, простаивающим машинам c «растаможкой» на область и подорожавшим страховкам в сентябре добавились простои из-за введения электронной очереди в пункте пропуска «Чернышевское» на границе с Литвой. По оценке участников отрасли, на сегодня около половины местных компаний перешли работать в «большую» Россию. «Новый Калининград» рассказывает, в какой ситуации оказались те, кто остался в регионе.
«Потихонечку будем вымирать»
После введения в апреле прошлого года санкций в отношении России в связи с началом специальной военной операции на Украине и ограничения транзита через Литву отрасль грузоперевозок на калининградском направлении оказалось одной из самых пострадавших. В марте 2023 года перевозчики предупредили о риске банкротства большинства предприятий. В июле бизнес-омбудсмен Калининградской области Светлана Нижегородова сообщила в письме к спикеру регионального парламента, что малые автопредприятия оценивают состояние отрасли как критическое и фактически остались без работы.
Из-за введенных ограничений у предпринимателей до сих пор простаивает около трех тысяч грузовиков, растаможенных на область. Участники отрасли долгое время просят позволить им полноценно использовать такие машины для рейсов по остальной территории страны, но вопрос остается нерешенным. Использование остальных большегрузов помимо санкционных ограничений осложняется удорожанием страховок, к которому привело прекращение действия «зеленых карт», трудностями с оформлением виз для водителей, а в последние недели — еще и недоступностью электронной очереди в пункте пропуска «Чернышевское» на российско-литовской границе, через которую выезжают груженые машины.
«У нас область была насыщена транспортом, а теперь мы что? У меня у водителя закончилась виза в России. На паром взять невозможно. Как мне его вернуть сюда? С каким грузом? По суше он не может — визы нет. На визу не записаться. Второй месяц я не смог взять на УТД (упрощенный транзитный документ, — прим. „Нового Калининграда“) очередь. Везде ввели эти электронные очереди, а фактически это сделали борьбой айтишников», — высказался на собрании инициативной группы 27 сентября гендиректор компании «ДФДС Логистикс Восток» Игорь Хвесюк.
Ситуация с местами для накатной техники на судах, по словам предпринимателей, не улучшилась. Ее, как и раньше, могут перевозить четыре парома — «Балтийск», «Амбал», «Генерал Черняховский» и «Маршал Рокоссовский» — и универсальные сухогрузы «Спарта» и «Спарта II». Забронировать место в очереди по-прежнему сложно — предложение о квотировании для калининградских перевозчиков в Минтрансе России не поддержали. «Мы ориентируемся на те контракты, которые есть. Соответственно, мы смотрим тот график, который есть у отправителей. Отправитель говорит, допустим: „У меня в месяц будет одна отправка туда (в „большую“ Россию, — прим. „Нового Калининграда“)“. И ты смотришь, будет ли паром в этом месяце, и стараешься его бронировать», — пояснил гендиректор компании «МТ-Транс» Олег Молдованов.
На то, что в будущем на судах станет больше мест для накатной техники, перевозчики не рассчитывают. «Эта проблема все равно не решается. Вопрос заключается в одном: уменьшить [количество] перевозчиков до определенного уровня, имеется в виду которого, наверное, будет хватать для этой всей накатной техники. То есть потихонечку мы будем вымирать, убираться. Тогда, наверное, останется определенный оператор, который возьмет весь этот объем», — предположил Молдованов.
«Поляки едут к нам без очередей»
Из-за проблем, возникших в отрасли, предприниматели переходят работать в другие регионы России. Такое решения принял в числе прочих владелец крупной калининградской компании «РусТрансСервис», бывший депутат облдумы Леонид Степанюк, пояснив, что «не видит другого выхода». «У нас, наверное, половина перевозчиков уже уехала в „большую“ Россию. Назад вы их сюда не загоните», — заметил директор компании «Виабалт» Илья Свиридов.
Предприниматели указывают на неравноценное отношение властей к их проблемам и проблемам польских перевозчиков, которые, по данным властей, составляют 15-18% от иностранных перевозчиков, доставляющих грузы в регион. Компаниям из соседней республики запретили перевозки по России, но для Калининградской области сделали исключение. В конце августа губернатор Антон Алиханов сообщил, что у поляков возникли сложности с проездом без «дозволов», а спустя десять дней проинформировал, что «вопрос урегулирован».
«Мы не против польских перевозчиков. Вопрос только заключается в одном: как этот вопрос решился. Он решился очень быстро, моментально. И губернатор настоял. А почему? А потому что [торговые ] сети сказали: „Не будет таких продуктов. Нам их нужно оттуда привезти“. Тут мы поворачиваемся к предпринимателям, потому что предприниматели говорят: „Хэлп! На полках не будет того, чего надо“. Мы видим: все-таки вопросы решаются: предприниматели обратились, и губернатор услышал. А здесь, получается, отрасль просто не слышат», — отметил глава компании «МТ-Транс» Олег Молдованов.
«Поляки едут к нам без очередей, потому что они едут через Гжехотки. Без очередей, без дозволов. Они налоги у нас не платят. А получается, мы здесь живем, работаем, платим налоги и еще не можем из области выйти», — напомнил Илья Свиридов о ситуации с электронной очередью в Чернышевском.
Участники инициативной группы говорят, что готовы в том числе к закрытию бизнеса, но хотели бы узнать официальную позицию властей по этому вопросу. «Мы не просим манны небесной. Мы понимаем, какая сейчас ситуация в стране. Но только давайте тогда будем честны. Либо дадим кому-то свернуться правильно... Есть долги, но он хочет, допустим, — дайте ему эту возможность. Давайте мы хотя бы так будем уже поступать, если по-другому не можем. Что всё время поворачивают? Для одних мы готовы пробить грудью, потому что там сети и там другие деньги, а для малого бизнеса только где-то дребезжит воздух, что мы помогаем», — заключил Олег Молдованов.
В августе калининградские автоперевозчики оценивали ущерб для отрасли от санкций Евросоюза, введенных в связи с началом Россией специальной военной операции на Украине, в 4,2 млрд рублей. При новой оценке к предыдущим пунктам добавятся убытки из-за простоев, связанных с электронной очередью.
Текст: Елена Калугина. Фото: Виталий Невар, Юлия Власова / Новый Калининград
Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав
Ctrl+Enter