Большие обещания: как губернатор Цуканов аграрный совет проводил

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru».
Все новости по теме: Сельское хозяйство

В четверг в отремонтированном Доме культуры в Талпаках губернатор региона Николай Цуканов собрал представителей крупных и мелких сельхозхозяйств на очередной аграрный совет. Поводом для него стало начало посевных работ на полях области. «Новый Калининград.Ru» побывал на этой встрече и узнал о новых проблемах аграриев и традиционных способах их решения, предлагаемых чиновниками.

Под гул тракторов

Поля Калининградской области уже давно захватили немцы, американцы, французы и голландцы. В этом еще раз убедились в четверг представители региональных СМИ и чиновники областного правительства, когда побывали в хозяйстве ЗАО «Залесское молоко». Часть американских тракторов «John Deere», немецких сеялок «Horsch», французских погрузчиков «Manitou» находилась в этот день в полях и была задействована в начавшихся посевных работах, а часть ожидала своей очереди в гараже и на открытой стоянке в поселке Залесье Полесского района.

Под гул их моторов прошла первая — неофициальная — часть запланированного на этот день совета.

«Помните, какая погода была в начале января? Морозы, которые по ночам доходили до -20, и то, что не было снега на полях — этого хватило, чтобы посеянные осенью семена пшеницы и рапса замерзли. Это бедствие охватило территорию от Немана вдоль побережья Балтики, часть Польши, чуть Северную Германию. Посеянные нами озимые погибли не все, конечно. По моим подсчетам, около 400 гектаров рапса и 1,5 тыс гектаров зерновых. Для того чтобы засеять один гектар пшеницы, нужно 10 тыс рублей, рапса — 15 тыс рублей. Вот и считайте наши убытки. Чтобы хоть как-то восполнить потери, пришлось очень рано, благо погода позволяет, начать пересев», — объяснил суть сложившейся ситуации генеральный директор агрохолдинга Роман Уютов.

«А как же страхование? На всех уровнях власти идут разговоры о необходимости страховать урожаи», — поинтересовались журналисты.

«Понимаете, часть страховки за рапс мы получим, по зерну вряд ли. Такой режим страхования. Для того чтобы получить выплаты, в регион должны были прийти сибирские морозы. Механизм страхования несовершенен и не учитывает региональной, климатической специфики. Добровольное страхование — это очень дорого, с помощью государства — выгодно, но не покрывает всех расходов», — прокомментировал Уютов.

_NEV9022.jpg

Далее обсуждение проблем несовершенства федерального законодательства и бездействия региональных властей переместилось на территорию машинно-тракторной станции «Залесского молока». К разговору присоединились губернатор Калининградской области Николай Цуканов, министр сельского хозяйства Сергей Лютаревич, а также представители Ростехнадзора и ГИБДД.

«Топливо, ладно, мы его уже купили, семена есть, оборудование полностью готово к работе. Есть другая проблема, — продолжил Роман Уютов. — Большую часть техники, которую мы имеем, не можем законно вывести на поля для проведения посевных работ. Это произошло из-за того, что вступили в силу поправки в федеральный закон, которые заставляют оформлять специальные разрешения на передвижение тракторов, прицепов или комбайнов. Одно разрешение дается на три месяца и на десять поездок. Оно оформляется в течение месяца. Стоит 1 600 рублей. При этом на часть техники вообще не могу использовать. В управлении дорожного хозяйства, ГИБДД не дают разрешения на передвижение машин с габаритами шириной свыше трех метров. Дороги у нас узкие, а законы писались для всей страны. В Москве не учли нашу специфику».

Губернатор очень внимательно слушал руководителя одного из крупнейших агрохолдингов региона. Было видно, что он впервые узнал об этих законодательных противоречиях.

«Почему, Лютаревич, ты не сказал мне раньше об этом? Мы это обязательно бы обсудили на правкомиссии. Но ничего, подготовите предложения, мы их направим в федеральное министерство транспорта. Действительно, таких узких дорог, как в Калининградской области, в России больше нет. Это наследие Восточной Пруссии. Здесь была хуторская система, и дороги вели к каждому поселению. Расширить мы их при всем желании не сможем. Необходимо эти особенности учесть в том самом законе „О Калининградской области“. Да, Марина Эдуардовна?» — обратился он к находившейся рядом спикеру областной Думы Оргеевой.

«Да, и еще, попросите, чтобы на совещании был Лейбович и начальник ГИБДД Андрей Державицкий, пусть они объяснят подробно, почему сложилась такая ситуация с этими разрешениями. Надо, чтобы на нашем региональном уровне мы могли этот вопрос урегулировать и создать свой внутренний регламент. Пусть они приедут, обсудят до начала совещания порядок взаимодействия и доложат», — дал еще одно поручение глава региона своим помощникам.

«Знаете, мы еще один совсем недавно „подарок“ получили от государства, — продолжил Роман Уютов, — Это новый утилизационный сбор на импортную сельхозтехнику. Наша компания первая в России заключила соглашение с зарубежными партнерами на поставку нескольких машин на очень выгодных условиях. Был составлен бизнес-план на пять лет, все посчитано. Тут приходить новость, что нужно за каждый комбайн по 1,5 млн рублей этого сбора оплатить. Как это?»

«Поймите и вы государство. Оно защищает национального производителя. Хочет, чтобы покупали отечественные тракторы, комбайны. Да, их подтянули за последнее время, они стали производительнее, удобнее. Но, конечно, не так, как импортные аналоги. В регионе у нас 70% зарубежного оборудования работает на полях у сельхозпроизводителей. Но не от хорошей жизни. Здесь важны издержки, близость сервисных центров, логистика поставок. Хотя могли и у нас наладить производство тех же тракторов и дополнительного оборудования. В Подмосковье это же сделали. А у нас, пока действовал прежний режим особой экономической зоны, почему этого не произошло?» — задал риторический вопрос губернатор то ли присутствовавшим подчиненным, то ли самому себе.

На самом аграрном совете, кстати, к вопросу о строительстве производства по сборке сельхозтехники на территории Калининградской области губернатор не возвращался. Не интересны были губернатору в этот день и темы про продовольственную безопасность, фермерские рынки, дешевые продукты для населения или строительство овощехранилищ.

Как в Белоруссии

В повестке дня собрания аграриев, чиновников и общественности фигурировало всего два вопроса. Первый был посвящен успехам и перспективам развития сельского хозяйства региона в 2016 году.

_NEV9156.jpg

Здесь безраздельно солировал дуэт Николая Цуканова и Сергея Лютаревича. Первый заявил о смене приоритетов аграрной политики региона, о переориентации с задач по стопроцентному обеспечению местными продуктами питания населения на импортозамещение сырья для крупных сельхозпроизводителей. Мол, как завозили мясопереработчики ингредиенты для колбас и сосисок из-за рубежа, так и продолжают это делать.

«Да, по многим позициям регион научился себя обеспечивать, а вот с сырьем проблемы. В прошлом году в Калининградскую область было завезено около 100 тысяч тонн мясной продукции: 50 тысяч тонн курятины, 20 тысяч тонн говядины и 30 тысяч тонн свинины. Все это импортные поставки. Необходимо уходить от зависимости по закупкам семенного материала. По тому же картофелю зависимость большая. По другим культурам тоже есть проблемы», — подчеркнул глава региона.

Были в его выступлении и уже ставшие дежурными фразы про неприемлемо высокие банковские проценты по кредитам для аграриев, серые зарплаты и неуплаченные налоги отдельных крупных агрохолдингов, низкую социальную ответственность бизнеса и бардак на полях, который портит внешний вид и мешает создавать иллюзию благополучия и порядка в отдельно взятом секторе экономики.

«Вот едешь, ухоженные поля, техника работает, а картинку всю портит полоса метров пять из борщевика. Разве нельзя ее убрать? Впечатление-то портится. Ведь посмотрите, как в Белоруссии соседской, там не то чтобы 5 метров, там на расстоянии 15 сантиметров от дороги все прибрано и подстрижено», — посетовал губернатор.

О социалистических методах управления, применяемых главой Республики Беларусь Александром Лукашенко, и практике ссылки неугодных бизнесменов и губернаторов на штурм отстающих колхозов Николай Цуканов предпочел умолчать. Хотя еще не раз за совещание он пожалел, что тот же начальник областного ГИБДД не находится в его подчинении, а главы агрохолдингов — не сотрудники министерства сельского хозяйства, беспрекословно выполняющие указания чиновников.

Почти ни о чем не сожалел в этот день как раз глава этого самого ведомства Сергей Лютаревич. Ему выпала роль отчитаться об успехах и планах по развитию аграрного сектора региона в 2016 году.

«В этом году сельское хозяйство получит от федеральных и региональных властей субсидий на сумму почти 4,6 млрд рублей. 70% из них пойдет на погашение инвестиционных кредитов перед банками. Будет засеяно почти 50 тысяч гектар сельхозугодий, появятся 250 гектаров новых промышленных садов, запустим еще 5 инвестиционных проектов в сфере растениеводства и производства мяса, обеспечим создание дополнительных рабочих мест, ввод земель в сельхозоборот», — рапортовал министр.

Посевы и другие потери

Разговору про проблемы, ради которого и съехались аграрии со всех концов области, была посвящена вторая часть заседания. Первым о них, как и полагалось, завел речь губернатор. Его волновали те убытки, которые понесли сельхозпроизводители из-за заморозков в начале января.

_NEV9008.jpg

«Необходимо, к сожалению, констатировать, что из-за холодного начала января и отсутствия снега в этот период в Калининградской области погибло более 40% посевов озимых, прежде всего зерна и рапса. При этом убытки аграриев, потом они подведут итоги, но уже сейчас понятно, что они будут исчисляться в десятках миллионах рублей, больше тех 30 млн рублей, которые попросили сельхозпроизводители на компенсацию топлива во время пересева»,— отметил глава региона.

Присутствовавший на совещании министр финансов Виктор Порембский не поддержал инициативу своего руководителя о компенсации убытков частных компаний за счет казны. «Бюджет очень напряженный. Если смотреть по наполняемости доходной части в первые два месяца, то резервов не предвидится. Может быть, по итогам полугодия? Посмотрим», — поделился своими сомнениями глава финансового ведомства.

«Это у них роль такая — и на региональном, и на федеральном уровне пугать и говорить, что денег нет. Но ведь есть еще и фонд непредвиденных расходов. Из него можно выделить, уверен», парировал Николай Цуканов. Уже после совещания во время общения с журналистами он заявил о выделении 30 млн рублей на компенсацию расходов на топливо из резервного фонда как о совершившимся факте.

Публичные и кулуарные разговоры о проверках и регламентации передвижения сельхозтехники по дорогам области также, по мнению губернатора, привели к положительным результатам. «Достигнуто джентльменское соглашение о том, что с апреля по сентябрь региональное управление ГИБДД не будет препятствовать работе сельхозтехники чрезмерными проверками. Это касается только поселковых, межмуниципальных и региональных дорог. Если речь идет о федеральной трассе, то техника будет сопровождаться экипажами ДПС и машинами с оранжевыми проблесковыми маячками самих аграриев. Они пройдут обучение для этого, будут за два дня присылать заявки. Никаких проблем возникнуть не должно. В свою очередь, региональное правительство поможет на период посевной уборочной кампаний топливом для машин полиции», — озвучил итоги переговоров губернатор.

В ходе полемики выяснилось, что региональные чиновники и представители ГИБДД не занимаются самоуправством, а всего лишь соблюдают вступившее в силу в 2015 году федеральное законодательство. «На областном уровне при выдаче разрешений на передвижение сельхозтехники мы руководствуемся теми же нормами, что и по федеральным дорогам», — уточнила министр развития инфраструктуры Елена Дятлова.

«Можно это как-то упростить?» — поинтересовался губернатор. Сразу ему ответить никто не смог. «Так, депутатам областной Думы нужно в кратчайшие сроки разработать и рассмотреть порядок передвижения по нашим дорогам. Неужели мы не можем исходить из нашей специфики?» — продолжал задавать вопросы губернатор присутствующим на совещании.

Никто не смог прокомментировать главе региона и ситуацию с необходимостью оплачивать услуги рекомендованных коммерческих структур по разработке проектов маршрута передвижения сельхозтехники.

«Это кто вообще придумал? Если на региональном уровне, то этот чиновник, раздающий такие рекомендации, должен быть немедленно уволен. Если это действия федеральных структур, то дайте конкретную информацию, и я доложу в министерство транспорта. Это же чистой воды коррупция, надо называть вещи своими именами», — отметил Николай Цуканов.

Согласился с ним и взявший слово фермер из Гурьевского района. «Да они давно поставили нас колени. Особенно крупные хозяйства. Без этих бумаг не выедешь на дорогу. Оштрафуют. Поэтому крупные хозяйства идут на поклон в эти инстанции и платят. А за что?» — возмутился аграрий.

В итоге губернатор обещал сельхозпроизводителям минимум проверок, а депутатам и чиновникам — чреду «мозговых штурмов» в рамках еще одной рабочей группы. «Жду все ваши замечания и предложения по этому вопросу до конца пятницы. Необходимо их опубликовать, переработать, адаптировать для создания эффективного регламента на уровне региона», — распорядился Николай Цуканов.

Земельный передел

_NEV9104.jpg

Предложил глава региона министру сельского хозяйства Сергею Лютаревичу поторопиться и с предложениями по решению земельного вопроса. «К сожалению, 80% земель находится в руках частных собственников. Так получилось. Спасибо за это вашему предшественнику. Он поплатился должностью, что не решил проблему ввода сельхозземель в оборот», — уточнил Николай Цуканов.

По словам губернатора, для решения этой проблемы регион пошел даже на то, чтобы выкупать землю у нерадивых собственников. «Но вы же в этих конкурсах,

Отметим, что накануне на сайте госзакупок появился тендер на услуги по обслуживанию земельных участков, входящих в имущественных комплекс правительства Калининградской области. На покос травы и вывоз мусора с 30 участков из областного бюджета планируют выделить почти миллион рублей.

уважаемые аграрии, не участвуете. Вам эти лоты, сформированные нами, неинтересны. Из-за этого даже Россельхознадзор уже нас штрафует за то, что мы не обрабатываем имеющиеся у нас земли. У нас нет для этого сил и ресурсов. Покупаем мы для того, чтобы в итоге земля не простаивала», — посоветовал губернатор.

Остался недоволен Цуканов и несогласованной активностью крупных агрохолдингов на земельном рынке области. По его информации, компания братьев Долговых выкупила 5 тысяч гектаров федеральных земель, на которые претендовал «Мираторг». «Посмотрим, как вы их будете обрабатывать», — обратился он к присутствовавшему на совещании Дмитрию Долгову.

К слову, в отношении компании «Долгов и Ко» на этом совещании было высказано немало претензий. Сначала намеками, а потом и напрямую глава региона упрекнул владельцев холдинга в выплате «серых» зарплат, недоимках по налогам, в отсутствии социальной ответственности перед населением районов, где они ведут свою деятельность. «Получили за копейки разорившийся колхоз в Краснознаменском районе, а тот же Дом культуры, скважину с водой до сих не передали на баланс муниципалитета. Даже не заикайтесь насчет субсидий и поддержки, пока не отдадите непрофильное имущество. Пожалуйста, без обид. Когда есть за что хвалить, мы это делаем. Но когда так поступают не мелкие предприятия, а крупные холдинги, которые получают субсидии из регионального бюджета, это никуда не годится», — пояснил губернатор.

Мелким производителям, фермерам губернатор в конце агросовета поручил не снижать площади обрабатываемых земель и рассчитывать на поддержку местных властей, а также регионального министерства сельского хозяйства.

Уже в кулуарах после совещания, общаясь с министрами инфраструктуры и сельского хозяйства, Николай Цуканов убеждал их, что основных проблем в этом весенне-летнем сезоне стоит ждать как раз от мелких сельхозпроизводителей, тех, у кого «три трактора и два комбайна». «Большие сами справятся»,— уверенно заявил губернатор.

Фото — Виталий Невар, «Новый Калининград.Ru»

Текст: Станислав Пахотин

Комментарии к новости

Дискомфортная среда

Главный редактор «Нового Калининграда» Алексей Милованов о том, чего не хватает Калининграду, чтобы стать удобным для жизни городом.