3-й транспортный: как в России появился еще один налог для бизнеса и граждан

Все новости по теме: Сбор с дальнобойщиков

Уже в это воскресенье во всех российских регионах начнет работать система по уплате специального тарифа за проезд по дорогам для владельцев большегрузного транспорта весом свыше 12 тонн. Готовы ли перевозчики Калининградской области к этому, почему они не присоединились к общероссийской акции протеста против введения нового тарифа, прошедшей 11 ноября, и к чему приведет появление в регионе «рамок Ротенберга» — разбирался «Новый Калининград.Ru».

Дорожные сборы — отличное дело

Первые сообщения о введении нового тарифа за проезд по федеральным трассам для большегрузов весом свыше 12 тонн и разработке системы по его уплате появились летом этого года. Владельцы частной компании «РТ-Инвест Транспортные Системы», которые без конкурса получили право на разработку и эксплуатацию этой схемы, стали подробно рассказывать о своем детище. Сама система «Платон» должна была после месячного тестового периода заработать 15 ноября.

В соответствии с условием концессионного договора между Министерством транспорта и компанией, одним из владельцем которой является Игорь Ротенберг, в стране была сформирована специальная инфраструктура учета и контроля передвижения грузового транспорта. В нее вошли рамки, машины мобильного контроля, сами бортовые устройства для фур и программное обеспечение, позволяющее в онлайн-режиме принимать платежи за проезд и оперативно отправлять их в федеральный бюджет. Обошлась она ее создателям в 29 млрд рублей, 27 из которых были взяты в кредит у «Газпромбанка». По договору ежегодно на протяжении 13 лет государство за эксплуатацию этой системы должно будет платить ее собственникам 10,5 млрд рублей. Все оставшиеся после сбора деньги, а это около 40 млрд рублей, должны перечисляться в казну и быть направлены на ликвидацию последствий того вреда, который наносят федеральным трассам грузовики с большой грузподъемностью.

Эти примерные 50 млрд рублей должны сформироваться благодаря уплачиваемому владельцами транспортных средствами тарифу из расчета 3,5 рубля за проезд одного километра пути. Согласно информации на специальном сайте системы «Платон», для уплаты этого сбора на каждую машину необходимо установить специальное бортовое устройство (трекер), с помощью которого будет контролироваться путь грузовика, рассчитываться и списываться оплата за пройденные километры. На данный момент в Калининградской области действует один центр выдачи подобных устройств —на ул. Невского, 36в.

При этом владельцу транспорта необходимо открыть специальный счет в банке и иметь на нем достаточное количество средств для оплаты проезда. Другим вариантом взаимодействия между собственниками транспорта и оператором являются электронные маршрутные карты.

В случае отсутствия бортового устройства, маршрутной карты, денег на спецсчете в отношении владельцев большегрузов должны применяться штрафные санкции. При первом нарушении штраф водителю составит 5 тысяч рублей, а собственнику грузовика — 450 тысяч рублей. При повторном проезде по федеральной трассе без уплаты тарифа водителю грозит лишение прав, а владельцу фуры — штраф уже в размере 1 миллиона рублей.

Предельно жесткие штрафы, необоснованно высокие тарифы, минимальный тестовый режим работы, низкий уровень информированности, невнимание к мнению профессионального сообщества — эти и другие нарекания к новой системе стали поводом для организации всероссийской акции протеста, в которой, по данным «Новой Газеты», приняло участие «от тысячи до полутора тысяч машин в 25–30 регионах страны». Она состоялась, несмотря на то, что накануне правительство в спешном порядке снизило сам тариф на два рубля, предложив его дальнейшее повышение растянуть на полтора года.

0NV_3880.jpg

Калининградские дальнобойщики знали об этой акции протеста, но проигнорировали ее. «Во введении данной системы нет ничего страшного. В Белоруссии, Польше, Германии уже давно действуют подобные схемы. Теперь она, правда в другом виде, дошла и до нашей страны. Поэтому необходимо ставить устройства и работать по новым правилам. От „рамок Ротенберга“ уже точно никуда не денешься», — отметил руководитель одной из транспортных компании Калининградской области Дмитрий Бочаров.

Другие перевозчики не стали принимать участие в акции протеста исключительно по техническим и бизнес-мотивам. Им некогда таким образом отстаивать свои права.

«Все спрашивают, почему мы не выходим на забастовку? Нам, если честно, некогда. Все машины в рейсах. Зарабатываем деньги, боремся за каждого клиента. Поэтому при всем желании и негативном отношении к этой ситуации мы не можем себе позволить бастовать. Наши грузотправители этого не поймут. Нынешнее время и так не такое бойкое, и компании, в том числе и наша, вынуждены браться за любые заказы, не до выступлений», — рассказал корреспонденту «Нового Калининграда.Ru», генеральный директор крупной транспортно-логистической компании Леонид Степанюк.

При этом руководители восьми опрошенных порталом компаний оказались едины в отрицательном отношении к этому нововведению, указав на его непроработанность и несвоевременность.

«Мы, конечно, же против. Мы не раз писали от имени объединений, в том числе через Ассоциацию иностранных инвесторов, транспортный комитет Торгово-промышленной палаты, уполномоченного по защите прав предпринимателей, письма во все федеральные инстанции с просьбой отложить введение сбора хотя бы на год. Система взимания платы сырая, да и ситуация в бизнесе не такая простая, чтобы вводить дополнительные сборы. Бизнес только-только стал восстанавливаться.

В своих обращениях мы указывали на то, что в странах, где подобный сбор вводился, это происходило постепенно. В той же Германии система работала только в тестовом режиме два года. Оплатить можно было с помощью ваучера. Это было легко. За это время водители привыкли, выработали оптимальные маршруты. Потом, когда она стала обязательной, переход произошел плавно, безболезненно для бизнеса.

У нас же разом решили эту систему внедрить. С другой стороны, она привязана к экологическому сбору и так называемому негативному воздействию на дороги. Они не рассчитаны, не проработаны.

Пугает сам факт авансовых платежей. Грузополучатели сегодня, за редким исключением, не оплачивают нашу услугу в авансовом порядке. Только по факту. За бензин мы платим по факту. За дороги государству авансом? Где логика?»— высказал свою позицию Леонид Степанюк.

Другой минус, отмечавшийся опрошенными порталом экспертами, это неготовность перевозчиков и инфраструктуры к работе.

«Калининградская область технически не готова к реализации этого вредного для перевозчиков закона. На данный момент, насколько мне известно, закуплено только 2 тысячи бортовых устройств. Региону необходимо 12 тысяч. По маршрутным картам тоже не все ясно. 17 ноября мы проведем рейд и увидим, как идет исполнение постановления правительства», — отметил глава представительства «Ассоциации международных автомобильных перевозчиков» в Калининграде Евгений Попов.

07e0b2e2e06c68b77add1c7052555063.jpg
Многие участники рынка до конца просто не верили, что в стране с 15 ноября начнет действовать третий транспортный налог. «Нас в этом уверяли те организации и люди, которые должны были отстаивать наши интересы на государственном уровне: Государственная Дума, Торгово-промышленная палата, бизнес-омбудсмен. Мол, вас только пугают, ничего не будет, говорили они. Поэтому мы до последнего надеялись, что так и будет. Однако сейчас уже понятно, что обратного пути нет и надо в срочном порядке решать проблемы», — рассказал Леонид Степанюк.

Проблемы есть и с открытием счетов, и с получением бортовых устройств, и с разъяснениями по порядку действий с маршрутными картами. «Осталось 3 дня, по моим сведениям, еще ни один перевозчик в регионе не получил этого бортовое устройство»,— поделился Евгений Попов.

В не меньшей степени владельцев транспортной компаний беспокоят финансовые последствия введения этого тарифа. «По нашим оценкам, стоимость услуг увеличится где-то на 8%. Больше всего от этого пострадают компании, у которых старый автопарк, кто считает каждую копейку. Те же, кто работает на больших объемах, использует новые машины, взятые в лизинг, там подобное оборудование уже установлено», — заявил руководитель компании, занимающейся международными перевозками, Михаил Михайлов.

По мнению генерального директора другой калининградской компании, Эрнеста Сагратьяна, цены на грузоперевозки поднимутся в среднем на 10%. «Если брать стандартный рейс на Москву и обратно, то цена увеличится в среднем на 10%. Сейчас даже это удорожание может отпугнуть клиентов»,— сказал он в телефонном разговоре с корреспондентом «Нового Калининграда.Ru».

По оценке Леонида Степанюка, при тарифе в 1,53 рубля за проезд одного километра цена на перевозку повысится примерно на 5%, а через полгода, когда тариф вырастет до 3,5 рублей — и на все 10%.

Евгений Попов, считает, что грузоотправители должны будут после 15 ноября платить на 3–4 тысячи рублей больше за стандартный рейс «Калининград-Москва». Отдельные участники акций протеста в региона и вовсе объявили о 30-процентном повышении стоимости на свои услуги.

Цена вопроса и возможность ее оплачивать компаниями, большинство из которых находится в не лучшем финансовом положении, являются краеугольным камнем введения нового дорожного сбора. Ведь кризис, как считают авторы исследования, опубликованного в «Новой газете», и без того больно ударил по дальнобойщикам. Грузооборот снизился на 7% (в том числе из-за продуктовых контрсанкций), иностранные комплектующие из-за девальвации сильно выросли в цене, подорожало автомобильное топливо.

В этой ситуации, считает Леонид Степанюк, малому и среднему бизнесу необходимо дать возможность передохнуть, оправиться от шока начала 2015 года.

«Разницу в затратах в связи с новым тарифом придется выставлять уже грузоотправителям, у которых и так дела идут неважно. Для кого-то повышение цены может стать решающим. В любом случае будем работать, но как поведет себя система, сложно сказать. Главное, чтобы транспорт не встал из-за ее введения. Если это произойдет, то выйдут на улицу уже не транспортники, а грузоотправители», — сказал он корреспонденту «Нового Калининграда.Ru».

По мнению Михаила Михайлова, больше всего пострадают от нового тарифа владельцы старых машин, которые и так вынуждены считать каждую копейку, а также те, у кого небольшой парк, нет постоянных клиентов. «Они, скорее всего, вообще уйдут с рынка», — пояснил директор транспортной компании.
Еще полгода свободы

Этот риск, а также сам факт повышения налогового бремени вывел водителей большегрузов на трассы. Как это ни странно, но массовость и масштабность акций подействовала на чиновников. В день протестных выступлений представитель Министерства транспорта объявил, что во всех регионах, за исключением Московской области, первые полгода работы системы не будут взимать штрафы. В четверг о привычной реакции президента страны Владимира Путина — «он в курсе» — заявил его пресс-секретарь Дмитрий Песков.

В ближайшее время, скорее всего, между профильным ассоциациями и Министерством транспорта начнутся переговоры по дальнейшей реализации постановления правительства о введении тарифа с грузовиков весом свыше 12 тонн. Перевозчики, неоднократно ранее обозначавшие свои требования к Правительству, 12 ноября еще раз их сформулировали в СМИ в коротких пяти пунктах. О них в эфире радиостанции «Говорит Москва», в частности, заявил президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев. По его словам, дальнобойщики не против тарифа, но при этом требуют ввести тестовый режим системы «Платон» на полгода, для того чтобы удостовериться в нормальной работе системы, а также получить бортовые устройства. В качестве второго требования называется снижение платы за проезд по федеральным трассам «до обоснованного и проверенного Общественной палатой и Минэкономразвития уровня» тарифа в 97 копеек за километр. Третьим требованием является введение пост-оплаты за проезд. Четвертым — обеспечение всех заинтересованных специальными трекерами. «И пятое — мы считаем, что штрафы не должны превышать 40–50 тысяч рублей», — заявил Трунаев.

В этот же день депутаты Государственной Думы оперативно внесли проект закона, который вводит трехлетний мораторий на уплату нового дорожного тарифа.

Обещали подключиться к обсуждению конкретных предложений по доработке этой системы и местные власти. В частности, калининградский бизнес-омбудсмен Георгий Дыханов рассказал корреспонденту «Нового Калининграда.Ru», что в ходе общественного совета, встреч с предпринимателями были выработаны предложения и они уже направлены федеральному уполномоченному по защите прав бизнесменов Борису Титову.

Несмотря на все заявления властей и предложения перевозчиков, счетчик времени на сайте системы «Платон» постепенно приближает всех к заветному часу икс: 00.00 15 ноября. С этого момента в усеченном и по факту тестовом режиме в России начнет действовать новый тариф, который в конечном счете отразится и на благополучии рядовых граждан.

Помимо взносов за капитальный ремонт, который когда-то пойдет на ремонт их домов, граждане будут вынуждены оплачивать ремонт и эксплуатацию федеральных дорог. Сейчас они оплачивают его, заправляя личные автомобили или покупая билет в общественный транспорт. Второй раз за эту же услугу — строительство и ремонт дорог — граждане платят посредством транспортного налога. При этом каждый раз в ответ от ответственных за ее исполнение они вынуждены слышать, что на ремонт дорог в городе и регионе средств недостаточно.

Появление дополнительного сбора вряд ли эту ситуацию исправит, поскольку уплачиваемый перевозчиками и поступающий в федеральный бюджет тариф по закону так же не носит целевого характера.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Текст: Станислав Пахотин

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.