Игрушечный гнев, выше, дальше, меньше и «любыми путями»

Важные события понедельника: премьер Медведев пытается совладать с бесчинствующими футбольными фанатами, меняя законодательство и предпочитая не замечать подробностей причин; Россия в целом и Калининградская область в частности идут поперек мировых финансовых трендов; а глава комитета строительства мэрии Калининграда Артур Крупин откровенно признал, что второй эстакадный мост должен был быть сдан к выборам в Госдуму «любыми путями».

ball.jpgИгрушечный гнев
В понедельник премьер-министр РФ Дмитрий Медведев жёстко отреагировал на события минувшей субботы, когда на стадионе в подмосковных Химках матч между питерским «Зенитом» и клубом «Динамо» завершился досрочно — после того, как болельщики с гостевой трибуны закидали петардами футболистов. Да так, что вратаря «Динамо» Антона Шунина пришлось госпитализировать. Взорвавшаяся чуть ли не прямо под его ногами петарда стоила ему ожога роговицы и век глаз, конъюктивита, а также посттравматического отита правого уха со снижением слуха.

Руководство клуба с родины премьера, широко известного буйством фанатов, не просто не стало разделять ответственность, но, напротив, выступило с контраргументами. Так, гендиректор «Зенита» Максим Митрофанов в тот же день осудил поведение болельщиков, но призвал не считать виновным в инциденте именно питерский клуб, так как, по его мнению, на гостевой трибуне находились не только фанаты его клуба. Он также заявил, что его команда может сняться с розыгрыша чемпионата России по футболу, если к ней будут применены излишне жестокие санкции.

На следующий день «Зенит» продолжил внеигровую атаку на «Динамо». Заявление, опубликованное на сайте клуба, полностью возлагает ответственность на соперника. По мнению руководства питерского ФК, принимающая сторона продавала билеты на гостевую трибуну кому попало, а «Зенит» не имел возможности контролировать происходящее там. Доказательств причастности питерцев к правонарушениям, по словам авторов заявления, не существует - следовательно, и санкциям клуб подвергать невозможно. Окончательно решение о наказаниях будет принято в течение ближайших двух дней. Во вторник инцидент будут разбирать на общем собрании Российской футбольной премьер-лиги, а в среду — на контрольно-дисциплинарном комитете Российского футбольного союза.

Дмитрий Медведев, встречаясь со своими заместителями в понедельник, призвал ужесточить законодательство страны, чтобы метателей петард во время матчей можно было сажать в тюрьму. «К таким поступкам нельзя относиться легковесно. За такие вещи, которые произошли, нужно сажать в тюрьму. Это абсолютно очевидно», — сказал премьер. Точно так же очевидно было и то, что гнев его был тщательно спланированным. Непосредственно после мероприятия зампредседателя Госдумы Александр Жуков заявил, что поправки, которые возжелал увидеть премьер, уже находятся у него на подписи и в ближайшее время будут внесены на рассмотрение парламентариев.

Ситуация, конечно, неоднозначная. С одной стороны, поведение «ультрас» «Зенита» широко известно в России и за её пределами. Как говорят, опасаются фанаты из культурной столицы лишь коллег, болеющих за махачкалинский «Анжи». Только суровые горцы способны дать адекватный отпор фанам питерского клуба. Калининградцы имели прекрасную возможность видеть воочию их поведение не далее, чем в конце сентября. Когда «Зенит» приехал в Калининград для кубкового матча с «Балтикой», болельщики клуба вначале прошли совершенно несанкционированным маршем по самому центру города — от Дома Советов, по Ленинскому проспекту и проспекту Мира, до стадиона. Разбрасывая по улице те же самые петарды, поджигая фальшфайеры и распугивая прохожих. 

После этого, пройдя номинальный досмотр, гости прошествовали на соответствующую трибуну, где их и членов «Koenig Legion» разделяли лишь десяток метров и пара дюжин курсантов полиции, пусть и в боевой экипировке. Происходившее далее больше походило на события в горячих точках. Петарды  летели вначале со стороны сектора «Зенита» в калининградцев, потом в любых возможных направлениях, пожарные еле успевали их тушить, питерцы дважды проламывали ограждение, сцеплялись с подтянувшимся омоновцами, выбегали на поле, срывали с себя одежду. Полицейский, в мегафон призывавший разбушевавшихся болельщиков подумать о том, какое впечатление они оставят о себе в Калининграде, выглядел бы комично, если бы события не были столь серьезными. Лишь угроза подъехавшего к трибуне водомёта предотвратила побоище после окончания матча.

С другой стороны, если бы областные власти в лице вице-премьера правительства Александра Торбы, ответственного за внутреннюю политику, не приняли решения разместить фанатов двух клубов на одной трибуне, подобного развития событий вполне можно было бы избежать. В конце концов, весь первый тайм питерцы «разогревались», меча различные предметы в болельщиков «Балтики»; до всех остальных целей было слишком далеко. Прорыв ограждения был логическим продолжением, причём иных причин для него не было — в этот момент «Зенит» вёл в счёте. Калининградских фанатов можно было разместить на любой иной трибуне. Мобильные ограждения легко устанавливаются где угодно, а вымещать свои эмоции на земляках фаны «Балтики» вряд ли стали.

Таким образом, решение контрольно-дисциплинарного комитета РФС, которым «Балтика» была оштрафована на 140 тыс рублей за «необеспечение принимающей стороной общественного порядка и безопасности на стадионе во время матча 1/16 финала Кубка России с „Зенитом“», выглядит достаточно логичным. Да, не обеспечили. Попытки Александра Торбы оправдаться выглядят в известной степени беспомощными. Он утверждал, что калининградцы «приняли на себя эту агрессию» и тем самым защитили остальных, более мирных зрителей. К тому же, нужно понимать, что сам Торба никакой ответственности за случившееся не понёс. Её, в конечном итоге, понесли налогоплательщики: клуб является акционерным обществом, поровну поделенным между областью и городом, несмотря на щедрое спонсорство «Росатома», средства бюджета расходуются на содержание «Балтики» не просто в прежнем объёме, а даже выделяются дополнительно.

Игрушечный гнев Дмитрия Медведева и поправки в законодательство, которые были услужливо и спешно подготовлены, вряд ли способны в корне изменить ситуацию. Поведение фанатов «Зенита» в Калининграде вполне тянуло на десятки уголовных статей и реальных сроков и без этих поправок, однако задержаны были лишь несколько болельщиков, ни о каких уголовных делах и лишении свободы известно не стало. Реакция руководства «Зенита» на события минувшей субботы в Химках позволяют предположить, что оно, это руководство, боится фанатов и уверено, что если не поддержит их в любой ситуации, будет этими самыми фанатами попросту избито.

До тех пор, пока обеспечением безопасности матчей с участием питерской команды в регионах будут заниматься специалисты по внутренней политике навроде Александра Торбы (назвавшего метателей петард в Химках «отмороженными придурками»), ждать перемен не стоит вовсе. Хотя бы потому, что он предпочёл отсиживаться на VIP-трибуне за спиной у губернатора во время матча "Балтика-Зенит" в Калининграде, а не идти и ликвидировать последствия собственных решений в эпицентр конфронтации болельщиков и полиции. Туда, где происходила как раз самая настоящая внутренняя политика.

Алексей МИЛОВАНОВ, главный редактор 

tysyacha.jpgВыше, дальше, меньше
Создается впечатление, что наша страна в целом и Калининградская область в частности как-то умудрились нащупать верный путь в финансовом шторме, что охватил буквально всю планету.

Пока другие страны снижают прогнозы по ВВП, думают о спасении валют и вообще чувствуют себя не очень уверенно, Россия демонстрирует какие-то чудеса.

Для начала стоит отметить, что наш регион выступил против общероссийского тренда и смог за месяц более чем в два раза уменьшить задолженность по зарплате. Правда, если поподробнее посмотреть, как, собственно, этого удалось достичь, то радость от такого события испаряется. Как известно, основным должником перед своими работниками было обанкротившееся «КД авиа». После реализации его имущества и прочих поскребываний по сусекам работникам были отданы 35 млн 318 тыс рублей, что составляет всего 11,2% от общей суммы. Но федеральный закон считает, чтобы после прекращения конкурсного производства в отношении банкрота его долги как бы исчезают по принципу «на нет и суда нет». Поэтому мильёны авиакомпании просто не считаются, что и делает картину благостной.

Но и на федеральном уровне чудес не счесть. Вот, например, Минфин РФ не исключает профицита федерального бюджета в 2012 году на уровне 0,1–0,2% ВВП, сообщает «РИА Новости». А ФНС рапортует о росте поступлений налогов и других обязательных сборов.

При этом весь мир буквально еле-еле сводит концы с концами. В США дефицит бюджета составил 120 миллиардов долларов против 98,5 миллиарда долларов годом ранее. В ЕС режут все, что только можно, стремясь сократить расходы и сейчас, и в перспективе.

Но в России уже со следующего года собираются поднять зарплату бюджетников до 100% средней зарплаты в экономической сфере региона. То есть, регионы должны будут найти средства на выполнение обещаний нашего нынешнего президента. И, как водится, любой ценой. Например, за счет своих региональных программ развития.

Нужно отметить, что некоторым бюджетникам уже удалось прорваться в этот средний доход. Например, как заявил областной глава минздрава Владимир Вольф, благодаря программе модернизации здравоохранения в регионе за 9 месяцев 2012 года зарплата медиков выросла и составила в среднем 21111 рублей в месяц. При этом, как подсчитал Росстат, за первое полугодие житель области в среднем зарабатывал 20 тыс рублей. А по данным регионального минэкономразвития, средняя зарплата составляла 21084 рублей в месяц.

Честно говоря, все это немного пугает. Потому что наша страна все-таки не на Марсе расположена, и экономику ее назвать сильной и устойчивой очень трудно. И такое «поперечное» положение дел может привести к тому, что внезапно окажется: все просто было подсчитано не тем способом, которым принято во всем мире. Ибо в наших-то кошельках никакого профицита не наблюдается.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

estak_stro.jpgВолшебные откровения
В понедельник глава комитета строительства и архитектуры Артур Крупин отвечал на вопросы депутатов из «побратимской» комиссии Горсовета по градорегулированию по поводу новой структуры своего комитета. Он долго пытался объяснить депутатам, почему городу потребовалось целых два Управления капитального строительства (УКС), одно из которых является муниципальным казенным предприятием, другое — муниципальным казенным учреждениям. Причем оба почему-то арендуют помещения в деловом центре «Калининградского Пассажа». Объяснил он долго, но на языке, наверное, все же понятном депутатам, которые тоже в большинстве своем являются представителями строительных фирм. Пообещал, что в скором времени УКСы съедут из «Пассажа» в муниципальные помещения. Когда зашла речь о том, кто сейчас возглавляет предприятия, Крупин сообщил: директором МКП УКС назначен Геннадий Мацкан. «Когда перед нами стояла задача любыми путями завершить работу к декабрьским выборам, он проявил себя лучшим образом», — сообщил Крупин на вопрос депутатов по поводу кандидатуры Мацкана.

Само собой, Артур Крупин не сообщил, кем именно была поставлена эта задача, можно только догадываться. И думаю, что этим заявлением Крупин Америку никому не открыл. Большинству журналистов год назад уж точно было совершенно понятно, что знаменитый советский недострой нужно сдать к выборам в Госдуму. В итоге все же не успели, и получилось как-то сумбурно — и накануне декабрьских выборов ленточку не перерезали, и до мартовских (президента) уже тянуть тоже не стали. Открыли мост для движения 22 декабря — что, как говорится, ни к селу, ни к городу. Нет, по поводу моста, конечно, огромное спасибо от многих жителей областного центра, которым он реально облегчил жизнь. Само собой, не стоило тянуть с его открытием к каким-либо очередным выборам.

Но своими словами Артур Крупин в очередной раз подтвердил тот факт, о котором все догадывались, но не почему-то об этом не принято было говорить вслух. Отмечу, что 35-летний Крупин работает в чиновниках весьма давно, в свое время он руководил все тем же УКСом (точнее, одним из них, когда они еще не раздвоились) под непосредственным контролем бывшего главного строителя, а ныне советника губернатора Павла Саркисова. Крупин меньше, чем за год, сделал прекрасную для его возраста карьеру — от директора УКСа до главы комитета архитектуры и строительства. Человек он интересный, имеет три высших образования и воспитывает троих детей. Он входит в список чиновников, которых весьма любят журналисты, потому что готов всегда в любое время прокомментировать даже неприятные ситуации и ответить на неудобные вопросы, на которые остальные предпочитают не отвечать. К примеру — в ситуации, когда летом «Новый Калининград.Ru» писал про то, что за счет городского бюджета решили отремонтировать не латанный-перелатанный мост на ул. Невского, а съезд и дорогу с моста, которые внезапно ведут, в том числе, к логистическому комплексу «Бауцентра», в собственниках которого значится глава города Александр Ярошук. То есть, дорогу строят к магазину Ярошука, а комментирует эту историю Артур Крупин. То, что подряд тогда выиграла фирма депутата Горсовета Сергея Григоренко «ЗАО ДСП», которая входит в «Холдинг Калининградстройинвест» депутата, без пяти минут главы комиссии по градорегулированию Валерия Макарова, само собой, уже никого не удивляет. Комментировал все равно Крупин.

Но вернемся к второму эстакадному мосту. Движение было открыто в декабре 2011 года. Но обещали его официально ввести в эксплуатацию в 2012 году. Год на исходе, а официальных сообщений о вводе моста так и не поступало.

Стоит напомнить, что еще год назад региональные СМИ весьма скептически отнеслись к стремлению открыть эстакаду до ввода в эксплуатацию. «Уже сейчас ясно, что, как обычно, к выборам ничего достроить не успеют, и движение на улицах 9 Апреля и Дзержинского явно будет не соответствовать шестиполосному мосту, — писал „ТР-VIP“. — Очевидно, что облначальство в этой истории выкручивает руки местному, заставляя открыть движение до запуска моста в эксплуатацию, а ведь именно город является заказчиком на строительство этого сооружения. С юридической точки зрения пользоваться в штатном режиме объектом, не прошедшим стадию ввода в эксплуатацию, безусловно, нельзя».

Более того, уже прошел почти год, но до сих пор непонятно, что будет со съездами с моста, в которые сейчас упираются автомобилисты. И если проект реконструкции 9 Апреля уже прошел экспертизу и, по словам Крупина, до конца года будут объявлены торги по выбору подрядчика, то о «другом конце» — Октябрьской и проспекте Калинина — ни слуху ни духу. Областные власти пока не особо афишируют свое стремление помочь городу завершить-таки этот проект. Наверное, в ближайшее время этой помощи особо ждать и не стоит — все значимые выборы уже прошли, куда торопиться? Да и не стоит забывать, что город до сих пор должен федеральному бюджету за мост больше 2 млрд рублей, отдавать которые приходится рядовым налогоплательщикам. С другой стороны, может, и хорошо, что череда выборов закончилась. Теперь не нужно будет строить все «к выборам».

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент

Фото из архива »Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.