Вчера была война, общественный фильтр и пыль в глаза туриста


Важные события пятницы: в атмосфере секретности целая градообразующая военная часть благополучно снимается с места, в столице задумались о том, что назначать неизвестных абы кого на хлебные места в органах власти - не такая уж хорошая идея, а прелести региональной туриндустрии ответственные за её развитие решили рекламировать... местным же жителям.

vert.jpgВчера была война     
В пятницу стало известно о том, что в августе прекращает свою службу вертолетная эскадрилья в посёлке Донское. Точнее, по словам главы муниципалитета Василия Ельца, она уже свою работу практически прекратила, техника и люди перебазировались к другому месту службы.

«Гарнизон выводили в течение некоторого времени. Сейчас почти никого не осталось, только комендант и охрана, имущество пустует, вопрос с дальнейшим его использованием не решен», — сказал Елец.

О том, что база прекращает существование, ранее в пятницу сообщил коллегам журналист «Независимого военного обозрения» Александр Рябушев.

«Там остается 345 га площадей и военный аэродром. Судьба всего этого имущества пока неизвестна, но, насколько я знаю, губернатор поручил проработать вопрос о размещении там стационарного „Балтийского Артека“. Есть предложения и от бизнеса — открыть там частный аэродром для малой авиации, которым могли бы пользоваться туристы, — рассказал Рябушев. — Но возможен и самый печальный вариант развития событий — имущество останется у Минобороны и просто будет разграбляться, как это мы наблюдали на той же Балтийской косе».

Рябушев задал вопрос о судьбе гарнизонного имущества губернатору Николаю Цуканов, который, как оказалось, о сокращении целой эскадрильи ничего не знал.

«Я думаю, этот вопрос, прежде всего, необходимо задать министерству обороны, в частности, командующему Балтийским флотом, и я сейчас задам ему этот вопрос. Я ничего подобного не слышал, никаких поручений в части размещения „Балтийского Артека“ я не мог давать по одной простой причине — я не знал, что эта территория будет высвобождаться», — сказал Цуканов.

При этом губернатор пообещал попытаться связаться с Министром обороны, чтобы задать ему вопросы по поводу базы. «Если такое решение принято Минобороны, я буду ходатайствовать о передаче имущества в областную собственность для организации туристко-рекреационной зоны, либо других объектов. Будет территория — будем думать, что с ней делать. Больше я прокомментировать, к сожалению, не могу ничего», — добавил Цуканов.

Все это весьма удивительно, прискорбно и вызывает крайнее недоумение. Ведь не далее, чем в апреле, пресс-служба правительства области доблестно сообщала о том, что у руководства области налажено тесное взаимодействие с Министерство обороны по поводу передачи бывшего военного имущества.

Сообщалось, что работает целая межведомственная комиссия, в которой заседают высшие чины флота и сам губернатор, полным ходом идет передача детсадов Минобороны, решены вопросы со спроткомплексом в Балтийске, матросским клубом и даже с Домом офицеров в Гусеве, который Николай Цуканов просил передать в собственность района несколько лет назад, будучи главой района, и, помнится, экс-губернатор Георгий Боос обещал тогда ему с этим помочь. Зачем тогда говорить о каком-то тесном взаимодействии с Минобороны и совместной работе в комиссиях, если буквально под носом правительства области идет передислокация важнейшего градообразующего элемента для целого поселка?

Складывается впечатление, что у нашего Минобороны до сих идет пор война, и ему крайне необходимо перебрасывать войска втайне от противника. Противником же в этих маневрах, как выясняется, выступает правительство Калининградской области, которое даже своей нормальной разведки не имеет. Иначе как получилось, что Николай Цуканов только сегодня узнал обо всем этом?

Ликвидация базы действительно большая потеря для посёлка Донское, в котором сейчас живет около 3 тысяч человек, и в котором нет особо никакой работы. Я бы даже сказала, монопоселка — по аналогии с моногородами, жизнь в которых замирает после ликвидации единственного градообразующего предприятия. Глава Донского Василий Елец, кстати, признал, что с выводом из поселка базы перед муниципалитетом действительно возникнут серьезные проблемы. Да, в Донском есть прекрасный пляж, и поселок мог бы стать весьма привлекательным для туристов. Но пока что и сама наша область, более развитые её муниципалитеты особо привлекательными для туристов, увы, не стали. Наверное, о том, что нужно делать с Донским, думать нужно было еще вчера. Но, увы, вчера была война.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

gov_new.jpgОбщественный фильтр
Минтруд России уверен, что для успешной работы в госорганах чиновнику необходимо получить общественное одобрение. Для этого нужно, чтобы в конкурсных и аттестационных комиссиях были представители общественного совета при органе государственной власти. Это предложение содержится в подготовленных ведомством поправках в закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Законопроект уже внесен в Правительство РФ. Благодаря советом общественности, убеждено министерство, конкурсы станут прозрачнее и объективнее, а на госслужбу придут настоящие эффективные специалисты. 

Возможно, что при таком подходе удастся добиться и еще одного: широкая общественность наконец-то будет хоть что-то знать и про новых госуправленцев до момента их появления в чиновничьем кресле, и про мотивы «продвигальщиков» разнообразных человечков на теплые и не очень места.

А то в нашей конкретно взятой области львиная доля назначений вызывает у многих недоумение и вопросы: а откуда человек взялся-то? Где он был раньше и чего там добился, раз уж теперь сидит на высоком посту? А ответов на эти вопросы почти никогда нет, что и порождает неприятные слухи о дружеском участии.

Самый яркий тому пример – экс-руководитель аппарата администрации правительства области Евгений Михайлов. Как в свое время сказал губернатор, это «очень эффективный управленец, он достаточно долго работал в аппарате, он 4 года работал в аппарате в Гусевском муниципалитете, здесь достаточно долгое время работал, и, в принципе, очень эффективно». «Достаточно долго» - это с октября 2010-го по февраль 2012-го. Глава региона был уверен, что Михайлов сам выберет свое место работы и сообщит об этом. Оказалось, что такой ценный кадр нужнее всего опять-таки облправительству (или ему - правительство), куда Михайлов и вернулся уже в качестве эксперта через две недели после отставки и пребывает в этом чине и месте до сих пор, причем с не до конца понятной зарплатой

Не так давно у нас появись два новых министра – строительства и ЖКХ. Министр строительства Сергей Майоров имеет предсказуемое военное и коммерческое прошлое, причем неместное. И.о министра ЖКХ Максим Федосеев – физик, налоговик и юрист, пришедший в облправительство из Гурьевской администрации. На свои посты они назначены решением губернатора, который имеет на это законное право. Но что имена этих людей говорили до их назначения более-менее значимому количеству жителей области? 

Или вот переход Игоря Кудрявина из областной избирательной комиссии в областное правительство на пост главы агентства по внутренней политике. Интернет-общественность с этим человеком знакома, в принципе, неплохо, но вряд ли даже она получила внятные пояснения, чем вызвана эта рокировка. Не говоря уж о том, что мало кто "со стороны знает, почему столько человек за короткий срок пересидело в кресле Кудрявина до него. 

Уходы-возвраты его непосредственного руководителя, вице-премьера по внутренней политике Александра Торбы тоже у многих несведущих вызывают недоумение.

В принципе, в конце 2010 и в 2011 году, благодаря «промежуточному» кабинету министров Калининградской области, через высокие кабинеты ДД, 1 прошли очень многие, а задержались единицы. Да и сейчас кадровая "текучка" высшей пробы - обычное состояние облправительства, стоит только вспомнить постоянные изменения состава тех, кто должен обеспечивать связи с общественностью.

При этом Николай Цуканов после своего вступления в должность 29 сентября 2010 года заявил, что рассчитывает на поддержку состава правительства большинством населения. Но, похоже, на самом деле в кадровых вопросах новый губернатор взял на вооружение методы старого, который тоже любил формировать свою команду из людей в регионе неизвестных. 

Отметим, что на уровне властей Калининграда ситуация очень похожая. Правда, в последнее время большинство кадровых пертурбаций проходят очень ярко благодаря главе города Александру Ярошуку. Он еще в мае пообещал ряд отставок в администрации города и держит свое слово. За собственноручно спиленное дерево стал бывшим начальник отдела охраны окружающей среды и водных ресурсов администрации Калининграда Александр Данилов. За «ряд нерешенных вопросов, связанных с деятельностью комитета городского хозяйства» лишился места заместителя главы городской администрации, председателя комитета городского хозяйства Александр Хазак. За безобразную работу общественного транспорта города был уволен по «административной реформе» начальник транспортного управления городской администрации Андрей Носонов.

Не совсем вписывается в этот сценарий самая весомая потеря ПП, 1 – отставка главы горадминистрации Светланы Мухомор. Но и ее решение уйти имеет понятные всякому причины. 

А вот назначения не столь зрелищны. Например, новым начальником дорожно-транспортного управления администрации Калининграда стал некто Владимир Чердаклиев, который ранее работал «матросом, плотником и водителем», а потом стал кандидатом  юридических наук.  

Так что, может быть, благодаря инициативе минтруда, процесс властного хоровода станет более понятным.

Татьяня НОВОЖИЛОВА, корреспондент

seaside.jpgПыль в глаза туриста
Пока поляки готовятся принять калининградских туристов, региональные власти предпринимают отчаянные попытки заставить население «отдыхать дома». Как обычно, вместо дел предпочтение отдается словам. Очередную бюджетную копейку решено пустить на «промыв мозгов»: агентство по туризму решило заказало на местном телевидении передачу, где калининградцам рассказывали бы о красотах родной области.

Согласно техзаданию, за 480 тыс рублей один из местных филиалов федерального телеканала должен будет подготовить как минимум 8 передач по 20 минут о туристических радостях внутри нашего региона. Примечательно, что ТВ-программы выйдут в местном эфире, и транслироваться они будут с сентября по декабрь.

Объясняя зачем жителям маленькой области рассказывать об их же регионе, начальник отдела развития внутреннего туризма и организации туристской деятельности Ольга Гарбар сообщила: «Во-первых, не все жители знают о возможностях внутренного туризма. Во-вторых, у нас в области есть много красивых мест, куда захотят поехать те, кто увидит передачу. В-третьих, там (в программе — прим. „Нового Калининграда.Ru“) будет представлена информация об услугах, которые оказываются в том или ином муниципалитете».

Согласно российскому законодательству, турист — это «гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки». То есть чисто теоретически, агентство по туризму, сагитировав жителей Калининградской области регулярно выбираться на выходные в соседние муниципалитеты, может быть, и достигнет заветной цифры в 7–10 млн отдыхающих.

Вот только, как в одном известном анекдоте, есть нюанс. Телевизионному пиару вряд ли удастся составить конкуренцию народной молве. А молва эта в скором времени донесет, что множество действительно прекрасных мест нашего региона, увы, не очень пригодно для качественного отдыха. Например, для того, чтобы добраться до уникального музея Донелайтиса, вам придется воспользоваться исключительно личным транспортом и приготовиться испытать на себе все прелести местного бездорожья, а заодно и позаботиться о заблаговременном приготовлении еды. 

И это, увы, не частный случай, когда настоящая туристическая жемчужина затеряна среди непривлекательных житейских реалий. В общей сложности на развитие туризма в Калининградской области на 2012 год выделено всего 100 млн рублей (правда, в 2011 году на развитие туризма было выделено всего 18 млн рублей), что мало коррелирует с амбициозными планами по развитию этой отрасли. 40 млн рублей из этой суммы выделены на разработку проектно-сметной документации туробъектов приморской зоны, 10 млн рублей — на разработку концепции развития туризма, 8,7 млн рублей — Зеленоградскому району на проект концепции развития веломаршрута по территории Приморской рекреационной зоны вдоль Балтийского побережья, 11,8 млн — Пионерскому на проект развития транспортной инфраструктуры рекреационной зоны. 

Светлогорск должен получить субсидию в 3,6 млн рублей на разработку проекта «Пешеходной туристической зоны с реконструкцией ул. Октябрьской и ул. Ленина». На организацию ознакомительных выездов в муниципалитеты социально-незащищенных слоев населения в бюджете предусмотрено 84 тыс рублей, на рекламу региона в федеральным СМИ — 1,9 млн рублей, еще 500 тыс рублей — на наружную рекламу.

Таким образом, большая часть средств, выделяемых на туризм, — это некий задел на будущее. Фактическая поддержка тех, кто здесь и сейчас пытается хоть как-то развлекать наших отдыхающих, в основном сведена разве что к рекламе. Правда, эффективность этой меры вызывает некоторые сомнения у экспертов.

С одной стороны, действительно, не все жители региона знают об «изюминках» Калининградской области, с другой стороны, эксперты полагают, что сумма, которая тратится на телепередачу достаточно существенна, и, возможно, ей можно было бы найти более достойное применение. Например, пиар-менеджер проекта развития сельского туризма в Полесске Виктория Корнева считает, что городам и поселкам региона не хватает продвижения.

«Как раз сезон показа телепередач выбран очень удачно. Летом люди обычно находятся в отпусках, а запустить программу с началом нового телевизионного сезона — удачная идея. Мы заинтересованы в том, чтобы туристы посещали наши объекты круглый год. И эти идеи нам только на руку. Другой вопрос касается профессионализма наших телевизионщиков. Если программа будет качественной, то, возможно, люди действительно к нам приедут», — отметила Виктория Корнева.

Директор ассоциации рестораторов и отельеров Валерий Прыжков согласен с тем, что продвижение региональным объектам нужно, но не уверен, что на это стоит тратить столь существенную сумму. «Тратиться из бюджета в таком количестве, мне кажется, излишне. Информировать — надо, но не такими средствами. Главная проблема не в том, что жители не знают о привлекательных местах региона, а в том, что нет инфраструктуры для отдыха», — подчеркнул Валерий Прыжков. Эксперт уверен, если бы эти средства пошли на обустройство хотя бы одного туристического объекта, то «„сарафанное радио“ в нашей маленькой области быстро разнесло бы всю нужную информацию».

Арендатор замка Шаакен Елена Бережная отметила, что проблема продвижения привлекательных для отдыха мест действительно стоит перед местными туркомпаниями. Правда, по ее мнению, к примеру, замковый туризм такими методами поддержать не удастся, так как замки региона не приспособлены к тому, чтобы принимать отдыхающих в холодное время года.

«У нас пока поддержка больше на словах, чем в делах. 480 тыс рублей — не очень большая сумма, но если бы ее, к примеру, пустили на субсидии предпринимателям, которые вкладывают в развитие своих проектов, это было бы более удачное применением средств. Нам бы, к примеру, такие деньги не помешали, как и многим другим. Сейчас все, что зарабатываем, вкладываем в развитие. При этом у наших соседей это уже есть. Программа, которая бы рекламировала привлекательные места, наверное, поможет — но отелям, подворьям», — отметила Бережная.

К слову, региональным властям, которые собрались рекламировать местные достопримечательности, не стоит забывать, что вскоре для калининградцев откроются польские границы. И что бы не сообщали из телевизора, то самое «сарафанное радио» быстро доложит о том, какие уютные места для отдыха оборудованы в соседней земле, где, кстати, предприниматели получают преференции отнюдь не рекламного свойства.

Ирина САТТАРОВА, корреспондент

Комментарии к новости


Самая стыдная история

Заместитель главного редактора «Нового Калининграда» Вадим Хлебников, о наиболее ярком «обмане» инвестора в истории области.