Праймериз на выживание, невидимки с деньгами и бесценные слуги народа

Важные события четверга: призрак турзоны на Куршской косе вроде бы как возвращается, потому что у губернатора вроде бы как есть для него инвестор, благосостояние светлогорских чиновников растёт как на дрожжах, а с праймериз "Единой России" по выборам главы города кандидаты слетают, как спелые яблоки с дерева.

savva.jpgПраймериз на выживание
Праймериз «Единой России» на пост главы Калининграда стремительно теряет участников. Примечательно, что вместе с техническими кандидатами — экс-депутатом областной Думы Ириной Губко и зампредседателем комитета архитектуры и строительства Артуром Крупиным, самоотвод взял один из фаворитов гонки — Юрий Савенко.

Если представить, что в политике есть некое подобие объективности и посмотреть на ситуацию с этой стороны, то события последних двух дней покажутся весьма удивительными. Так изначально на пост градоначальника претендовало семь человек: Александр Ярошук, Николай Власенко, Юрий Савенко, Артур Крупин, Ирина Губко, Евгений Чернышев и Сергей Новиков. Последних двоих вы, наверное, даже не знаете. Оно и неудивительно — эти персоны хотя и мелькали в публичной политике, но какими-то особенно яркими достижениями на этом поприще не засветились. Ирина Губко, руководитель компании «Ремжилстрой», засветилась в скандале с фальсификацией голосования на участке по тому округу, на котором она победила на выборах депутатов областной Думы. Не самая лучшая реклама перед выборами. Артура Крупина в ТВ-материалах все чаще можно увидеть в строительной каске, нежели за высокой трибуной.

Другое дело первые три кандидата. Сенатор Николай Власенко, пожалуй, выглядит самым слабым из тройки. Несмотря на его медийность, некую либеральность и вполне привлекательные суждения по многим вопросам, Николай Власенко никогда не занимался хозяйственно-административной деятельностью во власти. Должность главы регионального минпрома он занимал недолго, да и сам это пост больше ассоциируется с решением стратегических вопросов. Работа в городе, особенно на посту главы администрации, во многом связана с хозяйственными вопросами: уборка улиц, ремонт домов, канализация-отопление, ливневки и вечно страдающие животные нашего зоосада. На посту сенатора Власенко уже дважды не успел прочитать крайне резонансные законопроекты — про изменения в закон об Особой экономической зоне и пресловутый «закон о митингах». Словом, кроме как на примере «Виктории» мы пока так и не узнали, как применяет свой интеллект и хозяйские способности господин Власенко.

Александр Ярошук, разумеется, чаще всех остальных соперников появляется в поле зрения общественности и прессы. Все-таки действующий глава города. Правда, активизировался он только в последние пару лет, благополучно отсидев первую часть своего срока за спиной у Феликса Лапина, а позже — Светланы Мухомор. Вопрос: связана ли эти перемены с предстоящими выборами или просто у градоначальника спустя более, чем полсрока, проснулась сознательность? Да и не все обещания, которые давал Александр Ярошук в далеком 2007-м году, накануне своего избрания, исполнены. Та же самая точечная застройка, с которой тогда еще будущий глава города хотел покончить раз и навсегда, неоднократно становилась предметом публичных разбирательств. Надо отдать должное, эти болезненные градостроительные вопросы зачастую решались в пользу жителей (как, например, со сквером на Красной), но порой дело доходило до физического противостояния (как, например, с застройкой Ялтинского парка).

Юрий Савенко в плане городской застройки тоже не оставил после себя особенно теплых воспоминаний. Более того, его-то как раз нынешние власти и объявили автором точечной застройки. Правда, за время своего правления он успел подготовить город к юбилею, а некоторые скандальные здания, служащие для одних иллюстрацией дурновкусия, для других жителей стали любимым местом отдыха. К тому же, не секрет, что Савенко, в отличие от нынешнего главы города, прекрасный оратор и в устном бою на городской арене равных ему нет.

На этом фоне странной выглядит столь существенная разница, с которой Савенко уступил Ярошуку: 26 против 88 соответственно. Возможно, выборщики голосовали не только и не столько за публичные выступления, сколько за личность в целом. Политтехнолог Анатолий Ромашко отметил, что члены горотделения ЕР признавали: Ярошук много сделал для партии и лично для ее членов.

Но столь лояльное отношение партийцев к главе города было известно задолго до начала голосования. Неужели об этом Савенко не догадывался? Наверняка, он знал этот факт. Тем не менее, он готовился принять участие, а на юбилее городского отделения «ЕР» даже привел ответный аргумент: «Я мало работал для партии? Если я мало работал, то покажите, кто работал много! Я это отделение создавал».

Выходит, партийцы Савенко не пугали, а перспектива поработать на старом посту казалась привлекательной. Абсурдно рассчитывать и на то, что человек буквально за день лишился жажды власти. К тому же, если бы Савенко утратил интерес к городскому управлению, вряд ли бы он стал выдвигаться на пост депутата Окрсовета. Экс-мэр ведь еще и участник праймериз на одном из округов, где происходят довыборы в Совет депутатов. А, если вы помните, после избрания главы города, депутаты назовут председателя местного парламента. Таким образом, пройдя в окружной Совет, Савенко может стать председателем окружного Совета — пусть и не самым главным лицом в городе, но все же весьма весомым. Учитывая политический опыт экс-мэра, не исключено, что он сможет «перетянуть одеяло на себя», а через несколько лет, быть может, даже станет одним из конкурентов на пост губернатора.

Один вопрос все же остается не до конца понятным: почему Савенко идет столь извилистой тропой к городскому управлению? Сразу несколько источников заверили корреспондента «Нового Калининграда.Ru», что на процедуре праймериз имел место подкуп выборщиков. Дескать, слабым местом является так называемый "Народный фронт". Если все партийцы-выборщики перечислены в списках, то в ОНФ входят общественные организации, членство в них свободное и манипулировать участниками, привлекать кого-либо в качестве членов, а значит — участников предварительного голосования, достаточно просто. Хотелось бы, чтобы источники ошибались. Абсурдно думать, что подкуп инициировал кто-то из тех, кто уже покинул гонку. А если к грязным политическим технологиям прибегнул кто-то из оставшихся участников, возможно даже будущий мэр, то наше с вами положение крайне незавидно. Ведь снять свои кандидатуры с процедуры «жизни в Калининграде» куда тяжелей, чем отказаться от участия в нечестных праймериз.

Ирина САТТАРОВА, корреспондент 

tour.jpgНевидимки с деньгами
В четверг со слов губернатора Николая Цуканова стало известно, что заместитель председателя правительства России Дмитрий Козак поддержал его предложение сохранить особую экономическую зону туристско-рекреационного типа на Куршской косе.

Одним из аргументов стали уверения Николая Цуканова, что создание зоны на Куршской косе — «это жизнеспособное, инвестиционно—привлекательное и перспективное направление».

Напомним, что одним из поводов для закрытия зоны послужило именно отсутсвие инвесторов, готовых вложиться в этот проект. В августе 2011 года директор департамента ОЭЗ и проектного финансирования Минэкономразвития РФ Дмитрий Левченков заявил, что если до конца сентября инвесторы не будут найдены, то проект закроют. Он же уже в январе 2012 года сообщил, что таких товарищей с деньгами так и не нашлось ни для Куршской косы, ни для Ставрополья. 

Всего на обустройство туристско-рекреационной зоны на Куршской косе было запланировано 1,5 млрд. рублей из федерального и 300 млн. рублей из областного бюджетов. Еще ожидалось, что частные инвесторы вложат не менее 6 млрд. рублей. Считалось, что эта турзона могла бы привлечь до 1 млн туристов в год и принести в бюджет ежегодно до 600 млн рублей налоговых поступлений.

Отметим, что с обеими развлекательно-отдыхательными зонами области не везло с самого начала. Вернее, сначала наоборот казалось, что крупно повезло. Но потом оказалось, что никто не хочет строить ни казино, ни развлекательные центры в игорной зоне. Как заявляя тогда губернатор Георгий Боос, инвесторы-то есть, но они то не понимают чего-то, то им кризис мешает.  

С турзоной на косе ситуация осложнялась еще и тем, что там и ЮНЕСКО выражало озабоченность  по поводу планов по развитию туризма, и руководство нацпарка было категорически против какой-либо застройки своей территории.

Хочется отметить, что те тучи инвесторов, с которыми велись переговоры по поводу освоения участков игровой зоны, так и не были ни разу названы по именам никем из правительства Георгия Бооса. Даже намека, в каких краях обитают интересанты, никогда не поступало.

Похоже, что эту же тактику взял на вооружение и нынешний губернатор Николай Цуканов. По крайней мере, заявляя о большой инвестиционной привлекательности проекта турзоны на косе и отстаивая ее во всяких кабинетах, он ни разу не обмолвился, кто именно будет в нем участвовать, помимо федерального и регионального бюджетов. Более того, в наш век интернетов и айпадов нигде даже слуха, сплетни завалящей не появилось по поводу того, что вот-де, есть, есть инвесторы, приехали, посмотрели, условиями поинтересовались! Но, с другой стороны, Николай Николаевич, как опытный бизнесмен, высоко ценит конфиденциальность и всячески пресекает утечку информации конкурентам. 

Может, пора бы уже и сообщить, кто и в каком виде готов вложить свои частные денежки в косу? А то получится, как у предшественника.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

svetl.jpgБесценные слуги народа
В четверг региональный минфин на своем сайте опубликовал любопытные данные о том, сколько в муниципалитетах области работает чиновников, какова их плотность на душу обычного населения, и насколько их зарплата отличается от средних заработков одного вверенного им жителя, занятого в сфере экономики (то есть, в той самой сфере, которая платит в бюджет налоги и содержит этих самых чиновников).

В последний раз подобный отчет минфин области публиковал осенью прошлого года, поэтому сравнить, как изменились заработки слуг народных, которые не избраны, а назначены на свои должности, было очень интересно.

Оказалось, что чиновники Светлогорского района, которые в сентябре прошлого года зарабатывали в среднем по 30 тыс. рублей в месяц, теперь зарабатывают по 40 тыс. Отрыв их денежного довольствия от среднестатистического жителя района тоже вырос — если раньше средняя зарплата в экономике была 16,8 тыс. рублей, и разрыв не дотягивал до двукратного, то теперь он даже превысил этот уровень. Ведь в 1 квартале средняя зарплата среднестатистических жителей составляла 19 тыс. рублей в месяц. При заработках чиновников в 40 тыс. — разрыв более чем в два раза.

Столь стремительный рост окладов в Светлогорске показателен на фоне списания долгов муниципалитетам. Светлогорский район входил в список лидеров по долгам. Район был должен больше 326 млн рублей, из которых 251 ему просто так обнулили за счет налогоплательщиков. Чем не повод повысить себе зарплаты в 1,5 раза? Долги-то выплачивать не надо. 

Не лучше ситуация с вторым местом — чиновники Краснознаменского городского поселения получают в среднем по 39,3 тыс. рублей в месяц. При этом средняя зарплата на одного жителя Краснознаменска в экономике — 16 тыс. рублей. Разница — три раза. По всей видимости, в администрации городского поселения работают какие-то уникальнейшие специалисты, раз местные жители готовы нести на себе такую ношу? Сам Краснознаменск, по всей видимости, развивается и растет на глазах, и уже скоро станет городом-садом?

Кстати, не так плохо зарабатывают муниципальные служащие других поселений, которые тоже весьма отличаются ухоженностью и развитием - в пос. Донское и Зеленоградского городского поселения чиновники получают по 29 тыс. в месяц, Гусева и Гвардейска по 27 тыс. Калининград в этом списке занимает почетное седьмое место — 26 тыс. в месяц, но и отрыв от средней зарплаты в экономике не так велик - 3 тыс. рублей.

Еще один любопытный факт — выяснилось, что максимальное число чиновников работает в муниципалитетах второго уровня, то есть администрациях городских округов и районов. Там числится 3652 служащих со средней зарплатой 19,9 тыс. в месяц. В городских поселениях служащих не так уж и много — всего 307 человек (средняя зарплата 22,6 тыс. рублей в месяц), еще 629 человек работают в сельских поселениях (заработки 13,2 тыс. рублей в месяц). То есть, получается, что муниципальная реформа, направленная на ликвидацию первого уровня, которую губернатор Николай Цуканов не раз представлял как способ избавиться от армии чиновников, ликвидировала бы не так много должностей.

Теперь о том, во сколько нам обходятся слуги народные. Служащие городских округов и районов каждый месяц получают из бюджетов 72,6 млн рублей или 872 млн рублей в год. Служащие городских и сельских поселений — 83,2 млн и 99,6 млн рублей соответственно. Итого бюджеты тратят больше 1 млрд рублей на содержание своего аппарата. Это не считая затраты на содержание правительства области, которое оценивается в аналогичную сумму.

Конечно, совсем без чиновников жить нельзя, но и меру, наверное, тоже надо знать. Контрольно-счетная палата области начала проверку муниципальных образований «Светлогорский район», «городское поселение «Посёлок Донское», «городское поселение „Город Светлогорск“». Проверка связана с реструктуризацией долгов муниципалитетов перед областным бюджетом. Можно надеяться, что аудиторы сделают свои выводы по поводу целесообразности расходования бюджетных средств на собственное содержание чиновников. 

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент.

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.