ФАС - парковкам, президент - ВУЗам, реальность - туризму


Важные события среды: антимонопольная служба наконец занялась парковками и парковщиками, президент озаботился излишним числом желающих получить высшее образование, а турзона на Куршской косе, на которую возлагали столь много надежд, оказалась почти полностью непригодной для развития туризма.

traffi.jpgФАС паркингам
В среду региональное управление Федеральной антимонопольной службы распространило сообщение, которое должно пролить елей на души калининградских автомобилистов. УФАС заинтересовалось странным ценообразованием основных калининградских платных паркингов, которые, как утверждает антимонопольная служба, занимают доминирующее положение на рынке парковочных услуг. Речь идет о паркингах торгового центра «Европа» и «Акрополь», которыми, соответственно, оперируют ООО «Евроклининг» и ООО «Мюллер и К».

Напомним, корреспонденты «Нового Калининграда.Ru» еще год назад в рамках акции «Не паркуйся, как…» в ходе рейда по парковкам обратили внимание на то, что в ТРЦ «Европа» тарификация составляет по 50 рублей за 1,5 часа. Поставил машину на 15 минут? Плати за 1,5 часа. Поставил на 1 час 35 минут? Плати за 3 часа. Весной стало известно, что аналогичную тарифную политику выбрала для себя и парковка «Акрополя».

При этом в августе 2011 года мы писали про то, что в других регионах страны подобная практика считается незаконной. Арбитражный суд Челябинской области постановил, что оплата услуг автопарковочного комплекса местного аэропорта за неполные сутки как за полные — это оплата за неоказанные услуги. Челябинское ФАС утверждало, что компания-оператор платной парковки имеет все возможности «установить тарифы с точностью до 1 минуты (секунды) по времени и до 1 рубля (копейки) по стоимости».

Отметим, что тогда же, в августе прошлого года мы обратились в региональное управление Федеральной антимонопольной службы, где нам сообщили, что «собирают информацию по поводу платных паркингов в городе». «Если вы не видите конкретных результатов, это еще не значит, что работа не ведется, — заверила корреспондента «Нового Калининграда.Ru» руководитель УФАС Ольга Боброва.

Позже, в ходе организованного «Новым Калининградом.Ru» «круглого стола», посвященного парковкам, который прошел в январе 2012 года, Ольга Боброва сообщила, что введение поминутной оплаты на паркингах зависит от желания самих операторов платных парковок. Генеральный директор торгового центра «Акрополь» Нина Тупий, в свою очередь, заверяла, что платные паркинги вводят тариф в 50 рублей за полуторачасовую парковку автомобилей из-за проблем с 10-рублевыми купюрами, которых не хватает.

Но, наконец, справедливость если и не восторжествовала, то хотя бы замаячила на горизонте.

УФАС в среду сообщило, что компании не смогли представить экономические обоснования стоимости парковки в 50 рублей за 1 час 30 минут, и что просто эта цена «соответствует сложившимся на рынке города Калининграда обычаям делового оборота и уровню цен».

«Парковки оснащены автоматическими комплексами, включая автоматы для принятия и выдачи денежных купюр. Устанавливая оплату услуги за полтора часа, компании, по нашему мнению, необоснованно берут деньги за каждые неполные полтора часа пребывания автотранспорта потребителей на парковках как за полные, — отметила руководитель УФАС Ольга Боброва. — Если граждане не укладываются в такой временной интервал, уже следующую, даже одну минуту владельцы автомобилей должны оплачивать по полной цене услуги, т. е. еще за полтора часа».

По мнению Бобровой, взимание платы за услуги парковки, которые фактически не были оказаны, ущемляет интересы потребителей. Специалисты антимонопольного управления считают, что действия ООО «Евроклининг» и ООО «Мюллер и К» должны рассматриваться как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, они содержат признаки нарушения Закона о защите конкуренции.

Калининградское УФАС направило компаниям предупреждения о необходимости прекратить до 1 августа 2012 года действия, которые содержат признаки нарушения законодательства.

К сожалению, получить комментарии по поводу сообщения УФАС у руководителей парковок «Европа-центра» и «Акрополя» не удалось — управляющий парковкой «Акрополя» оказался не доступен для комментариев. В «Европа-центре» корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» сообщили, что «смогут дать информацию, если будет возможность».

Остается дождаться 1 августа, чтобы проверить, как отреагируют бизнесмены на предупреждение УФАС. При этом не стоит забывать, что в городе есть еще два крупных платных паркинга со странной тарифной политикой, до которых рука ФАС пока не добралась — в «Плазе» и «Кловере». Было бы неплохо, чтобы ситуация с оплатой парковки как-то изменилась до того момента, как вступит в силу закон об эвакуаторах, и автомобилистам придется  пользоваться услугами паркингов. Ведь пользоваться ими многие как бы и не против. Просто несправедливо это — платить за неоказанные услуги, за 15 минут, как за полтора часа.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

bfu.jpgНекачественная куча
Высшее образование в нашей стране уже только невозможные оптимисты называют качественным. Хотя, вроде бы, жестокая рука рынка должна была бы уже давно навести здесь порядок, удушив те институты, академии и университеты, которые ничему хорошему не учат. И ведь вроде бы конкуренция должна быть тут просто зверской, за абитуриентами должна идти охота еще в школе! Ан нет, ничего такого! Пока всем находится и студент и лицензия. Всем трем тысячам вузов.

Чисто арифметически, разделив 140 миллионов граждан на 3000, получаем, что на один вуз приходится всего 46 600 населения, включая младенцев и старцев. То есть, практически каждый желающий с полным средним образованием может найти себе подходящую студенческую скамью. В результате, из разнообразных "альма матер" на волю выпускаются очень условные специалисты.

Это уже настолько очевидно, что даже премьер-министр РФ Дмитрий Медведев не выдержал и заявил, что считает избыточным то количество высших учебных заведений, которое сейчас есть в России. Поэтому  значительная часть вузов, которые не отвечают современным критериям, должны быть реорганизованы или даже закрыты. «Это мое глубочайшее убеждение», - подчеркнул он. 

Такого же мнения придерживаются многие из тех, кто имеет какое-нибудь отношение к высшей школе. Еще в мае новый министр образования РФ Дмитрий Ливанов говорил, что в России необходимо вдвое сократить число бюджетных мест. Ведь, как заметил он уже в июне, «у нас очень много вузов. Среди них есть и плохие, и средние, и хорошие, и действительно очень многие недовольны тем, что в этих вузах происходит». 

И ректор Калининградского государственного технического университета Владимир Волкогон считает, что людей с высшим образованием многовато. По его мнению, на одного-двух выпускников вуза должно приходиться 5–6 выпускников среднего профессионального образования и 11–12 "квалифицированных рабочих кадров“. 

И ректор Балтийского федерального университета имени Канта Андрей Клемешев уверен, что уменьшение числа бюджетных мест хотя бы по социально-гуманитарному профилю в высших учебных заведениях было бы обоснованной мерой

Между прочим, мы сейчас наблюдаем удивительный парадокс. Как известно, уже несколько лет в Калининградской области, да и в стране в целом, одними из самых востребованных специальностей в вузах являются юристы и экономисты. Их навыпускали уже столько, что, наверное, у каждого из нас есть пара-тройка знакомых с такими дипломами, при этом работающих по совсем другой профессии.

И вот сейчас выяснилось, что России остро не хватает именно юристов и экономистов. Причем речь идет о сотнях и тысячах!  Хотя этот факт вряд ли станет счастливым билетом для кого-то из нынешних непристроенных специалистов по праву и экономике. Нужны-то профессионалы высочайшего уровня, которые в любой стране найдут себе достойное место. А не те, которые диплом-то имеют, а компьютер включить не могут

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспонеднт

kosa.jpgКоса: эффект замедления
История вокруг турзоны на Куршской косы за несколько лет трансформировала принцип бритвы Хенлона на российский манер. Если американский автор писал: «Никогда не объясняйте злым умыслом то, что вполне можно объяснить глупостью», то отечественным публицистам стоит всё чаще искать объяснения различным неурядицам в банальной небрежности. Так, спустя 5 лет после создания турзоны, выяснилось, что участки, отведенные для этого богоугодного дела, просто не подходят под строительство.

Вкратце напомним канву событий. Туристско-рекреационная зона «Куршская коса» была создана постановлением правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 года. В этом же году было подписано соглашение между правительством РФ, администрацией Зеленоградского района и правительством региона о создании турзоны. На территории области появился филиал ОАО «Российские особые экономические зоны» под руководством Михаила Трушко.

Возможную прибыль подсчитали быстро: власти последние 5 лет неоднократно повторяли, что для создания инфраструктуры на косе возможно привлечение от 5 до 6 млрд рублей федерального финансирования. По оценкам предыдущего правительства, турзона могла бы привлечь до 1 млн туристов в год и принести в бюджет ежегодно до 600 млн рублей налоговых поступлений.

Правда, при создании турзоны торопились только с планами. Если прибыль и туристов посчитали еще до того, как на косе был положен первый кирпич в рамках нового проекта (первый кирпич не положен и до сих пор), то со всеми остальными атрибутами реализации проекта причастные стороны были значительно медлительнее.

Лишь спустя год, 27 марта 2008 года, Министерство экономического развития и торговли России определило четыре земельных участка на Куршской косе в Калининградской области для создания туристско-рекреационной особой экономической зоны (ТРОЭЗ). 

Первый реальный шаг к созданию турзоны сдобрили и порцией обещаний. «Из федеральной казны предусмотрено финансирование строительства инфраструктуры (газ, вода, электросети), а также берегоукрепление, строительство беговой дорожки в рамках международного проекта Eurovelo и автомобильной дороги Зеленоградск-Морское», - заявляли аудитории. Только на эти цели государство должно было выделить 1,8 млрд рублей по тогдашним ценам.

Правда, бдительные экологи почему-то все время несколько скептически относились к этой идее. Так, еще в 2008 году были обнародованы данные экологической организации Bellona, согласно которым земельные участки, выделенные под турзону, являются наименее пригодными для развития. В частности, на участке общей площадью около 160 га, примыкающем к границе поселка Рыбачий, «практически целиком пропадает единственное в национальном парке луговое сообщество, являющееся кормовой базой для животных, обитателей Куршской косы, а также единственным местом произрастания луговых видов орхидей». Эксперты отмечали, что мелиорация, которая будет предшествовать строительству, нарушит гидрологический режим, под угрозой окажется богатейшее сообщество водных и околоводных обитателей — лебедей, цапель, бобров и так далее.

Затем грянул злосчастный кризис, разговоры об инвестициях почти сошли на нет. Но уже в 2009 году про туристско-рекреационную зону, как про туз в рукаве, вспомнили вновь. Георгий Боос, который пророчески заявил: «На Куршской косе не построят ничего, что навредит экологии». Спустя 5,5 лет словам экс-губернатора действительно начинаешь верить: на Куршской косе, наверняка, действительно не построят ничего, что навредит экологии. На Куршской косе, кажется, вообще ничего не построят.

Судите сами. В августе 2009 года было заявлено, что целых семь потенциальных инвесторов готовы вкладывать деньги в развитие Куршской косы и стать резидентами особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. В числе желающих вложить деньги в зону числились как зарубежные организации с участием итальянских, немецких инвесторов, так и московские компании. Имена их, однако, власти назвать не решились.

Прошел год — от инвесторов ни слуху, ни духу. Зато за это время крайне вялотекущим проектом успели озаботиться в ЮНЕСКО, но российские власти продолжали упорствовать в своих заявлениях: мол, вреда косе не нанесем, а проект будет.

Еще почти год молчания. На дворе уже год 2011-й. И тут внезапно обнаружилось, что некогда заявленные 7 инвесторов испарились, а Минэкономразвития и вовсе настаивает на закрытии проекта. Нельзя сказать, что и это федеральное ведомство было особо энергично в исполнении своих планов. Наступил 2012-й год, а неопределенность с Куршской косой сохранялась.

И вот, наконец, чиновники федеральных ведомств слетелись в Калининград, выехали на Куршскую косу и, по словам Николая Цуканова, решили провести решающее совещание, чтобы определить: стоит ли все-таки делать эту злосчастную турзону. Некоторые сотрудники федеральных ведомств, ответственные за проект, нисколько не смущались, признавая, что в нацпарке они впервые. 

При столь нескрываемом рвении неудивительно, что в процессе беседы выяснилось: 3 из 4 участков категорически непригодны для создания турзоны. Еще один участок обсуждается. Губернатор Цуканов заявил, что за 10 дней Минприроды все же определится: можно ли строить на косе, и если можно-то где. Правда, учитывая предысторию проекта, не исключено, что эти 10 дней пройдут через пару-тройку лет.

Ирина САТТАРОВА, корреспондент

Комментарии к новости


Самая стыдная история

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников, о наиболее ярком «обмане» инвестора в истории области.