Вопрос веры, печаль губернатора и недоступные 200

Важные события вторника: население региона продолжает верить в церковь и президента, не переставая при этом давать взятки коррумпированным чиновникам; губернаторов враз лишили возможности ездить в приятном сопровождении машин ГИБДД, которые теперь отправились патрулировать улицы; железные дороги Литвы не готовы вынести ускорение калининградских поездов.

rpc_2.jpg Вопрос веры
Коррупции всё больше, доверия всё меньше. Во вторник калининградские антикоррупционные эксперты (термин ужасный, но иным образом назвать участников некоммерческого партнерства «Калининградское региональное антикоррупционное сообщество экспертов» не получается) представили свой взгляд на ситуацию с коррупцией в нашей области в 2012 году. Получилось у них это как-то странно, что также уровень доверия в обществе вовсе не повышает.

Исследование, результат которого хитрые эксперты озвучили несколько однобоко, базируется на трёх опросах — 600 жителей Калининграда и области, 100 представителей малого и среднего бизнеса, а также — глубоких интервью десятка иностранных инвесторов. Собственно социологию по заказу сообщества экспертов проводила Калининградский социологический центр. Это уже точка конфликта: по словам представителя сообщества Ильи Шуманова, аналогичное исследование в 2011 году проводила Калининградская мониторинговая группа (КМГ), однако от её услуг было решено отказаться в связи с участием той в правительственных контрактах. Создатель КМГ и супруг её руководителя Алексей Высоцкий уже нервно прокомментировал в Фейсбуке эти аргументы в том духе, что, мол, они вызывают у него улыбку.

Опрос мирных граждан включает в себя вопросы о доверии тем или иным институтам государственной власти и общества, степени их коррумпированности, а также о том, как часто и по каким поводам приходится давать взятки калининградцам. К сожалению, результаты ответов на эти важные вопросы эксперты-общественники предпочли представить журналистам как-то очень однобоко. Полных результатов исследования пока что не опубликовано, прессу снабдили презентацией. В ней фигурируют лишь частичные цифры: если, к примеру, уровень доверия к депутатам Госдумы или полиции низкий, то показаны лишь проценты респондентов, ответивших «скорее не доверяю» и «совсем не доверяю». Если высокий, как к армии или церкви, то только «скорее доверяю» или «полностью доверяю». Да и набор этих оцениваемых институтов также немного смущает: в нём есть СМИ, правозащитники и таможня, но отсутствует губернатор.

С другой стороны, Николай Цуканов вполне присутствует в той части соцопроса, где респондентам предлагалось оценить уровень коррумпированности. Вместе с правительством и облдумой, его подверженность мздоимству большинство (45,1%) опрошенных оценили как среднюю, треть (28%) полагает, что коррумпированность там высока, каждый десятый уверен, что она «очень высока». Примерно сходные оценки респонденты дали федеральным и муниципальным органам власти.

Большинство опрошенных социологами полагает, что уровень коррупции более-менее стабилизировался, как в регионе, так и в стране. Чуть более половины респондентов ответили на вопросы именно таким образом, около трети считают, что коррупции стало больше, снижение этого фактора отмечают лишь немногим более 10%.

Сами же жители региона стали давать больше взяток: если в 2011 году в ситуацию, требующую, как выразились составители опроса, «стимулировать» госчиновников, попадали 38% опрошенных, то в 2012 году их оказалось уже 44%. При этом, положительно в пользу желающих получить мзду вопрос решали 75% из тех, кто оказался перед требованием взятки, прямым или опосредованным. 14% гордо отказались, а 11% не стали отвечать на такой вот вопрос. Позабыв о презумпции невиновности, авторы исследования заявили, что считают постеснявшихся отвечать потенциальными коррупционерами. Топ-3 самых коррупционных ситуаций возглавляет встреча с врачом (52,4%), затем идёт «урегулирование вопроса» с ГИБДД (31,5%), замыкает тройку лидеров мероприятие в детском саду (12,7%).

Опрос предпринимателей носил экспертный характер и на роль социологического среза не претендовал. Вместе с тем, интересно узнать, что 71 из 100 опрошенных предпринимателей (каких — неизвестно, опрос анонимен) назвали губернатора «нечестным». Что, правда, далеко не предел: Цуканов в этом смысле сильно проиграл депутатам Госдумы от региона. В честность Натальи Бурыкиной, Александра Жукова и Андрея Колесника верит лишь 11 из 100 предпринимателей. И их можно понять; чтобы поверить человеку, его нужно хотя бы видеть. Если Андрей Колесник изредка и появляется в регионе, а Жуков мелькает на телеэкране в связи с подготовкой Олимпиады в Сочи (что тоже доверия не повышает), то Бурыкину вовсе никто не видел. Хотя, судя по цифрам, малый и средний бизнес вообще мало кому доверяет, а, судя по темпам закрытия предприятий из этой сферы, вскоре вообще исчезнет.

Результаты бесед с иностранными инвесторами будут подробно представлены чуть позднее. Во вторник эксперты озвучили лишь несколько цитат. Они, однако, описывают ситуацию в регионе куда красочнее, чем смешавшиеся в одну большую кучу уже через несколько минут после начала мероприятия цифры. «Русские и себя и нас постоянно пугают коррупцией» и, особенно, «Создание искусственных барьеров в Калининградской области — почти фирменный знак местных органов власти, всех разрешительных, согласовательных и контролирующих структур». После такого губернатору впору и в самом деле задуматься, ведь в лицо ему такое улыбчивые на публике инвесторы вроде Стефано Влаховича вряд ли скажут.

Впрочем, надеяться на светлое будущее в обозримой перспективе не стоит. Хотя бы потому, что, несмотря на изрядную корявость методов, общественность и немногочисленные более-менее свободные от внешних воздействий СМИ для борьбы с коррупцией делают подчас больше, чем все ответственные за это чиновники. Общество этого, конечно, не замечает. Ведь, согласно тому же опросу, средствам массовой информации не доверяет больше половины жителей региона (52,5%), а 68 из 100 предпринимателей считают прессу коррумпированной. Общественным организациям повезло немногим больше: 42,3% респондентов не смогли оценить своё доверие к ним, а, значит, мало что про их работу знают. Доверяют же наши сограждане, как и следовало ожидать, президенту и церкви, а также армии. Если президент-главнокомандующий всё же будет причислен к лику святых, а всё к тому идёт, то считать социологию для нового исследования коррупции борцам с ней в конце текущего года будет проще.

Алексей МИЛОВАНОВ, главный редактор

cukanov_28.jpg Печаль губернатора
Думаю, что на улице многих губернаторов и прочих президентов республик России сегодня царит грусть и печаль — с понедельника вступило в силу постановление правительства РФ от 22 декабря 2012 года № 1375, которым уточняется, когда и кого могут сопровождать автомобили ГИБДД и военной автомобильной инспекции. Из перечня исключены поездки членов Государственного совета, к которым относятся главы всех субъектов федерации, руководители думских фракций, а также полпреды президента в субъектах РФ.

Рассчитывать на сопровождение ГИБДД члены Госсовета смогут только в ситуациях, когда они направляются на мероприятия, проводимые президентом Владимиром Путиным или премьер-министром Дмитрием Медведевым, сообщил «Газете.Ru» официальный представитель ГИБДД России Антон Белан.

Вот и Николай Цуканов, точнее — его черный «Мерседес», остался без столь приятного сопровождения. Инспекторы ДПС, которые в последние годы сопровождали машину губернатора, отправились «выполнять свои задачи», сообщил корреспонденту «Нового Калининграда.Ru» во вторник начальник отделения ДПС регионального управления ГИБДД Иван Жих. Инспекторы ГИБДД, которые ездили раньше вместе с Николаем Цукановым, по словам Жиха, отправились патрулировать улицы. «В соответствии с ведомственными инструкциями в число сопровождавших губернатора назначались опытные сотрудники ГИБДД», — отметил Иван Жих. По его словам, Цуканова всегда сопровождали одни и те же автоинспекторы.

Отмечу, что ранее я частенько, стоя на остановке общественного транспорта в районе ул. Пролетарской в 9 утра, наблюдала губернаторский черный «Мерседес» с номерами «Р001РР», пробиравшийся по пробкам в сопровождении разноцветной машины автоинспекции. Был даже случай, когда «Мерседес» не успел проскочить на желтый сигнал светофора, и автоинспекторы включили «мигалки», чтобы, наверное, губернатор не дай бог не опоздал на работу, простояв лишние 30 секунд перед светофором. Как теперь глава региона будет успевать везде без гаишников, как будет обгонять других автомобилистов по встречной, неизвестно. Ведь даже до здания «Янтарьэнерго», которое находится в трех минутах ходьбы от правительства, глава региона раньше доезжал на черном «Мерседесе» в сопровождении полицейской машины.

Честно говоря, сотрудников ГИБДД, постоянно сопровождавших главу региона, было даже несколько жаль. Ведь им приходилось постоянно мотаться не только к дому губернатора, но и в Гусев, на малую родину губернатора, по выходным — в разные Озерские и прочие отдаленные районы. Теперь, наконец, сотрудников ГИБДД ждут родные дорожные просторы. Впрочем, во вторник во время посещения Николаем Цукановым Гурьевского района на каждом перекрестке все равно стояли инспекторы ГИБДД, пропускавшие колонну чиновничьих автомобилей. Но тут уж, наверное, никуда не деться — плотный кортеж несущихся на большой скорости машин реально может создавать аварийную ситуацию для других участников дорожного движения на перекрестках.

Стоит напомнить суть проблемы: в 2005 году сопровождение ГИБДД губернаторским автомобилям давали на усмотрение местного милицейского начальства. После гибели в ДТП губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова, которого буквально за несколько дней до трагедии лишили сопровождения, на уровне руководства страны было решено приставить машину с мигалкой к каждому главе региона. То ли губернаторы теперь стали не такими ценными для правительства страны, то ли «наверху» решили, что аварийность на наших дорогах снизилась.

Водителям Калининградской области, наверное, стоит «порадоваться». По их душу на дороги области выехал еще один экипаж Дорожно-патрульной службы с высокопрофессиональными работниками.

Оксана МАЙТАКОВА, старший корреспондент 

rail_1.jpg Недоступные 200
Тихая война на железных дорогах между Литвой и Россией продолжается. Наши ближайшие соседи ни в какую не хотят идти на уступки и как-то упростить жизнь калининградским грузополучателям и грузоотправителям.

Как напомнил во вторник замминистра транспорта РФ Сергей Аристов, выступая в Госдуме, помимо повышений тарифов на грузоперевозки в калининградском направлении есть еще один камень преткновения — состояние железных дорог на территории Литвы.  

Россия уже давно ведет переговоры с ЕС о введении скоростного безостановочного калининградского железнодорожного транзита по территории самого важного в этом вопросе члена Евросоюза — Литвы. И ЕС в целом готов на это пойти. Но при условии, что скоростной режим такого транзита будет на уровне не менее 200 км/час. И, как это ни удивительно, российские пассажирские и грузовые поезда на это оказались способны, а вот литовские железные дороги – нет.

Между прочим, эта неготовность стала довольно внезапной. Полтора года назад, когда наш губернатор Николай Цуканов пытался договориться о возможности введения безвизового проезда в область через территорию Литвы на время проведения ЧМ-2018, литовцы устами министра коммуникаций и транспорта Арунаса Штараса заявили, что готовы «обсудить различные возможности ускорения сообщения поездов между Россией и Литвой без изменения порядка транзита на оговоренных международными соглашениях маршрутах между РФ и Калининградской областью через территорию ЕС». То есть, лучше быстрее, но с визами, чем так, как есть и без виз.

Но бог с ними, ветреными соседями, у которых что-то не так с рельсами. Мало кто поверит в то, что у них нет интереса в замедлении калининградского грузооборота, особенного того, что связан с грузоперевалкой через морские порты. По крайней мере, наши грузополучатели и отправители, а также стивидоры и железнодорожники в это не слишком верят, особенно рассматривая цифры, по которым выходит, что когда в калининградских портах грузов становится меньше, то в литовских почему-то больше. Мы и сами умеем создавать себе такие проблемы, что все обзавидуются.

В начале января КЖД сообщило, что на железнодорожных путях региона по вине ряда компаний, осуществляющих перевалку грузов в калининградских портах и на терминалах, простаивает более 1,6 тыс вагонов, а срок оборота вагонов уже превышает нормативный более чем в 200 раз. К началу февраля все стало еще хуже – количество простаивающих вагонов удвоилось и частично даже вылезло в Литву, где скопилось более 600 вагонов с грузами для региона. Экстренные меры помогли избавить соседей от наших завалов.

Так, может, нам пока и не стоит настаивать на ускорении? Может, для начала мы как-то у себя порядок наведем, заставим всех все вовремя загружать и разгружать? Ведь пока, похоже, мы не всегда с этим справляемся даже при нынешних «низких» скоростях.

Татьяна НОВОЖИЛОВА, корреспондент

Фото — из архива «Нового Калининграда.Ru»

Нашли ошибку? Cообщить об ошибке можно, выделив ее и нажав Ctrl+Enter

Полулегальные методы

Замглавреда «НК» Вадим Хлебников о том, почему власти скрывают от горожан свои планы по застройке.