18 января, среда

Важные события среды: Путину предложили решать туристический вопрос с помощью легализации легких наркотиков и проституции, город и область разругались по очередному поводу - теперь земельному, а обещанные на выборы президента бюджетные миллиарды вовсе не убеждают в тотальной их прозрачности.

4_1.jpgХод к Путину конем
Кажется, власти Светлогорска прислушались ко вчерашним рекомендациям сопредседателя группы «Экозащита» Александры Королевойи начали предпринимать самые решительные и даже несколько неожиданные шаги в плане развития туризма в регионе. Так депутат районного совета Валерий Прыжков обратился с письмом к Путину, в котором открыто заявил, что статус «федерального курорта» для Светлогорска «к сожалению, больше ни чем не подкреплен» и попросил льгот, отмены виз и легализации проституции и наркомании.

На первый взгляд, поступок депутата кажется исключительно одиозным. Формально пока еще решающим остается слово Дмитрия Медведева. Обращение к Путину — скорее предвыборный жест, который подчеркивает уверенность широко известного в узких кругах депутата в том, что именно этот кандидат станет победителем.

Да и меры по решению «туристического вопроса» явно не из тех, что денно и нощно обсуждаются на всяких круглых столах, форумах и прочих местах для бла-бла-бла. Стоит вспомнить какую волну подняла попытка создания в области игорной зоны. Общественники всех мастей тогда кинулись протестовать, писать, митинговать. И это относительно безопасная в общественном сознании игорная зона. Даже представить страшно, что может подняться в области при попытках обсуждения легализации проституции или наркомании (в тексте письма речь идет только о легких наркотиках). Уже сейчас именно это предложение затмило обсуждение всех остальных идей, изложенных в письме.

Но если немножко попытаться отвлечься от криков «кошмар-кошмар» и «ужас-ужас», раздающихся в социальных сетях, то шаг депутата Прыжкова одно из тех немногих движений власти, которые заслуживают эпитета «разумный».

Начнем с того, что подобные «обращение наверх» вызывают большую общественную дискуссию нежели специально для этого собранные круглые столы. К тому же, наверное, впервые за много лет прозвучало публичное признание: «да, холодное море и размытые пляжи — несколько недостаточно для миллионных амбиций, не надо нам ваших дополнительных денег, создайте хотя бы условия, а мы уж сами как-нибудь тут».

Вместо каких-то нелепых попыток ублажить федеральный центр, отчитавшись о высоких темпах всего, депутат в своем письме весьма откровенно признал: нет инфраструктуры, а ваш статус «федерального» ничего нам не дает. Отчасти Прыжкова можно обвинить в лоббировании своих интересов — председатель Ассоциации рестораторов и отельеров просит налоговых льгот для индустрии общественного питания. Но! У нас действительно еда дороже, чем в Польше или Литве. И, если уж мы ставим на туризм, то, наверное, логично было бы со стороны власти дать нечто большое этой отрасли нежели слова одобрения.

Что касается легализации проституции и легких наркотиков, то прежде чем вступать в дискуссию было бы разумно взглянуть на список тех стран, которые пошли на это. Среди них вполне достаточно стран, которые значительно опережают Россию в рейтинге качества жизни, несмотря на то, что у нас все эти явления запрещены. Да и в конце концов, наша полиция пока работает не настолько хорошо, чтобы какие-либо запрещенные законом явления действительно отсутствовали в жизни страны. И почему же тогда с проституции и наркомании должны кормиться сутенеры, дилеры и те, кто делает вид, что борется с ними? Быть может, логичнее чтобы с этих, пусть и не самых приятных, но все же существующих явлений, имели доход и все остальные жители региона — как минимум в виде налогов.

Лишь одно удручает в этой ситуации: на проведение каждой из тех реформ, о которых попросил депутат, требуется и смелость, и политическая воля и нечто большее, нежели письмо одного Прыжкова. Пока диалог с федеральной властью строится по принципу «Дайте нам денег и мы построим что-нибудь ненужное». А вот смелость, политическая воля и прочее — на региональной политической арене в большом дефиците.

Ирина САТТАРОВА, корреспондент

4_2.jpgПередел и беспредел
В среду в повестке заседания комитета по землепользованию областной Думы значился всего один вопрос. О рассмотрении в первом чтении проекта закона «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Калининградской области — городе Калининграде». Этот проект еще в конце декабря рассматривался на заседании правительства области. Докладчик — Юрий Сафонов, глава правового управления правительства области, рассказывал, что речь идет о 12,5 тыс «неразграниченных» га.

«В Калининграде в настоящее время 12,5 тыс га таких участков, — сообщил в конце декабря Сафонов. — 6 тыс из них свободны от прав третьих лиц, 4 тыс га сданы в аренду гражданам и юрлицам, еще 2 тыс га — участки общего пользования».

Он также сообщил, что распоряжаться земельными участками в Калининграде, госсобственность на которые не разграничена, будет некий специально уполномоченный исполнительный орган госвласти в сфере имущественных отношений (на заседании комитета в среду стало понятно, что это областное агентство по имуществу). Порядок организации работы по распоряжению такими земельными участками установит правительство области.

Тогда же проект закона вызвал определенные вопросы у представителей прокуратуры. В частности, они обратила внимание на то, что закон может повлечь нарушение прав многодетных семей, которые имеют право на бесплатные земельные участки, и попросили учесть этот нюанс. «Учтем», — пообещал начальник правового управления (кстати, в прошлом — первый зампрокурора области).

Проект вызвал вопросы не только у прокуратуры, но и у представителей СМИ, и журналисты попытались выяснить, как правительство будет распоряжаться этой землей. По всей видимости, губернатор тогда не очень вник в суть закона. Или сделал вид, что не вник, но в его речи постоянно почему-то проскальзывали фразы, что «это касается всех муниципальных образований».

«Мы будем использовать земли в рамках действующих полномочий в соответствии с назначением земель. Ряд земель — под промышленное строительство, если земли сельхозназначения, передадим арендаторам», — сказал губернатор журналистам. По его словам, в регионе «есть серьезная проблема с размещением инвестиционных площадок».

«Есть добросовестные арендаторы, которые готовы производить сельхозпродукцию, но, к сожалению, у нас много земель, которые сегодня не возвращены в оборот», — добавил Цуканов.

Отвечая на вопрос «Нового Калининграда.Ru», как отреагировали власти Калининграда на желание региональных властей взять под контроль земли областного центра, губернатор ответил, что ему «сложно сказать, как город Калининград это воспринял». «Но мы — правительство области и принимаем законы, которые касаются всех муниципалитетов, — отметил он. — Там есть процедура согласования (с администрацией областного центра). Полагаю, что она пройдена».

Однако на заседании комитета областной Думы в среду стало понятно, что это не так. Об этом заявил глава комитета по имуществу Александр Зуев, который прилюдно сообщил, что проект не был представлен администрации города. А людей на заседании было много — депутаты окружного Совета, в том числе тяжелая артиллерия в виде Александра Пятикопа и главы городского отделения «ЕР» Андрея Шумилина, глава правового отдела Окрсовета, чиновники горадминистрации, представители городской пресс-службы и целый сонм журналистов, приглашенных обеими сторонами. Со стороны областной Думы присутствовала сама спикер Марина Оргеева, со стороны правительства — незабвенная Тамара Кузяева. Посмотреть и послушать, на самом деле, было что.

В частности, Александр Зуев, известный своим не всегда сдержанным нравом, обвинил правительство области в попытке передела собственности.

«В Калининграде уже действуют правила землепользования и застройки, все участки реализуются только в ходе открытых аукционов, и я не понимаю цель, ради которой правительство области инициировало этот проект», — сообщил Зуев. На вопрос Зуева о целях закона, разработчик проекта глава правового управления правительства области Юрий Сафонов ответил, что он необходим «для более эффективного использования земель, собственность на которые не разграничена».

«Можете привести примеры неэффективного использования?» — поинтересовался Зуев. «Нет. Но это реализация права субъекта», — заметил Сафонов. «То есть, передел прав собственности», — сказал Зуев.

Глава городского комитета по имуществу заявил, что единственное, что может дать новый закон — дополнительные препятствия для жителей областного центра, которые решают земельные вопросы. «У нас работа по заявлениям граждан уже отлажена, правительство же намерено создать дополнительную структуру, которая будет заниматься этими же вопросами, в итоге сроки прохождения каждого обращения могут увеличиться на месяц», — отметил Зуев.

Также он потребовал от Юрия Сафонова ответа на вопрос, кто будет компенсировать администрации Калининграда выпадающие доходы в размере 800 млн рублей, которые городской бюджет получает за счет участков. Сафонов ответил, что данный механизм не предусматривался.

Депутаты областной Думы активно интересовались дискуссией и даже задавали вопросы. Казалось, что Константин Дорошок, а также представитель ЛДПР Валерий Селезнев и вице-спикер от КПРФ Юрий Семенов склонялись на сторону города. Но когда пришло время голосовать, против закона был только Дорошок.

«Мы вынесли закон на заседание Думы, пусть его обсудят депутаты», — прокомментировал это решение зампредеседателя комитета Валерий Селезнев, который вел заседание.

Спикер областной Думы Марина Оргеева тут же отреагировала, что никакой партийной дисциплины к депутатам не применялось, на самом деле каждый голосовал так, как считал нужным, и фракция по этому поводу не собиралась.

По ее словам, законопроект предполагает, что земельные участки в Калининграде, госсобственность на которые не разграничена, будут использоваться в соответствии с порядком, разрабатываемым совместной рабочей группой.

«Порядок будет предусматривать совместную работу над тем, как использовать земельные участки в Калининграде. Было предложено включить в нее депутатов окружного Совета Калининграда, представителей горадминистрации. Но Александр Иванович этого не услышал. Более того, обвинил правительство в переделе собственности, — сообщила Оргеева. — Вы слышали, что он сказал депутату Зайцеву? Что тот больше ничего не получит!» Депутат Зайцев согласно кивнул и закончил мысль спикера: «Какой такой передел? Мы что ли уже по бандитским понятиям заговорили?».

«Беспредел», — покачали головой депутаты и отправились по своим делам. По данным "Нового Калининграда.Ru", к следующему чтению в Думу собирается пожаловать сам Александр Ярошук.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

4_3.jpgОбман втридорога
Про нечестные выборы говорили много. И писали. И митинговали тоже. Общественность потребовала признать выборы недействительными. Власть пообещала следующие сделать еще более честными. Однако по мере того как становятся известными детали этих улучшений все больше и больше хочется прямо таки заорать благим матом: «Товарищи, ну не за мои же деньги». Мои — в смысле деньги налогоплательщика.

Так вот. На организацию выборов президента исход которых при нынешней избирательной практике, по большому счету, предопределен, тратится 8 млрд рублей. И еще 15 млрд — на то, чтобы каждый Вася мог посмотреть как голосуют и считают бюллетени его сограждане.

Итого набегает 23 млрд рублей. С одной стороны идея очень привлекательная — сиди себе, да смотри — выловишь все нарушения. Вот только давайте все же вернемся с небес громких и хороших слов на землю российскую.

Во-первых, камеры — штука техническая. А как нам известно еще со времен выборов в Госдуму, любая техника может сломаться. Даже система ГАС «Выборы», не говоря уже о хрупких веб-камерах, которые могут отключиться в самый нужный момент.

Во-вторых, есть определенные ограничения на место установки этих камер: процесс волеизъявления запечатлеть нельзя, персональные данные (списки избирателей) тоже. Камеры устанавливаются в определенном месте и работают до момента окончания подсчета голосов. А теперь, внимание, вопрос: что мы увидим в эти камеры? То, что какие-то граждане с неотчетливыми лицами клали какие-то бумаги в урну. А потом какие-то люди эти бумаги перекладывали и что-то считали. Единственное нарушение, которое можно будет установить благодаря системе слежения: массовый вброс, от которого, в общем-то можно отказаться ради благой цели создания иллюзии легитимности.

На что тогда тратятся бюджетные 15 млрд рублей? Что помешает председателю комиссии после выдачи итоговых протоколов объявить повторный пересчет голосов, при котором будут присутствовать только «нужные» члены комиссии и не включить при повторном пересчете камеру? Пока ведь в законе не закреплено, что выборы на участке будут признаны недействительными, если при пересчете голосов не работала камера. Вам кажется, что вся суета с камерами похожа на дорогую пудру для мозгов? Да бросьте! Не раскачивайте лодку, дамы и господа. Идите к нему, бандерлоги.

Ирина САТТАРОВА, корреспондент

Фото — из архива «Нового Калининграда. Ru».

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Критерий ненужности

Оксана Майтакова о том, нужны ли семьи с детьми региональным властям