Перспектива затора и телевизионные лучи смерти

Важные события среды: очередной крупный международный форум не дал ответов на вопрос о том, как ликвидировать очереди на границах, попытки приструнить частные управляющие компании не вызывают ничего кроме скепсиса, а калининградские народные избранники совместно с депутатом Госдумы пугают горожан электромагнитным излучением и просят освободить центр города от опасной телевышки.

tsuk_otstav.jpgПерспектива затора
В среду, после очередного заседания российско-польского совета по сотрудничеству регионов Польши и Калининградской области, которое прошло в Варшаве в рамках Дней Калининградской области в соседней республике (в Варшаву, напомню, приехало более 100 участников региональной делегации), губернатор Николай Цуканов признал вполне очевидную для многих жителей региона вещь — вступление в силу долгожданного Соглашения о малом приграничном перемещения может спровоцировать серьезный рост очередей на границах.

«Очевидная вещь — нам нужно сделать все, чтобы те переходы, которые есть сегодня, работали, как часы. В майские праздники мы увидели, насколько необходимо усовершенствовать работу пограничных и таможенных служб обеих сторон. Люди стояли на границе от 3 до 5 часов. Мы понимаем прекрасно, что когда вступит в силу Соглашение о малом приграничном перемещении, эти очереди могу быть еще больше», — сказал Цуканов. Правда, что именно будут делать польские и российские власти, губернатор не уточнил.

В свою очередь, сопредседатель совета с польской стороны — замминистра внутренних дел Польши Петр Стаханьчик заверил представителей СМИ, что на границе у нас особых проблем нет, она перестала быть разделяющим фактором для людей, и тех переходов, которые сегодня есть, вполне достаточно, новые пункты открывать не планируется.

Таким образом, Стаханьчик опроверг заявление полугодовалой давности главы комитета по безопасности и международным делам Облдумы Сергея Щепетильникова (который, кстати, тоже принимает участие в составе делегации) о том, что польская сторона готова открыть пункты пропуска в Железнодорожном и Крылово.

Господина Стаханьчика понять можно — вряд ли высокопоставленный польский чиновник бывает на российско-польской границе так же часто, как жители Калининградской области и приграничных районов Польши. Я в октябре 2011 года на собственном примере убедилась, что рейсовый автобус «Калининград-Гданьск», который вроде должен проходить границу в первоочередном режиме, может ехать 120 км в общей сложности 7 часов, из которых почти 4 часа — это прохождение границы из-запассажиров-сигаретчиков. Да и на хваленом новом и современном переходе в Мамоново-2почему-то работает всего несколько полос, в итоге очереди есть и там. Что будет твориться на границах, когда введут приграничный безвизовый режим, представлять не хочется. И более чем странно, что российская сторона на заседании совета в Варшаве не смогла объяснить эту проблему своим польским коллегам.

Но, наверное, даже это отсутствие понимания очевидных вещей со стороны представителей Польши не так тревожно. Можно надеяться, что если вдруг после введения режима польская сторона обнаружит, что на границах образовываются регулярные заторы, работа по организации новых пунктов пропуска с их стороны пройдет быстро.

Что касается ситуации с новыми пограничными переходами на российской стороне, тут, увы, все не так прекрасно. Напомню, что Росграница решила переложить строительство пунктов пропуска на инвесторов, за счет бюджета планируется обустраивать лишь морские пункты пропуска, ориентированные на экспорт, поскольку они приносят бюджету максимальные деньги.

Росграница — структура федеральная, губернатору не подчиняется, и вряд ли стоит надеяться, что она внезапно решит пойти навстречу жителям Калининградской области, которые захотят прокатиться в Польшу, но при этом не стоять по 3–5 часов в очередях. Так или иначе, но перспективы вступления в силу нового соглашения о малом приграничном перемещении — весьма тревожные. И еще жаль, что всевозможные международные советы и участвующие в них делегации по 100 человек не очень-то помогают решать вполне конкретные проблемы. Хотя делегации в очередях обычно не стоят — их пропускают в первую очередь. Может, здесь и кроется корень проблемы?

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

jkh.jpgКоммунальный тупик
Муниципальные власти решили обязать управляющие компании играть по «единым правилам» в добровольно-принудительном порядке. Еще несколько лет назад на местах вовсю старались отмежеваться от многочисленных ЖЭКов и ЖЭУ, а теперь горадминистрация ищет инструменты, которые бы позволили урезонить участников рынка. Впрочем, как оказалось спустя пару лет после условного разгосударствления отрасли, реальных инструментов влияния у муниципалитета ничуть не больше, чем у самих жильцов многоквартирных домов.

Небольшой экскурс в историю. Сравнительно недавно большинство россиян резко стали богаче, а именно приватизировали квартиры, став их собственниками. Вместе с возможностью свободно продавать некупленное жилье, мы приобрели и ряд обязанностей, о которых благополучно забыли. В частности, эти обязанности касаются управления своей недвижимостью и ее содержанием. По инерции компании, которые обслуживали многоквартирные дома, некоторое время были государственными. Нареканий на их работу было много. Панацеей сочли передачу ЖЭКов и РСУ в частные руки. Но так же, как и с жильем, новоиспеченные частные коммунальщики поначалу расценивали свои внезапно приватизированные экс-МУПы как способ разбогатеть, а не как поле для весьма напряженной работы.

Приватизацию МУПов, обслуживавших жилье, подгоняли всеми возможными средствами аккурат перед получением очередной порцией «плюшек»: речь идет о пресловутом 185-ФЗ, который предполагал создание Фонда содействия реформированию ЖКХ. Фонд выделяет средства на капитальный ремонт домов. Причем домов, где большинство квартир, — частные. Правда, эти «плюшки» и «печеньки» в виде бюджетных денег на капремонт достались очень немногим, а вот с проблемами столкнулись практически все, причем не только в Калининграде. Кто-то от резкой приватизации внезапно получал по две «жировки» за одни и те же услуги, кто-то пытался в судах выбить право на самостоятельное обслуживание жилья, кто-то пострадал от того, что деньги на оплату услуг ЖКХпрошли мимо кассы и вода-свет-газ, за которые было заплачено, внезапно исчезали.

То ли по незнанию, то ли по привычке многие жители в спорных ситуациях жаловались президенту-губернатору-главе города-бог-знает-кому, кроме суда. Администрация города тоже оказалась в числе инстанций. Хотя, казалось бы, хозяйственные споры между частной компанией и частным лицом стоило бы решать в суде. Ведь никто из нас уже не идет жаловаться к главе города, если ему криво постригли волосы или плохо помыли автомобиль.

Чиновники время от времени вздыхали и обвиняли граждан в иждивенчестве в жилищно-коммунальных вопросах.  Впрочем, такие резкие заявления звучали редко, а в распри жителей и управляющих компаний муниципалитет вмешивался регулярно. То ли искренняя забота о гражданах сыграла свою роль, то ли нежелание терять политические очки и рейтинги на фоне коммунального недовольства мотивирует власти участвовать в отношениях коммерческих компаний и отдельных частных лиц.

Так или иначе, на этой неделе стало известно, что горадминистрация предложила всем участникам рынка принять «единые правила игры» на добровольной основе. В предложенном соглашении изложены достаточно разумные меры: и рейтингование управляющих компаний, и конкурсы среди них, и участие в разработке положений о работе с многоквартирными домами. Впрочем, все это действует и сейчас, без каких-либодополнительных соглашений, ну, а самое главное, принудить к исполнению этих «единых правил» муниципалитет никого не может.

В большей степени текст соглашения сводится к тому, что управляющие компании обязуются быть социально ответственными и прозрачными, а также не нарушать закон. Если же они не будут соблюдать это соглашение, то администрация города имеет право расторгнуть свои договоренности с нерадивыми домоуправами и заявить об этом публично. Впрочем, есть опасения, что тем, кому наплевать на закон, нет особенного дела до некого соглашения.

Как пояснили участники обсуждения этих единых правил, были предложения использовать единственный более-менее эффективный инструмент, оставшийся у городских властей в битве за чистые подъезды и теплые трубы: информационный. Правда, о регулярных проверках с публикацией подробной информации по их итогам предприниматели и власть договориться не смогли. Да и большинство собственников спешит ухаживать за своими же подъездами и крышами, да и не особо интересуется произошедшей реформой. А пока основной потребитель услуг управляющих компаний пребывает в прострации, наивно полагать, что некие соглашения могут заставить работать хорошо тех, с кого сами заказчики жилищно-коммунальных услуг требуют или невозможного, или ничего.

Текст — Ирина САТТАРОВА

kolesnik.jpgТаинственное излучение
Споры вокруг телевышки на улице Нарвской не утихают уже несколько лет. Люди уверены, что они живут рядом с опаснейшим, но тихим врагом – источником сильнейшего электромагнитного излучения. И не только вышка под подозрением у калининградцев, но и так называемое антенное поле на Советском проспекте. Люди пишут обращения, жалуются депутатам, но пока результата никакого: телевышка как стояла, так и стоит.

В среду депутаты окружного Совета Калининграда предприняли очередную попытку разобраться в проблеме и провели слушания. Собственно, подобные обсуждения уже проходили несколько раз в стенах здания на Площади Победы, 1, и они даже выливались в обращения в Облдуму с просьбами сделать с вредоносными объектами уже хоть что-нибудь. Но решения, как сказал депутат Александр Пятикоп, исполнены не были. Собственно, от заседания, прошедшего в среду, тоже пока никакого толка на горизонте не маячит, кроме многочисленных обращений в различные инстанции. Но обо всем по порядку.

Итак, стоит в городе телевышка, которой заведует «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС). Также в их ведении есть небольшая площадь, на которой располагаются небольшие антенны. Все это обеспечивает трансляцию телеканалов, радио, сотовую связь и так далее. Ну и, между делом, облучает местных жителей электромагнитными волнами, которые, по мнению некоторых экспертов, крайне опасны для людей. К такому выводу, например, пришли специалисты московского ООО «ЭкоСтандарт Изыскания», проводившие по заказу городской администрации в октябре 2011 года здесь исследования. Они замерили электромагнитные излучения у телевышки, антенного поля и на объектах в радиусе полутора километров, и пришли к выводу, что жить на Советском проспекте в районе поселка Лермонтово нельзя. И если сама телевышка вреда не несет, то антенное поле грозит страшными последствиями своим соседям.

На заседании депутат Пятикоп долго, громко и эмоционально возмущался. Мол, кто дал разрешение на строительство на территории бывшего Калининградского военного авиационно-технического училища (КВАТУ), кто будет отвечать за здоровье граждан и почему до сих пор не принято решение о переносе этих объектов. «Я не очень понимаю, мы что, хотим уничтожить генофонд спецподразделений? Там дом пограничников, дома Министерства обороны… Все они попадают», - ругался депутат. И заявлял, что, например, военные, делают все, для того, чтобы не селится на этом участке – понимают, боятся.

Однако представитель этого самого РТРС, главный инженер филиала «Калининградский областной радиотелевизионный передающий центр» Илья Осадчий с московскими экспертами не согласился. Сказал, что по просьбе РТРС тоже недавно были произведены все замеры, и ничего ужасающего никто не выявил. Поэтому он попросил провести еще одну независимую экспертизу, чтобы все-таки установить – есть облучение или нет. А еще, по его словам, это самое ООО «ЭкоСтандарт Изыскания» не имеет лицензии на проведение таких обследований, поэтому их отчет не может быть принят во внимание. Типа, зря вы деньги потратили, дорогие городские чиновники. На что Пятикоп возмутился и заверил: слышит он такое впервые, и на момент проведения конкурса у компании все нужные документы были на руках.

Есть вред от антенн и от вышки или нет, пока точно не известно. По всей видимости, существующими исследованиями не обойтись, и нужно заказывать работы у какой-нибудь независимой организации. Зато крайне интересен другой факт: в году этак 2005-м перенос телевышки из центра Калининграда подальше от людей был включен в федеральную целевую программу развития Калининградской области. Из федерального бюджета даже было выделено 35 с лишним миллионов рублей на разработку проектно-сметной документации. Проект был разработан, он прошел экспертизу, но по какой-то причине администрация Гурьевского района (а 250-метровая антенна должна была возвыситься в поселке Родники) разрешения на строительство не дала. Пока РТРС судилась, на соседнем участке неожиданно возник кардиоцентр. Прошло больше 4 лет, у компании теперь есть все документы на руках для строительства, но кто же будет ставить телевышку рядом с лечебным учреждением? Да и необходимость давно пропала: объект за эти годы был приведен в нормальное состояние, оборудование заменено и теперь аварийным не считается.

Александр Пятикоп, познакомившись с историей проектирования переноса вышки, назвал все это нелицеприятным словом "идиотизм" и заявил, что деньги были «закопаны в землю». Окружной Совет Калининграда намерен подготовить обращение в Генпрокуратуру с просьбой проверить расходование бюджетных средств и обязать кого-нибудь их вернуть. А еще депутата очень мучает вопрос: почему тогда, в начале двухтысячных годов все же было принято решение о переносе? Сыграло здесь свою роль только ненормативное состояние телевышки или все же опасное излучение? Этот вопрос остается без ответа, но Пятикоп обещал поднять архивные документы тех времен и все выяснить.

Присутствовавший на слушаниях депутат Госдумы Андрей Колесник активно соглашался с негодованием бывшего коллеги, и сразу же занял его строну: «Я этот вопрос буду держать на своем контроле. Сколько можно разглагольствовать? Конечно, лучше вынести, это центр города. Ну не приносит пользы электромагнитное излучение», - говорил он. Правда депутат так и не смог пояснить, что именно он будет делать со своей стороны. Видимо, это какие-то тайные госдумовские штучки. Не получилось у него ничего более или менее понятного сказать и об опыте других государств, где телевышки, порой, также красуются в самых густонаселенных местах.

Когда Колесник упомянул про центр города и про то, что там должны стоять красивые дома, в голову закралась неприятная мысль: а может вся эта шумиха вокруг электромагнитного излучения поднимается не только ради здоровья жителей? Ведь смотрите, что получается: на перенос антенны деньги должен выделить федеральный центр. Представим, что вышка благополучно появится где-нибудь в окрестностях Калининграда, и местные бюджеты не потратят на это ни копейки. А, как известно, если в одном месте прибыло, значит, в другом убыло: освобождается неплохой участок рядом с Советским проспектом. И как бы там хорошо смотрелась какая-нибудь новенькая элитная многоэтажка или, еще "лучше", торговый центр… Нет-нет, гоним от себя эти мысли. Конечно же, все делается исключительно для блага калининградцев. Мы же помним: сильное электромагнитное излучение, которое вызывает всякие страшные заболевания. Бежать оттуда надо, а власти там дома для военных и пограничников строят.

Однако, если к этой проблеме городские депутаты так активно пытаются привлечь внимание, значит это кому-нибудь нужно. И пока открытыми остаются вопросы: а кому и зачем? И что теперь скажут тот же губернатор Николай Цуканов, прокуратура и замполпреда в СЗФО по Калининградской области Юрий Шалимов, которым Александр Пятикоп грозился отправить слезные обращения спасти горожан от страшной электромагнитной напасти? Поверят ли?

Мария БОЧКО, корреспондент

Фото - из архива "Нового Калининграда.Ru".

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.