Коррупция навсегда и прощание с предвыборными иллюзиями

Важные события четверга: пример родственников Цуканова в правительстве еще раз подтвердил несовершенство российского антикоррупционного законодательства, а федеральная власть во главе с Путиным развеивает предвыборные иллюзие и признает, что за 12 лет решить основные проблемы страны так и не удалось. 

vzyat_3.jpgКоррупция навсегда
В пятницу в Калининград приехал антикоррупционный эксперт, замдиректора центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл» Алексей Шляпужников. Напомним, представители центра, в частности его руководитель Елена Панфилова, которая не так давно покинула совет по правам человека при президенте, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов и сам Шляпужников уже приезжали в Калининград в конце ноября 2011 года. Тогда они приняли участие в научно-практической конференции, в ходе которой представители «Калининградского регионального антикоррупционного сообщества экспертов» презентовали социсследование, посвященное ситуации с коррупцией в регионе. Стоит напомнить, что тогда Кирилл Кабанов заявил, что Калининградская область по уровню и структуре коррупции имеет такие же показатели, как и другие регионы России, и в принципе ничем не отличается от остальных.

«80% жителей не доверяют органам государственной власти, но ничего нового в этом нет — такая ситуация в целом по стране, — отметил Кабанов, комментируя итоги социологического исследования. — Большинство жителей не задумываются о том, как на их жизни сказывается коррупция федерального уровня, на местном уровне они предпочитают давать „взятку-удобство“, чтобы ускорить ту или иную процедуру». По его словам, такие взятки стимулируют формирование бюрократической системы.

Но, как в итоге выяснилось, Калининградская область все же отличилась. Причем произошло это благодаря бывшему замруководителя «Росприроднадзора» Олегу Митволю. Общественный деятель, плакатами которого с угрозами оторвать чиновников от кормушки в городе увешаны стены домов, буквально завалил прокуратуру заявлениями с требованием проверить тех или иных представителей органов власти. В частности, в интервью «Калининградской правде» он рассказал, что планировал разобраться, почему в правительстве работают родственники Цуканова — жена его сына и муж сестры. Причем запросы Митволь слал в Генеральную прокуратуру, а ответы ему, как это обычно и бывает, пришли из областной.

Накануне «Калининградка» сообщила, что, согласно ответу из прокуратуры, родственники Николая Цуканова по праву занимают свои должности в правительстве, так как не состоят с ним в близком родстве. К тому же антикоррупционное законодательство запрещает близким родственникам находиться в прямом подчинении друг у друга. Прокурорская проверка установила, что между Цукановым, Кретовой и Луценко есть промежуточное звено в лице руководителя аппарата правительства Александра Егорычева. То есть, в данном случае закон утверждает, что «вассал моего вассала — не мой вассал», а потому нарушений нет.

В четверг Алексей Шляпужников сообщил, что ответ прокуратуры Калининградской области стал первым прецедентом в стране, и откровенно показал, что антикоррупционное законодательство у нас ущербно.

«Проблема в том, что наше российское законодательство не считает незаконным, если родственник не находится в прямом подчинении. Закон не совершенен, он был „обрезан“ и „заточен“ под интересы тех людей, которые хотят протащить в руководящие органы своих родственников», — сказал Шляпужников. По его словам, антикоррупционный центр будет добиваться внесения поправок через Госдуму в федеральное законодательство, приводя в пример именно калининградский случай.

Я же напомню об еще одной ситуации, на мой взгляд, явно коррупционного характера. «Новый Калининград.Ru» еще летом прошлого года поднял тему непрозрачности распределения бюджетных миллионов через государственные автономные учреждения, тему высоких коррупционных рисков, связанных с таким способом траты денег. Мы писали заявления и запросы в прокуратуру, она проводила проверку, проверка продолжалась ни один месяц. Все было безрезультатно - деньги распределялись по-прежнему. Только спустя полгода, после выборов президента страны управление ФАС, проверив данные из прокуратуры, увидело явное нарушение российского законодательства, и даже попыталось оштрафовать губернатора за это нарушение.

Правительство в итоге от непрозрачной схемы пообещало отказаться, деньги вновь пошли через открытые конкурсы и аукционы, незаконные конкурсы отменили. Правда, к тому времени пропущенные через государственные автономные учреждения (ГАУ) деньги уже давно были «освоены». 

Но даже после того, как УФАС нашло, установило и даже попыталось наказать, все оказалось прозаично и обыденно — деньги на те же СМИ все равно распределены без конкурса, поскольку оказалось, что это позволяет все то же российское законодательство. Ущербное, недоделанное и иногда вредное.

Конечно, надо верить. Верить в то, что рано или поздно усилия общественников-антикоррупционеров будут вознаграждены, и мы получим, наконец, идеальные законы, которые позволят ловить коррупционеров сразу же, а не просто наблюдать, как деньги расходятся направо и налево без конкуренции, и что в правительстве работают родственники губернатора. Возможно, действительно когда-нибудь взойдет в нашей стране она — звезда пленительного счастья. Правда, для начала нужно, чтобы законы принимали исключительно чистые на руку люди.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

Прощание с иллюзиями от ВПП putin_7.jpg
Правительство РФ внезапно обнаружило, что экономический рост в стране совсем не способен обеспечить розданные ранее обещания, а поводов для оптимизма нет совершенно. При этом президент Владимир Путин, который по большому счету, бессменно правил страной 12 лет, внезапно заметил, что бюджетная политика государства ошибочна и насчитал аж 7 промахов. Правда, называть ответственных за провал президент не стал.

Глава Минэкономразвития Андрей Белоусов выступил с неутешительным прогнозом: рост ВВП невелик, а это не позволит повысить производительность труда и обеспечить задачи по реформированию социальных отраслей. Он отметил, что уровень роста внутреннего валового продукта в 2012 году составит около 4%.

Перевожу с экономического на русский. ВВП — стоимость всех произведенных в стране продуктов и услуг за определенный период. То есть цена всех товаров, производимых в России, увы, год от года увеличивается незначительно — значит, не растут и налоговые поступления с добавленной стоимости на эти продукты, не растет прибыль, количество занятых и их доходы, которые тоже облагаются налогом в пользу государства, и так далее.

Производительность труда — это, конечно, отчасти, и прилежание сотрудников. Но в большей степени этот показатель зависит от модернизации производства. Самый трудолюбивый работник не сможет изготовить на советских станках столько же, сколько сделает лентяй на полностью автоматизированном современном производстве. «Повысить производительность труда в стране» — это вовсе не «распинать ленивых "вась-петь-саш" и заставить их работать». Существенно увеличить этот показатель можно вложением в инфраструктуру — как в целом в стране, так и на каждом отдельном производстве в частности.

«Обеспечить задачи по реформированию социальных отраслей» значит модернизировать школы и больницы, ввести новые стандарты в школах, увеличить зарплаты учителям, преподавателям (читай сделать образование качественным) и делать прочие вещи, которые очень и очень важны подавляющему большинству жителей нашей страны.

Следовательно, для увеличения роста ВВП нам нужно увеличивать объем отечественной продукции. Отметим, что основным товаром нашей страны является нефть. Объемы ее добычи не падают — напротив, с каждым годом лишь увеличиваются. А вот такие «внезапные» открытия о том, что рост ВВП недостаточен для выполнения обязательств — следствие падения в цене нашего основного товара. По данным экспертов ГУ-ВШЭ (государственный университет — Высшая школа экономики), доходы бюджета России более, чем на половину формируются с заработанного в нефтегазовой отрасли. Нет смысла перечислять, чем плоха сырьевая зависимость: малейшее падение цены на нефть, и бюджет страны оказывается дефицитным.

Беда только в том, что производить мы сами, кроме нефти, можем очень немногое. Экономист с мировым именем Михаил Хазин, посетив на днях Калининград, отметил: «Раньше мы многое производили сами, включая, например, самолеты. Теперь почти ничего не производим».

Выход? Инвестировать в развитие бизнеса. Уповать на то, что российские бизнесмены, которые и без того всячески задавлены налоговой и коррупционной нагрузкой, в массовом порядке решаться вложить огромные деньги в инновации — нелепо. Да и, откровенно говоря, стимула для массового развития пока нет. Надеяться на иностранного инвестора? Ну, для начала давайте вспомним, что в рейтинге стран, привлекательных для инвестиций, в прошлом году Россия заняла 130 место — между Пуэрто-Рико и Киргизией (Киргизию обогнали, да, но вряд ли это повод для гордости).

Остается надеяться только на государство, которое вложит в инфраструктуру, рано или поздно поборется с коррупцией, да еще и простимулирует бизнес на инвестиции в модернизацию. Правда, пока государство как-то не торопится работать на этом поприще. Миллиарды рублей вкладываются в Олимпиаду и Чемпионат мира по футболу, а выхлоп от этих затей еще не известен. Вместо того, чтобы способствовать развитию бизнеса, государство намедни решило спихнуть нагрузку по финансированию пенсионного фонда на мелких предпринимателей.

Собственно, все ошибки, сделанные властью в сфере бюджетной политики, Владимир Путин назвал. Причем сделал это сегодня, в бюджетном послании. Мол, нефтегазовый дефицит сохраняется — страна сильно завязана на ситуацию на мировом сырьевом рынке. Структура бюджетных расходов не является оптимальной для стимулирования экономического развития. Путин даже признал, что недостаточно качественно оцениваются последствия принятия финансово-экономических решений, а «зачастую эффективность осуществляемых бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический эффект несоразмерен объему израсходованных на те или иные цели средств».

Президент заявил, что пока система построена так, что местные и региональные власти не заинтересованы создавать «условия для предпринимательской и инвестиционной деятельности». «Бюджетная политика во многом остается неясной для общества», — сказал Путин. Вспомнил он даже то, что не удалось создать стабильную налоговую систему, предприниматели вынужденны постоянно отслеживать меняющиеся законы. «Постоянное ожидание таких изменений препятствует реализации долгосрочных инвестиционных проектов по причине низкой предсказуемости налоговых издержек при разработке бизнес-планов», — откровенно сказал глава государства.

Вот только этот же самый глава уже 12 лет руководит нашей многострадальной страной. Удивительно, почему в процессе создания такой нездоровой экономической системы он не видел, куда мы под его руководством идем. На фоне этого совсем не кажется странным, что действующий президент Путин не стал называть имен ответственных за глобальные экономические просчеты, а большинство членов его команды, так и не построившие эффективное государство, кочуют с ним из Кремля в Белый дом и обратно.

Ирина САТТАРОВА, корреспондент 

Фото из архива «Нового Калининграда.Ru»

Комментарии к новости

Государство спонтанных покупок

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников о том, почему нельзя обсуждать наследие ЧМ без Дома Советов.