Рогозин на Луне, смерть марины и дно шуфлядок

Важные события вторника: вице-премьер Рогозин вознёсся главою непокорной аж до самой Луны, яхтенная марина в Пионерском пополнила список так и не реализованных мегапроектов предыдущего правителя региона, а губернатор не в состоянии работать без мебели с выверенными до миллиметра размерами ящиков и фурнитуры цвета состаренной бронзы.

1.jpgРогозин на Луне
Было время, когда наши космические корабли первыми бороздили просторы Вселенной, а вся страна напевала «и на Марсе будут яблони цвести». Сегодня вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин вспомнил те славные времена и решил: пора вернуть России ее законное первое место в бескрайнем космосе. Для этого, по его мнению, необходима какая-нибудь сверхзадача. «Отчего бы яблоням не зацвести на Луне», — подумалось, наверное, Дмитрию Олеговичу, поэтому он в прямом эфире радиостанции «Вести ФМ» заявил: «Я бы предложил большую задачу решить, такой задачей могло бы стать создание лунной станции».

Это вам не ерунда какая-то, это будет такая «сверхцель, которая потянет за собой науку, промышленность, которая позволит стране вырваться из того плена проблем, в которых мы находимся 20 лет», говорил вице-премьер.

Вообще, конечно, куратор оборонзаказа, ВПК, атомной и космической промышленности всея Руси за последние полгода заметно сдал в своих грандиозных планах. Ведь еще в марте для него Луна была мелковата, ему другие планеты в мечтах грезились: «А зачем нам лететь на Луну? Что мы там можем найти полезного? Может, есть другие задачи, связанные с Марсом, Венерой и изучением физики Солнца», — вспоминало сегодня слова чиновника РБК.

Видимо, Рогозин хорошенько сопоставил все последние «успехи» в российской космической отрасли и решил поумерить аппетиты. Потому что пока в списке «достижений» значатся в основном наши промахи. Взять хотя бы утопленные в конце 2010 года в районе Гавайских островов три спутника ГЛОНАСС, неудачные запуски корабля «Прогресс М-12 М» с ракетой-носителем «Союз-У» 24 августа, ракеты-носителя «Протон-М» со спутником связи «Экспресс-АМ4» 18 августа 2011 года, да слухи о нецелевом расходовании более полумиллиарда рублей, выделенных из федерального бюджета для ГЛОНАСС. Неудачи со спутниками, кстати, оцениваются в добрых 16 млрд рублей. Но разве это деньги, когда речь идет о бескрайних просторах Вселенной?

Луна же нас должна спасти от позора. А то перед соседями стыдно: финансирование космической отрасли постоянно растет — с 2012 по 2015 год на нее планируется потратить 650 млрд рублей, — а спутники падают. По всей видимости, лунная станция должна стать кульминацией реформирования российской космической сферы, которое планируется завершить к 2016 году. И тогда Рогозин сможет довольно улыбнуться: вот к чему приводит мое руководство, — подумает он, — вот как правильно иногда взять все в свои сильные вицепремьеровские руки.

Дмитрия Олеговича, правда, постоянно отвлекают от лунных грез. Специалисты все твердят ему о нехватке квалифицированных кадров, старении инженерно-конструкторского корпуса, недостаточности материальных и социальных стимулов для молодежи. Эх вы, мелочные, приземленные ученые и эксперты! Что бы вы понимали в истинной цели российской космической отрасли! О великом нужно думать, о яблонях на Марсе, тьфу, то есть на Луне.

А пока Дмитрий Рогозин мечтает, словно Незнайка, посмотреть на Луну вблизи, вера россиян в возрождение отечественной космонавтики тает на глазах. Согласно августовскому опросу фонда «Общественное мнение», 67% опрошенных наслышаны о неудачах российской космической отрасли, а треть респондентов (36%) думают, что расходуемые на все эти падающие спутники миллиарды лучше было бы потратить на решение других, земных, проблем.

Может, и Рогозину пора спуститься на землю? Иначе если станция на спутнике все-таки в ближайшее время заработает, а специалистов по-прежнему не будет хватать, техника продолжит разваливаться, а все талантливые ученые сбегут из страны из-за нищенских зарплат, вице-премьеру только и останется, что улететь на Луну. А то не поймут. Впрочем, тенденция показывает, что некоторая часть важного оборудования при постройке станции может затяряться в глубинах мирового океана. Правда стоить такая техника может куда больше, чем обычные спутники, общей стоимостью 16 млрд рублей.

Мария БОЧКО, корреспондент

2.jpegСмерть марины
На заседании рыбохозяйственного совета Калининградской области во вторник практически все участники с облегчением обсуждали тему провала проекта строительства яхтенной марины в Пионерском — одного из мегапроектов, оставленных нам Георгием Боосом.

Оказалось, что там теперь все плохо: земли распроданы, из-за чего ни пограничники не могут нормально работать, ни сам порт реконструироваться. Даже в его фарватер нанесло уже столько песка, что скоро и катер там не пройдет, не говоря уж о чем-то более солидном, например, военном корабле. Который вполне может там появиться, так как этот объект был не только почившей в бозе Пионерской базой океанического рыболовного флота, но и до сих пор является запасным портом Балтфлота. Правда, военные, похоже, свои запасники давно не проверяли, иначе бы обнаружили, что их имущество кем-то распилено.

А как шикарно все начиналось! Весной 2008 года публика впервые узнала о том, что появился проект яхтенной марины в Пионерском — лучшей на Балтике. Инвесторами себя объявили известный многим Юрий Синельник и французская компания «Мерсфор», которую представлял Доминик Буйон, обещавший передислокацию в Пионерский всех яхтенных запасов Москвы и Санкт-Петербурга. Осенью того же года проект марины первый раз свозили во Францию.

Строительством марины занялось специально созданное акционерное общество «Амбер Ленд компани», контрольный пакет акций которого принадлежит российской компании, а 49% — «Мерсфору». Как тогда заявили авторы проекта, первые туристы-яхтсмены смогут приплыть в город уже в 2011 году. Завершить же стройку полностью планировалось в 2012 году. Губернатор Калининградской области тех времен Георгий Боос в сентябре 2009 года заявил, что 10% инвестиций проект уже собрал, а в марте 2010 года сообщил, что собственно стройка может начаться в любой момент.

Но, как известно, ничего так толком и не началось. Собственно, уже после провала проекта на международной выставке недвижимости «МИПИМ-2010» в Каннах можно было спорить на какие угодно суммы, что никаких круизных туристов в Пионерске в 2012 году не увидят.

Между прочим, сначала против проекта почти никто не возражал. Недовольство будущая марина вызывала в основном у рыбаков, которые резонно предположили, что их «шаланды, полные салаки» не придутся ко двору в родном порту. Все-таки там планировался высокий полет, широкий размах и глубокое преобразование с появлением океанических круизных лайнеров и бутиков с ресторанами изысканной кухни. И какие в этом великолепии рыбаки в болотниках и с лопатами?

А чиновники, в том числе федеральные, видели в ней только хорошее, просто-таки луч света, ведущий к всеобщему счастью и прочему благополучию.

Для претворения этого луча в жизнь федеральный бюджет даже был готов в 2009 году выделить 580 млн. рублей, заявил в те давно прошедшие времена руководитель федерального Агентства по рыболовству Андрей Крайний. А потом что-то случилось, и уже летом 2009 года тот же Крайний был смущен видом проекта, причем именно в части соседства рыбаков и туристов.

Через два года оказалось, что предположения рыбаков о том что лайнер вытеснит сейнер, были пророчеством. И настолько сильным, что Андрей Крайний заявил, что не даст разрешение на строительство яхтенной марины в Пионерском до тех пор, пока не будет решен вопрос с рыбным портом.

К этому времени на территории будущей марины было сделано практически одно — выкуплены все земельные участки, которые можно было выкупить. И больше ничего, если не считать восстановления административного здания. Но совсем «умершей» в 2011 году марину еще никто не считал.

Хотя еще с апреля первый и единственный инвестор проекта ООО «Эмбер Лэнд Компани» считало себя банкротом. Правда, летом 2011 года Минтранс РФ и Росрыболовство подписали соглашение, устраняющее разногласия, мешавшие строительству яхтенной марины в Пионерском. «В частности, сняты завышенные требования к потенциальному инвестору, включавшие в себя углубление гавани до 12 метров. Также была определена предельная длина причальной стенки — 800 метров. Снижение требований значительно повышает экономический интерес потенциальных инвесторов к проекту», — заявил тогда министр развития инфраструктуры области Александр Рольбинов.

В сентябре тогда еще премьер-министр РФ Владимир Путин сказал, что поддержит идею строительства яхтенной марины в Пионерском в части взаимодействия с федеральным Агентством по рыболовству. После этого публично о марине вспоминал только губернатор Николай Цуканов, в мае этого года. «Мы не отказываемся от проекта строительства яхтенной марины в этом курорте», — заметил этой весной губернатор.

Ну, а сейчас, похоже, ни один реальный практик не верит в то, что Пионерск в обозримом будущем увидит яхты в большом количестве и широком ассортименте. Хотя сайт первого инвестора все еще обещает построить «крупнейший на Балтике яхт-клуб».

Татьяна НОВОЖИЛОВА корреспондент

3.jpgДно шуфлядок
Чем чаще приходится сталкиваться с реализацией у нас в стране ФЗ-94 «О госзакупках», тем больше приходится поражаться удивительной способности наших народных законодателей принимать такие нормативные акты, исполнение которых требует невероятных ухищрений. Во вторник «Новый Калининград.Ru» сообщил об очень интересной госзакупке, организованной правительством области. Региональным властям срочно потребовался комплект мебели из натурального дерева стоимостью 339 тыс рублей (или 10 тыс долларов). Источник в правительстве области сообщил, что мебель — письменный и журнальный столы, два небольших стола-помощника, два комода, гардеробный шкаф и две тумбы для телефона (никак, для связи с Самим) — поставят в кабинете губернатора Николая Цуканова. 

Особенного внимания в этой госзакупке стоит техзадание, подробно расписанное аж на 5 страницах. «Корпус шуфлядок (ящиков стола — прим. „Нового Калининграда.Ru“) изготавливается из фанеры берёзы толщиной не менее 10 и не более 15 мм. Дно шуфлядок — фанера берёзы толщиной 4 мм. Ручки на фасаде шуфлядок металлические, удлиненные, цвет „состаренная бронза“. Покраска всех поверхностей стола осуществляется бесцветным полиуретановым двухкомпонентным грунтом, с промежуточной просушкой не менее 6-ти часов, с последующим наложением ореховой патины по профилю фрезеровок и канелюра и укрыванием тиксотропным двухкомпонентным полиуретановым лаком со степенью блеска — не менее 45 единиц — глосс», — и это только маленький фрагмент того самого техзадания, с которым может ознакомиться любой, кто пройдет по ссылке на сайт госзакупок.

Мой хороший приятель, который не первый год занимается мебелью и закупками, прочитав техзадание, сделал вполне определенный вывод. «Задание писалось под конкретного производителя — сразу понятно. Причем, судя по фирмам, которые делали расчет — тоже все ясно, — отметил он. — Я понимаю, что цены не завышены. Но почему сначала выбирается мебель, пишется под нее обоснование (причем думаю, уже даже заказывается мебель), цены уточняются у той фирмы, в которой выбиралась мебель? У нас ведь в городе столько мебельных фирм, а еще больше за пределами! И дело не в этом заказе, здесь скорей всего, кроме них, никто этим заказом мараться не будет. Но ведь все конкурсы такие. Где не ковырнешь — везде одинаково».

Название фирмы приятель мне озвучил. Остается подождать, кто же выиграет торги, чтобы проверить его подозрения. 

Зачем покупать мебель за такую цену — это отдельный вопрос, и пресс-служба правительства области пообещала подготовить ответ о том, почему стол и шкаф потребовались сейчас, как давно не обновлялись телефонные тумбы и т. д. Возможно, что это не весь комплект мебели, а докупается несколько предметов к уже существующем гарнитуру. Мало ли — вдруг в кабинете губернатора есть полочки из натурального ясеня с ручками «состаренная бронза», а вот письменный стол износился уже от долгой работы. Купят отдельно стол, сэкономят на полочках. В конце концов, не ставить же в главный кабинет области разномастную мебель. Вот, наверное, и нужно заказывать именно у одного поставщика. Любопытно только, вызывал ли губернатор дизайнера, чтобы тот оценил возможные перестановки, но не суть важно. В принципе, если уж принимать во внимание авторитет губернаторской должности, главе российского региона, наверное, не по рангу покупать мебель где-нибудь в гданьской «Икее». Чай, не в Лондоне живем, чтобы брать пример с мэра Лондона, который ездит на работу на велосипеде.

Кстати, о велосипеде и поездках на работу. Во вторник же стало известно, что правительство Калининградской области отказалось от идеи передать возможность собственной автобазе перевозить чиновников без процедуры открытых торгов. Напомним, в настоящее время правительство вынуждено отыгрывать эту услугу на аукционах. Мы уже писали об абсурдности этой ситуации — разработчики техзадания вынуждены выкручиваться, прописывать в документации именно те характеристики, которые, в частности, принадлежат купленному за счет бюджету губернаторскому «Мерседесу». Само собой, в торгах постоянно побеждает автобаза правительства, потому что у других транспортных компаний таких машин в наличии нет. Зачем, спрашивает, ломать комедию с якобы открытыми торгами на пустом месте? И вот, кажется, ощутив, наконец, абсурдность таких «торгов для галочки», правительство и разработало законопроект. Однако прокуратура и УФАС оказались категорически против. Потому как они вынуждены эти абсурдные законы исполнять. Поэтому придется правительству области и в новом году аренду собственного же губернаторского «Мерседеса» выигрывать по конкурсу.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент 

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.