Победа бюрократии: что осталось «за кадром» совещания во главе с Медведевым

Дмитрий Медведев

В пятницу в Калининграде состоялось заседание комиссии Правительства РФ по вопросам социально-экономического развития региона. Большая часть совещания прошла в закрытом для прессы режиме. «Новый Калининград.Ru» пообщался с непосредственными участниками встречи.

Вопросы остались

Визита высокой правительственной делегации в Калининград региональные чиновники ждали с особым нетерпением. Как сообщила накануне заседания правительственной комиссии министр экономики Калининградской области Анастасия Кузнецова, власти региона рассчитывали, что во время совещания под руководством Медведева будут закрыты все вопросы, связанные с таможенным оформлением грузов после 1 апреля 2016 года. «В том числе что касается формирования таможенной стоимости, начислений и таможенных сборов. Мы активно работаем с Минфином, ФТС и Минэкономразвития. Коллеги должны 26-го приехать если не с подписанными, то со всеми согласованными решениями», — сообщила она.

Однако в пятницу выяснилось, что вопросы все же остаются. На открытой для прессы части совещания это признали и сам Дмитрий Медведев, и губернатор Николай Цуканов. Напомним, Медведев подтвердил, что завершение переходного периода закона об особой экономической зоне «создаёт определённые риски не только для предпринимателей, но и для региональной экономики». Он напомнил, что давал поручения относительно дополнительных мер поддержки и часть мер работает.

«Но, хочу это специально отметить, некоторые решения находятся пока либо в стадии проектов нормативных актов, либо в стадии законопроектов. Это плохо, это означает, что не все ведомства сделали то, что было положено, — сообщил Медведев. — Сейчас мы проведём разбор полётов, кто что сделал и кто какой оценки в этом смысле заслуживает. Сделаем мы это, естественно, после того как ведомства отчитаются. Я напоминаю, что переходному периоду остался всего месяц, и если у кого-то есть трудности с реализацией соответствующих задач, скажите, мы найдём исполнителей более оперативных».

Доклад губернатора был менее оптимистичным. Он рассказал, что региону пока не удалось снять нюансы с таможней в плане решения «проблемы-2016». «Есть некоторые вопросы, связанные с таможенным регулированием. Есть приказ о таможне. Я насколько знаю, сейчас, когда заходил сюда в этот зал, до последнего работали, но до конца эта работа не урегулирована с таможней. В приказ необходимо внесение некоторых изменений. Я бы просил все-таки дать поручение с конкретными датами, чтобы изменения в приказ были внесены. Если это не сделать, я боюсь, что 1 апреля наступит коллапс. Вся работа, которая была нами проделана, пойдет насмарку», — предупредил Николай Цуканов.

После того, как губернатор кратко сообщил о проблемах, совещание для прессы закрыли, и значительная часть обсуждения важнейших для региона экономических проблем прошла за закрытыми дверями. Однако «Новому Калининграду.Ru» удалось пообщаться с двумя непосредственными участниками заседания правительственной комиссии — сенатором Николаем Власенко и главой регионального Союза промышленников и предпринимателей Андреем Романовым. Третий калининградский участник — гендиректор «Янтарьэнерго» Игорь Маковский — в понедельник для комментариев оказался недоступен, поскольку отправился в отпуск.

Традиционный бардак

Сенатор Николай Власенко в разговоре с корреспондентом «Нового Калининграда.Ru» отметил несколько важных моментов, которые касались итогов заседания. «Первое. Федеральное правительство во главе с премьером понимают, что теперь это фактически их личная задача — так называемая „проблема 1 апреля 2016 года“. В общем-то, все озадачены цифрами, которые предварительный анализ показывал, что, если ничего не делать, может быть существенный удар по экономике Калининградской области. В этом плане с точки зрения формулировки угроз все вроде как проинформированы. Более того, премьер озадачил всех, что это в некой степени и персональная ответственность. Если вдруг какие-то произойдут сбои по вине каких-то бюрократических процедур, будет персональная ответственность министров», — рассказал сенатор.

Второй важный момент, по мнению Николая Власенко, заключается в том, что, поскольку «эта угроза дошла до первых лиц государства», сформулированы институциональные предложения. «Понятно, что эти 66 млрд рублей — дело хорошее. Но в этом году дадут, в следующем году — неизвестно. И насколько этот объем — 66 млрд рублей — действительно компенсирует все появляющиеся новые расходы, и хватит ли их», — отметил сенатор.

Замминистра экономического развития РФ Александр Цыбульский сообщил, что разрабатывается проект федерального закона с условным названием «О социально-экономическом развитии Калининградской области», основной идеей которого является преобразование ОЭЗ в Калининградской области в режим, аналогичный территории опережающего развития (ТОР). Предполагается предложить некоторые нормы для возможности упрощенного или безвизового режима въезда иностранных граждан на территорию области с целью туризма и санаторно-курортного лечения, создание свободного порта на территории области, а также другие меры поддержки.

Он признал, что идея включить Калининград в ТОРы (территории опережающего развития) — хороший факт, поскольку в режиме ТОРов заложены большие льготы, чем в законе об особой экономической зоне.

«Чем ТОРы интересны — там более длительные льготы (до 10 лет) по налогу на имущество, по налогу на прибыль. И там еще есть, что, может быть, более важно для Калининграда, льготы по социальным налогам. Для калининградского бизнеса, наверное, не столько важно льготировать прибыль (прибыль — она есть, и с ней легче работать), а вот вопрос себестоимость производства. Те налоги, которые увеличивают себестоимость производства, это зарплатные налоги. Если я не ошибаюсь, там не 30%, а 7,5%, и выпадающие доходы компенсируются из федерального бюджета. Если бы нам их дали, это было бы очень важно — получить эксклюзивную институциональную возможность по льготированию операционных налогов», — рассказал Николай Власенко.

Однако в ходе совещания выяснилось, что есть и серьезные проблемы. В частности, выяснилось, что для нормального функционирования режима поддержки предприятий-переходников после 1 апреля потребуется внесение изменений в федеральное законодательство.

_NEV6548.jpg

«Сложность проблемы 1 апреля и инструментов поддержки в том, что она межминистерская. Потому что там затрагивается Минфин, Федеральная налоговая служба и — самое важное — таможня. Чтобы поддержка шла без сбоев, нужно сделать целый пакет документов. Почему, наверное, хорошо, что на заседании комиссии был первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков, потому что там нужно еще принимать федеральные законы — поправки в Налоговый кодекс, в частности», — сообщил сенатор.

На вопрос о том, как такое возможно — изменить федеральное законодательство за месяц до времени «Ч», Николай Власенко ответил, что «Госдума демонстрировала умение работать быстро». «Законы по налогам вступают в действие через месяц после их принятия… Понятно, что наши производители и участники ВЭД понимают, что 1 апреля у нас будет, как всегда, бардак. Поэтому они сейчас пытаются сделать запасы, чтобы апрель был более спокойный. Так что теоретически время есть. Надо надеяться, чтобы это все быстро сработало».

Также выяснилось, что в ходе правительственного совещания всплыл еще один момент, который касается НДС. «У предпринимателей появляются дополнительные финансовые расходы — фактически возникает еще таможенный НДС. То есть помимо налогового НДС возникает таможенный, и очень важно, чтобы можно было делать взаимозачеты. А часть решения проблемы лежит в плоскости налогового законодательства — идея отсрочек НДС на 180 дней, чтобы участникам не пришлось это платить живыми деньгами, а можно было сделать взаимозачетами, — сообщил он. — Как говорилось на партийных активах, цели и задачи-то определены. И были озвучены и губернатором, и премьером. Поэтому видение есть, как это должно работать. Остается только задачи бюрократии — чтобы она все отработала».

Что касается претензий Дмитрия Медведева по поводу «недопустимо медленных» темпов реализации Федеральной целевой программы развития области, по словам сенатора, эта тема также поднималась на закрытой части совещания.

«С одной стороны, они говорят — если вы видите, что не успеваете, не берите деньги и переносите на следующий год. Но мы также все прекрасно понимаем, что если из федерального бюджета не выцепить всё возможное количество денег, то не факт, что их дадут на следующий год. Понятно, что губернатор старается как можно больше денежных ресурсов федеральных в регион привлечь, — рассказал Николай Власенко. — Но есть бюрократические вопросы, и деньги обычно поступают в декабре. А заранее подготовиться сложно, потому что те же процедуры госэкспертиз, согласований с Минфином лежат в Москве, и это очень долгие процедуры. Потому что в течение года, как бы быстро ты ни работал, получается, что только в ноябре согласовываешь окончательные цифры. И если отказаться от этих цифр, получается, что на следующий год тебе нужно все равно пройти тот же самый путь».

По словам сенатора, никаких особых поручений по поводу возможности упростить процедуру получения федеральных денег на стройки, которые идут в рамках ФЦП, на совещании не звучало. «Это особенность не только Калининградской области, это принцип взаимодействия Минфина РФ со всеми региональными бюджетами. Так что у нас не уникальная ситуация, и много раз говорилось на всех совещаниях в Совете Федерации с Минфином, что нужно побыстрее, нельзя на конец года все сваливать. К сожалению, это в рамках всей страны, — пояснил сенатор. — Ну, а говорить губенатору „не бери денег“… А потом ничего и не получишь. Федеральный центр красивую мину делает, но никто никогда не даст гарантий, что деньги сохранят на будущий год. И мне кажется, что тут правильная позиция губернатора — нужно брать все, что только можно».

Нюансы и сложности

Глава регионального Союза промышленников и предпринимателей Андрей Романов в разговоре с корреспондентом «Нового Калининграда.Ru» был менее откровенным. Однако также признал, что есть некие сложности с нормативно-правовой базой.

«Подобная правительственная комиссия и визит очень высокопоставленной команды в Калининградскую область и обсуждение всех вопросов — это, конечно, большой плюс для региона и возможности для решения всех текущих вопросов и в социальной сфере, и в экономике, и по всем направлениям, — рассказал Романов. — Если рассматривать тот вопрос, по которому нас приглашали, а именно функционирование Калининградской области после 1 апреля 2016 года, то я в целом оцениваю очень высоко результат».

По словам главы РСПП, два года назад, когда все эти идеи появлялись, рассчитывать на подобные решения «было достаточно сложно», но «сейчас видно, что все эти решения уже состоялись и механизмы будут работать после 1 апреля 2016 года».

«Да, на сегодня еще не вся нормативно-правовая база готова, и было очень много критики со стороны председателя правительства в отношении министерств и ведомств. И в Калининградской области очень часто высказывают недовольство. Но здесь бы я все-таки учел, что подобного механизма нет нигде на территории РФ. Есть моменты, которые возникают именно при моделировании всех этих процессов — что-то нужно улучшить, что-то нужно изменить, — признал Андрей Романов. — Даже то же самое базовое федеральное постановление 1275, принятое в ноябре 2014 года, уже претерпело несколько изменений. Не потому что оно изначально было плохое, а потому что, когда начинаешь накладывать на какие-то конкретные технологические процессы, конкретные бизнес-модели, видишь, что где-то есть какие-то нюансы, которые нужно доработать. И глобально все эти нюансы сейчас учтены, доработаны будут».

При этом Романов отметил, что правоприменение новой нормативно-правовой базы начнется с 1 апреля, «и наверняка там еще сохранятся определенные нюансы, сложности, и с этим нужно будет продолжать работать и оттачивать». «Но все политические решения есть, и они положительные для экономики Калининградской области», — заключил глава регионального СПП.

Игорь Маковский

Чуть шире

Что касается третьего калининградского участника заседания правительственной комиссии Игоря Маковского (отправившегося в отпуск в понедельник), его официальный комментарий по итогам совещания распространила пресс-служба энергокомпании. Ожидаемо гендиректор «Янтарьэнерго» прокомментировал только ту часть заседания комиссии, которая касалась непосредственно его ведомства. В частности, в сообщении пресс-службы говорится о том, что в рамках реализации газо-угольного сценария развития региональной энергосистемы запланировано строительство 4 новых генерирующих станций в Гусеве, Совестке, Светлом и Калининграде, и «Янтарьэнерго» в этой части ответственно за обеспечение выдачи мощности, то есть строительство сетей от строящихся станций до существующих энергообъектов.

«Калининградские энергетики рассматривают вопрос чуть шире. Помимо строительства новых сетей необходима реконструкция существующих энергообъектов — это и реконструкция подстанций, и перевод сетей с 60 на 110 киловольт, модернизация кабельных линий в двух крупнейших городах Калининграде и Черняховске», — сообщил Игорь Маковский. — Премьер-министр очень четко дал понять, что сегодня утверждена окончательная версия дорожной карты и все ответственные за ее реализацию структуры должны выполнять работы в срок. Мы сегодня начали проектирование схем выдачи мощности и планируем завершить эти работы в августе этого года. Эти сроки укладываются в дорожную карту. С нашей стороны срывов не будет».

По итогам заседания правительственной комиссии ожидается некий официальный документ — протокол или очередной список поручений, который Дмитрий Медведев должен будет подписать. Региональные чиновники пока итоги совещания никак не комментируют — как сообщил «Новому Калининграду.Ru» источник в правительстве, соответствующий брифинг губернатора Николая Цуканова ожидается во вторник.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Текст: Оксана Майтакова

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.