Призрачные миллиарды: получит ли бизнес помощь после 1 апреля 2016 года

В бюджете Калининградской области на 2016 год предусмотрена беспрецедентная сумма федеральной поддержки. Регион рассчитывает получить 66 млрд рублей на компенсацию издержек, которые понесет бизнес после 1 апреля 2016 года. «Новый Калининград.Ru» выяснил, появилась ли уверенность у предпринимателей после внесения этой строки в бюджете.

Невесёлое Первое апреля

Калининградские участники внешнеэкономической деятельности с 1 апреля 2016 года лишаются таможенных льгот, которые были предусмотрены прежней редакцией Закона «Об Особой экономической зоне». Закон утратил силу еще в 2006 году, однако калининградскому бизнесу дали десять лет так называемого «переходного периода», в течение которого льготы сохранялись. Подразумевалось, что за эти 10 лет бизнес перестроится и будет заниматься не просто отверточным производством из импортных комплектующих, но и наконец начнет производить собственный продукт.

В 2012 году областные власти прогнозировали, что окончание срока действия таможенных преференций приведет к закрытию 500 предприятий и увольнению 50 тысяч их сотрудников. В марте 2015 года масштаб проблемы возрос уже до 150 тысяч потенциальных уволенных.

Однако после того, как половина «переходного периода» прошла, калининградские предприниматели начали сначала осторожно, а потом и открыто намекать, что перестроиться многим вряд ли удастся и отмена таможенных льгот после 1 апреля 2016 года ударит по промышленности и перерабатывающим предприятиям.

Правительство РФ услышало о «проблеме-2016», в Калининграде в мае 2014 года прошло совещание под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева, на котором был решен принципиальный вопрос: калининградскому бизнесу издержки, связанные с отменой льгот, будут компенсированы из федерального бюджета. Правда, компенсации решили назвать «субсидиями на рынок труда», дабы не возмущать ВТО.

Проект документа, который подробно расписывает механизм возврата таможенных льгот за счет бюджета, министерство экономики Калининградской области обнародовало в июле 2015 года. В сентябре на заседании правительства региона министерство представило уже доработанный с учетом предложений бизнеса вариант порядка. Сам механизм вызвал вопросы у представителей правоохранительных и фискальных органов. Тем не менее, он был принят за основу.

Год назад министр экономики Анастасия Кузнецова говорила, что на субсидии из федерального бюджета могут рассчитывать порядка 700 предприятий. Однако предприниматели и депутаты, поближе ознакомившись с разработанными правительствами документами, впали в некий скепсис по поводу возможности получения помощи. «Получат только самые крупные — „Автотор“, „Содружество-Соя“, еще несколько. Всё уже поделено. Остальные вряд ли получат — там нужно столько бумаг оформить для получения этих денег, что целый отдел должен сидеть», — сказал корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» один из депутатов Калининградской областной Думы.

Предпринимателям сначала придется как-то заработать в условиях ограниченности области и падающей экономики эти 66 миллиардов рублей, чтобы перечислить их в федеральный бюджет, а потом попробовать их вернуть назад на основе весьма трудоемкой процедуры, отметил депутат. «Как в анекдоте про евреев и тумбочку: чтобы взять из тумбочки деньги, нужно сначала их туда положить. Можно представить, где бизнес будет брать эти деньги. Повышать цены, полагаю», — отметил депутат.

_MG_3099.jpg

Вопрос по поводу субсидий из федеральной казны возник у депутатов в минувшую среду на заседании комитета по экономической политике. В частности, Витаутас Лопата поинтересовался, сколько предприятий смогут получить деньги, и насколько велик вклад этих предприятий в экономику области. Однако министр финансов Виктор Порембский чётко ответить на этот вопрос не смог. По его словам, состав предприятий пока четко не определен. «Может, субсидии дают тем, кто лоббирует свои интересы?» — поинтересовался Лопата. Кроме того, депутаты высказывали мнение, что экономики области субсидирование ничего не даст, поскольку бюджетные миллиарды как придут в Калининград, так и вернутся назад в бюджет. «Опосредованное влияние будет на формирование фонда оплаты труда», — не согласился с депутатами министр Порембский. Впрочем, пикироваться с народными избранниками на тему «проблемы-2016» — не совсем епархия минфина, а министра экономики Анастасии Кузнецовой, которая могла бы помочь коллеге, в областной Думе уже не было.

Владимир Рындин до избрания в областную Думу являлся одним из руководителей холдинга «Автотор», то есть того самого предприятия, которое может войти в конечный список получателей федеральных субсидий.

Отсутствие четких ответов вызвало у депутатов явное неудовлетворение. «Предприятия могут получить эти деньги, — заявил замглавы комитета Владимир Рындин, сделав существенный акцент на слове „могут“. — Нужно еще условия выполнить, чтобы их получить».

«Да получат, не переживайте», — подбодрил его коллега Иван Грибов. «Да ну!» — скептически отмахнулся на это Рындин.

Что касается другого потенциального получателя федеральных миллиардов группы компаний «Содружество», то выяснилось, что это предприятие на помощь в плане компенсации таможенных платежей вообще не рассчитывает.

«Предприятия ГК „Содружество“ не являются плательщиком ввозных пошлин на используемое сырье. В этой связи на текущий момент мы не планируем участвовать в процессе получения данных субсидий, так что из планируемых 67 млрд рублей в следующем году компании, входящие в группу компаний, не получат и рубля», — пояснил корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» финансовый директор Александр Шендерюк-Жидков.

Он также отметил, что оценить проект механизма выделения денег может только в качестве стороннего эксперта. «Это предложенное решение — единственно возможное в условиях ограничений ВТО и планируемого дефицита бюджета. Конечно, это дополнительная административная процедура, которая потребует дополнительных трудозатрат. При этом в целом предложен прозрачный и понятный всем механизм, который, тем не менее, требует подробного практического разъяснения для всех участников калининградского рынка», — отметил он.

Бизнес-консультант Олег Скворцов также обратил внимание на необходимости разъяснять участникам процедуру субсидирования, поскольку она будет проводиться впервые и «оттачиваться по ходу».

«Вполне очевидно, что на первых этапах будут сложности с документооборотом, возможно, придется в ручном режиме проводить первые документы на получение субсидий, — отметил Скворцов. — Чтобы избежать возможных проблем, необходимо сейчас совместно с участниками ВЭД-получателями таможенных льгот и участвующими в процессе субсидирования органами власти запустить в тестовом режиме процедуру, чтобы определить узкие места и пошагово пройти путь от начала до конца».

По данным Олега Скворцова, такая работа правительством области уже готовится. Более того, на заседании экспертной группы ассоциации иностранных инвесторов министр экономики Анастасия Кузнецова сообщила, что удалось пересмотреть сроки оформления документов, уменьшив их практически с двух месяцев до двух недель, добавил он.

«Конечно, крупные товаропроизводители, будут получать большие суммы субсидий — это очевидно, поскольку они производят больший объем продукции, — считает Олег Скворцов. — Я не сомневаюсь в том, что те производства, которые работали и хотят продолжать деятельность после 1 апреля 2016 года, найдут возможность подготовить документацию для получения субсидии. В конечном итоге это в интересах самих предпринимателей. Да, первые документы будут оформляться тяжело, но в последующем процедура будет осуществляться в штатном режиме, по накатанной».

«Никакого смысла я не вижу в заявлениях, что все субсидии уже поделены между крупным бизнесом. Нет никакого смысла поддерживать 3–4 производителей региона, в то время как остальные будут поставлены на грань выживания. Задача стоит как раз обратная — дать возможность бизнесу жить в новых условиях без таможенных преференций и стараться адаптироваться к новым экономическим условиям. Другое дело, что в течение 10 лет переходного периода большая часть бизнеса имела возможность, но не делала ровным счетом ничего, надеясь на то, что таможенные льготы оставят. Вот как они используют срок, на который предоставляются субсидии — это большой вопрос», — отметил Олег Скворцов.

Риски и деньги

Предприниматель Михаил Майстер полагает, что не у всех бизнесменов была реальная возможность адаптироваться к новым условиям в течение «переходного периода». «Из десяти лет только первых два года были стабильными с точки зрения хозяйственной деятельности. Остальные 8 лет — перманентный кризис, игра на оси „живой — банкрот“, — отметил Михаил Майстер. — Почему так важен режим „переходного периода“? Издержки в Калининградской области на самом деле выше средних по России. Важно понимать, что это не льготные кондиции, а компенсационные».

Михаил Майстер также полагает, что заложенные в федеральном бюджете миллиарды на компенсацию «проблемы-2016» пока что носят мифический характер. «Откуда они могут материализоваться. Если компания работает в рамках „переходного периода“ то с 1 апреля будет платить таможенную пошлину на сырье и НДС. То есть если компания заплатит, к примеру, 100 рублей, то те, кто будет претендовать на возмещение, получат только 20 рублей (возмещается только частично пошлина). Так деньги на компенсацию, возможно, появятся в бюджете страны. Почему возможно? Чтобы работать в новых условиях, компаниям нужно будет увеличить цену продажи хотя бы на уровень увеличения себестоимости. Будет ли цена проходной на рынке? Не уверен», — отметил предприниматель.

_NEV1902.jpg

Ещё об одном риске говорил в сентябре на заседании правительства области глава ассоциации иностранных инвесторов Стефано Влахович. Тогда он обратил внимание, что региональному бизнесу, который с 1 апреля начнет платить пошлины, придется сначала найти деньги, чтобы заплатить в бюджет. И потом уже ждать, когда их вернут назад. По предварительным подсчетам, на преодоление кассового разрыва потребуется 300–350 млн долларов примерно на 45 дней. «В Калининградской области в банковской системе этих денег не найти, — сказал бизнесмен. — Это достаточно серьезная проблема, и с ней надо работать».

Уполномоченный по правам предпринимателей в Калининградской области Георгий Дыханов отнесся к порядку распределения субсидий более категорично. «Я про процедуру прочитал, но она еще не уложилась у меня в голове в том смысле, что она действительно очень сложная и сложно выполнить все условия: с одной стороны, ты не должен сокращать рабочую силу, с другой — не должен сокращать зарплату, с третьей стороны — ты должен увеличивать налоговые платежи. Возможно ли это в условиях падающего рынка? Сложно сказать. Потом сама идеология. Когда начинают выставляться дополнительные требования для получения денег, получается, что это уже не субсидия — нужно эти деньги заработать, потому что нужны всякие отделы для оформления документов и так далее», — рассказал Георгий Дыханов.

По его словам, повышение производительности труда подразумевает переход на более высокотехнологичное оборудование и сокращение работников. В данной же ситуации предполагается, что рабочие места будут сохраняться, но «все будут получать по 5 тысяч рублей, безработицы нет, но и жизни нет».

— Если мы хотим поддерживать предпринимателей, давайте поддерживать безусловно. Вот ты потерял — мы тебя поддерживаем. Но тут предприниматель должен тратить эти деньги на сохранение рабочих мест, на выдачу зарплаты и так далее. И предприниматель подумает — а есть ли смысл получать субсидию, попадать под усиленный контроль всевозможных надзирающих органов, контролирующих распределение бюджетных денег? Или проще сократить народ, ужаться до пределов малого бизнеса. Или вообще закрыться и уехать начать бизнес в Клайпедской свободной экономической зоне.

Георгий Дыханов, уполномоченный по защите прав предпринимателей

«Обставили эту субсидию сложными, зачастую противоречащими друг другу условиями. Кроме того, в субсидии просматривается больше забота о бюджете, чем о предпринимателях… Ну если для этого — то лучше заберите эти деньги сразу в бюджет и постройте на них лучше какую-нибудь инфраструктуру. А предложенный подход фактически размывает всю суть», — считает защитник прав предпринимателей.

Сенатор от Калининградской области Николай Власенко признал, что пока документ, регламентирующий механизм распределения субсидий, подробно не изучал.Однако он считает, что ничего катастрофического в дополнительной бюрократии нет. «Грубо говоря, из двух зол увеличение бюрократии — это меньшее зло. Вопрос же был вообще в отсутствии компенсационных мероприятий. И хорошо, хоть это появилось, что хоть такой механизм был разработан. В России вообще я не слышал о таких механизмах», — отметил сенатор.

«Насколько мне известно, было предложение от предпринимателей сделать таможенные платежи безденежными, условно зачисленными и условно зачтенными, чтобы отказаться от этих перечислений денег из бюджета. Но пока, к сожалению, до этого механизма не дошли», — полагает Власенко.

Впрочем, по всей видимости, скепсис предпринимательского и экспертного сообщества был услышан правительством региона. Накануне министр экономики Анастасия Кузнецова пообещала, что в итоговый документ о механизме распределения субсидий войдут предложения бизнеса о сокращении в три раза сроков оформления документов. Кроме того, предприятиям дополнительно гарантируют получение финансовых средств.

«Мы пересматриваем порядок предоставления поддержки, чтобы сделать его более простым и доступным для предприятий. Например, в первоначальном проекте постановления правительства Калининградской области предоставление субсидии занимало примерно 40–50 дней, начиная от даты возникновения расходов у предприятия. Представители бизнеса предложили сократить этот срок, поскольку в нынешней экономической ситуации будет довольно сложно в ожидании субсидии отвлекать дополнительные оборотные средства либо кредитовать кассовый разрыв в наших банках, — отметила министр. — По итогам обращения в Правительство Российской Федерации было подписано поручение вице-премьера Дмитрия Козака о внесении необходимых изменений в федеральный документ. Далее, на его основе, новые сроки появятся и в нашем региональном порядке. Предполагается, что в окончательной редакции срок оформления компенсации будет составлять всего около двух недель».

Кроме того, власти региона рассчитывают, что в федеральный нормативный акт будет внесено требование о ежегодной корректировке суммы субсидии. Ещё одно изменение направлено на то, чтобы гарантировать предприятиям получение финансовой помощи.

«Если субсидии были начислены предприятию, но не выплачены по каким-то причинам в течение текущего года, например документы на оформление субсидии поступили к нам 30 декабря, эти средства будут перечислены в следующем году», — пообещала министр.

Фото — Виталий Невар, Алексей Милованов, «Новый Калининград.Ru»

Текст: Оксана Майтакова

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.