Понижая градус: как Росалкогольрегулирование призывало не бояться ЕГАИС

Фото — Денис ТУГОЛУКОВ, «Новый Калининград.Ru».
Все новости по теме: Антиалкогольная кампания

С приближением сроков обязательного применения системы электронного учёта алкоголя в 2016 году участники рынка опасаются повторения коллапса, случившегося после первой фазы внедрения ЕГАИС 9 лет назад. В минувший понедельник в Калининградской торгово-промышленной палате представитель Росрегулирования Антон Гущанский постарался объяснить местному бизнесу, что применение новых правил не нанесёт ущерба отрасли. Недоверие участников встречи разделил корреспондент «Нового Калининграда.Ru».

Аббревиатура ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) вызывает у участников алкогольного рынка неоднозначные эмоции. Первая фаза внедрения автоматизированной системы учёта в 2006 году больно ударила по производителям алкоголя и фактически парализовала отрасль. Убытки предприятий, не справившихся со сложными и неотлаженными программными комплексами Росалкогольрегулирования, оценивались в 1 млрд долларов недополученной выручки. Соответственно, новая фаза, предполагающая обязательный учёт алкоголя, реализуемого в розницу, вызывает ещё более пессимистичные ожидания. Мол, если крупные компании не смогли справиться с предложенной государством системой, то что же грозит среднему, малому и микро-бизнесу? Особенно — в маленьких населённых пунктах, где зачастую нет даже стабильного доступа к интернету.

Опасения предпринимателей разделяют представители власти. Так, на минувшей неделе замглавы комитета Госдумы по экономической политике Виктор Звагельский заявил, что внедрение ЕГАИС в рознице в предложенные правительством сроки может привести к коллапсу на рынке. Его мнение разделяет федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов. Он, в частности, заявил на съезде Союза независимых сетей, что запуск ЕГАИС в розничном сегменте торговли необходимо отсрочить в связи с напряжённой ситуацией на рынке в целом. По словам Титова, малые сети и предприятия попросту не имеют ресурсов для закупки оборудования, необходимого для работы с единой системой учёта реализуемого алкоголя.

Впрочем, по словам приехавшего по приглашению Калининградской торгово-промышленной палаты в регион начальника Управления автоматизированных информационных систем Центрального аппарата Росалкогольрегулирования Антона Гущанского, бояться бизнесу на сей раз нечего.

«На самом деле, система несложная, — заявил Гущанский журналистам перед встречей в КТПП. — Почти у всех розничных предприятий имеется определённый набор технических средств, по сути это обычный компьютер, обычная электронная цифровая подпись». Чиновник подчеркнул, что идеология системы была переработана кардинальным образом по сравнению с 2006 годом. «Тогда были сервера, базы данных, тяжёлая система. Сейчас техническая составляющая минимальна, упор сделан на применении тех средств, которые уже есть на предприятиях, бухгалтер передаёт данные в процессе основной работы; не требуется дополнительный персонал и дополнительные расходы», — полагает Гущанский.

Алгоритм применения ЕГАИС, зафиксированный в законе, предполагает, что с 1 января 2016 года передавать данные обо всём реализуемом алкоголе должны все оптовые торговые предприятия, с 1 июля 2016 года — все розничные предприятия в городских поселениях, а с 1 июля 2017 года — все предприятия торговли в сельских поселениях. При этом в федеральном правительстве существует план ускорить темпы введения ЕГАИС в рознице, но конкретной информации об этих планах пока немного.

Однако есть и иные настроения. Так, по словам президента КТПП Алексея Зиновьева, сразу несколько региональных торгово-промышленных палат настаивают на том, чтобы перенести сроки обязательного введения ЕГАИС для розницы на более поздний период. «Это новый механизм, он затратен по деньгам для малого бизнеса, который и без того переживает сейчас не самые лёгкие времена. С другой стороны, это всё-таки правовая конструкция, в которой легко ошибиться, так что нужно чётко понимать требования проверяющих органов, чтобы их выполнить», — заявил журналистам Зиновьев.

То, что розничный бизнес испытывает опасения, было понятно по количеству участников встречи с представителями Росалкогольрегулирования. На регистрации образовалась очередь, вызывавшая в памяти очереди за алкоголем времён позднего Советского Союза. «Вы на "алкоголиков"? Мы тоже!» — обменивались репликами бизнесмены. А сотрудники КТПП всерьёз рассматривали возможность либо показа встречи в записи не поместившимся в зал, либо повторного приглашения федеральных гостей.

Первое и главное опасение, которое озвучивали многие представители торговых организаций, касается дополнительных расходов на приобретение необходимого для работы с ЕГАИС оборудования. Антон Гущанский утверждал, что на первом этапе, который начнётся с 1 января следующего года, расходы оптовых торговых структур оцениваются в менее чем 20 тыс рублей. В эту сумму входят средства на приобретение персонального компьютера там, где его по какой-то причине нет, операционной системы, криптоключа, цифровой подписи и системы учёта товаров — если её, опять же, на предприятии почему-то не применили. По словам Гущанского, основные производители подобных систем, включая наиболее популярную 1С, уже готовы к работе с ЕГАИС. И подключаться к системе в тестовом режиме можно уже сейчас.

Второй этап, предполагающий учёт в госсистеме всего реализуемого в рознице алкоголя, более затратен для бизнеса. Чтобы передавать в систему информацию о реализуемом алкоголе, потребуется сканер штрих-кодов, а также специализированное кассовое оборудование. Дело в том, что, согласно разработанной Росалкогольрегулированием системе, каждый покупатель алкоголя должен получать кассовый чек с QR-кодом и URL-адресом. Считав код при помощи приложения на мобильном телефоне или забив ссылку напрямую в браузер на компьютере, покупатель сможет перейти на специальную страницу, где ему сообщат, легальна ли приобретённая им бутылка. Гущанский заявил, что сканеры штрих-кодов должны быть у всех лицензированных для торговли алкоголем предприятий уже два года как, однако расходы на приобретение новых кассовых аппаратов (в случае невозможности модернизации существующих) довольно значительны: от 40 до 80 тыс рублей.

Для тех мест, где с интернетом проблемы, также предусмотрены послабления. Так, в случае отсутствия связи с сервером ЕГАИС торговые предприятия смогут реализовывать алкоголь до 3-х суток, прежде чем в их отношении начнутся санкции. За это время, как отметили чиновники, у них как будет время наладить связь. Вопрос о том, что случится, если за эти 3 дня покупатель не сможет проверить легальность приобретённого им алкоголя и пожалуется на нарушение своих прав, остался фактически без ответа.

MIL_1966.jpg
Антон Гущанский. Фото — Алексей МИЛОВАНОВ, «Новый Калининград.Ru»

При этом, как заявил Антон Гущанский, теоретически возможно полное освобождение торговых предприятий в населённых пунктах с численностью жителей менее 3 тыс человек и нестабильным доступом к интернету от обязательного учёта алкоголя в единой госсистеме. Это, как заявил чиновник, потребует принятия отдельных нормативных актов органом исполнительной власти субъекта РФ. Однако, по словам президента КТПП Алексея Зиновьева, практически подобная мера в Калининградской области ещё не прорабатывалась.

Участники встречи коснулись также тех предприятий, которые торгуют алкоголем в розлив. У общепита, к счастью, не появится обязанности отражать продажу каждого бокала вина или стопки водки, заносить в единую систему они должны будут лишь штрих-код с акцизной марки бутылки в момент её открытия. При этом для них предусмотрена возможность вести журнал розничных продаж не локально, а в личном кабинете на сайте ЕГАИС.

В целом, несмотря на все усилия, которые представители Росалкогольрегулирования прикладывали, чтобы убедить участников рынка в отсутствии рисков в очередных нововведениях 2016 года, в голосах бизнесменов сквозило недоверие.

Что, в общем, понятно; как предыдущая фаза введения ЕГАИС в частности, так и все новации госрегулирования рынка в целом мало ассоциируются с чем-то хорошим и полезным. А когда чиновники утверждают, будто что-либо ни за что не вызовет проблем, сограждане автоматически начинают готовиться к худшему.

Бывший министр промышленности Удмуртии Олег Радионов на посту министра промышленности Калининградской области намерен заняться укреплением бизнес-связей между регионами. Об этом Радионов сообщил в ходе своей прощальной пресс-конференции.

Тем более что региональные власти в нынешней ситуации заняли традиционно отсутствующую позицию. Отсутствующую буквально: профильный министр промышленности в области вроде бы есть, а вроде бы его и нет. В понедельник в Ижевске тамошним журналистам в очередной раз официально подтвердили, что министр промышленности и энергетики Удмуртии Олег Радионов переходит на пост главы минпрома Калининградской области (о чём «Новый Калининград.Ru» сообщил ещё на позапрошлой неделе). Но в местном правительстве уже неделю продолжают упорно делать вид, что ничего не знают о новом министре.

Предыдущий глава ведомства Дмитрий Чемакин, худо-бедно бравший на себя ответственность за больно бьющие по местной экономике новации федерального правительства, наконец скинул с себя это ярмо. В понедельник Чемакин сообщил то, о чём многие и так знали — что он возглавил администрацию Багратионовского района. А замминистра Ирина Матвейчук хоть и пришла на встречу в КТПП, но сообщила собравшимся лишь, что знает о принятом федеральном законе. После чего сидела до самого конца встречи с абсолютно отсутствующим видом.

Между тем, в регионах, где власть хотя бы изображает интерес к проблемам бизнеса, вопрос последствий введения ЕГАИС для розничной торговли уже рассматривается в практической плоскости. Так, в Екатеринбурге на минувшей неделе федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов заявил, что намерен обсуждать с местной властью возможность компенсации части затрат, связанных с внедрением ЕГАИС в рознице. «Мы договорились, что будем искать возможности, поговорим с властью о том, чтобы хоть частично субсидировать их затраты на обеспечение системы. Это не маленькие деньги — порядка 200 тыс рублей на каждый кассовый аппарат. Для крупных сетей — это сотни аппаратов», — цитирует слова Титова портал «URA.Ru».

Местные же чиновники до сих пор с упоением и под разными предлогами отмечают триумфальную победу на выборах губернатора Николая Цуканова. К примеру, на этой неделе местный минэк, по данным источника в ведомстве, веселится в одном из ресторанов города, празднуя крайне важную для экономики области дату: 10-летие своего образования. На прошлой неделе там же на широкую ногу гуляли сотрудники дорожного ведомства; губернатор поздравил их с тем, что за 5 лет в области построено... 40 километров дорог. Так что ожидать какого-то особого внимания к нуждам бизнеса со стороны калининградских чиновников местным предпринимателям вряд ли приходится.

Текст: Алексей Милованов , главный редактор «Нового Калининграда.Ru»

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.